Слайд 2
![Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-1.jpg)
Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень
Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки
Слайд 3
![Истоки творчества наших предков Вдоль реки Мезень, протекающей по территории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-2.jpg)
Истоки творчества наших предков
Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР
и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи
Слайд 4
![Главная среди вещей Самыми популярными предметами для росписи у местных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-3.jpg)
Главная среди вещей
Самыми популярными предметами для росписи у местных мастеров были
прялки. Изящные и тонкие, они целиком вырезались из дерева – березки или ели с загибом ствола. Поверхность прялки не грунтовали, по коричнево-золотистому цвету писали красные фигурки, заключая их в тонкий черный контур.
Слайд 5
![Мезенская роспись: орнаменты Спецификой рисунка на знаменитых прялках мезенских художников](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-4.jpg)
Мезенская роспись: орнаменты
Спецификой рисунка на знаменитых прялках мезенских художников искусствоведы называют
присутствие трех содержательных ярусов. Каждый из них представляет миры – небесный, земной и подземный. На нижнем ярусе нарисованы кони и олени, в среднем к ним присоединяются птицы, а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно, присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает, что это мир не только живых, но и мертвых. Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы, внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров – геометрические фигуры, которыми и отличается мезенская роспись.
Слайд 6
![Отголоски язычества Ученые предполагают, что раньше художники пользовались не кистью,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-5.jpg)
Отголоски язычества
Ученые предполагают, что раньше художники пользовались не кистью, а резцом.
Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега, нежели украшения, они могли выражать языческую символику. Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств, немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее, чем просто радующий глаз рисунок
Слайд 7
![Значимость солнца Солнце в художественном пространстве, присутствие солнечных знаков имело](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-6.jpg)
Значимость солнца
Солнце в художественном пространстве, присутствие солнечных знаков имело значение амулета.
Миры-ярусы на прялках мезенской росписи содержали изображение солнца во всех трех рядах. Его изображали в виде заключенного в окружность крестика. Для того чтобы передать на рисунке ход солнца по небосклону, ряд кружочков с крестом внутри соединяли плавными диагональными линиями, иногда впечатления движущегося солнца достигали при помощи вписанных в окружность дугообразных черточек-спиц.
Слайд 8
![Земля-кормилица Символом плодородия были земля и семена. Ромбики, треугольники и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-7.jpg)
Земля-кормилица
Символом плодородия были земля и семена. Ромбики, треугольники и квадраты, пустые
внутри, обозначали вспаханную землю, а символом засеянной земли были помещенные внутрь полых фигур точки и овалы. Иногда ромбики и квадраты расчерчивали на четыре и больше частей, украшали различными элементами в виде черточек и завитушек. Зернышки имели вид почти круглой маленькой фигурки либо вытянутого эллипса, полого, закрашенного или разделенного посередине линией. Прорастающее зерно рисовали как каплю, окруженную с обеих сторон изящными завитушками. Нередко в мезенской росписи можно увидеть изображение земли, прогретой солнцем и напитанной влагой, с ростками семян – все эти графические знаки умещались в искусно созданный квадрат либо ромб.
Слайд 9
![Водная стихия Вода издавна считается олицетворением очищающей и одаривающей стихии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-8.jpg)
Водная стихия
Вода издавна считается олицетворением очищающей и одаривающей стихии. Не только
в орнаментах, но и в сюжетных изображениях встречаются разбросанные вокруг объектов капли воды. Воду принято было изображать волнистой линией, завитками и перышками. Она могла находиться и в наполненном влагой небе, тогда над прямой горизонтальной линией, обозначавшей небесную твердь, вилась волнообразная линия воды, а дождь рисовали в виде вертикальных или диагональных волнистых палочек. Если хотели передать интенсивность дождевых потоков, то просто рисовали прямые диагональные черточки.
Слайд 10
![Сила ветра и огня Символика мезенской росписи включает в себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-9.jpg)
Сила ветра и огня
Символика мезенской росписи включает в себя также знаки
воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Мезенские мастера обозначали воздух короткими штрихами, окружавшими персонажей. Ветер же далеко не всегда был дружественной стихией для охотников и земледельцев. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии. Изображение огня могло напоминать рисунок солнца, а иногда его обозначали спиралью. Спираль как символ используется во многих культурах мира, двойная спираль выражает единство двух начал – женского и мужского.
Слайд 11
![Символика животного и растительного мира Другие значимые образы мезенской росписи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-10.jpg)
Символика животного и растительного мира
Другие значимые образы мезенской росписи – деревья,
птицы, лоси, кони, олени, снег и холод, который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.
Слайд 12
![Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-11.jpg)
Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями,
нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.
Слайд 13
![Птицы – предвестники счастья Птицы в народной культуре обещают богатство](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-12.jpg)
Птицы – предвестники счастья
Птицы в народной культуре обещают богатство и благо,
связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок. Ее рисовали в виде слегка вытянутого круга с более короткой петелькой-шейкой
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-13.jpg)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-14.jpg)
Слайд 16
![птицы . Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-15.jpg)
птицы
. Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой мазок с
волнистыми штрихами, обозначавшими обобщенно хвост. В мезенских творениях уточка часто соседствует с лошадью, тоже связанной с обожествлением солнца. Конь, по фольклорно-языческим представлениям, утром возводит солнышко на небосвод.
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-16.jpg)
Слайд 18
![Лошади и олени Конь - главная фигура в творчестве мезенских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-17.jpg)
Лошади и олени
Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он
имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-18.jpg)
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-19.jpg)
Слайд 21
![Олени и лоси Олени или лоси олицетворяли счастье и появление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-20.jpg)
Олени и лоси
Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового.
Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.
Слайд 22
![Красноречивый язык цвета Чем еще привлекает и завораживает мезенская роспись?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-21.jpg)
Красноречивый язык цвета
Чем еще привлекает и завораживает мезенская роспись? Цвета, которыми
пользовались древние «дизайнеры», поражают лаконичностью и эмоциональным накалом. Основную нагрузку несет на себе, конечно, графика, которую отличают всего два цвета – красный и черный. Образуя экспрессивный контраст, они не оставляют места для других оттенков столь знаковой живописи, какой является искусство мезенской росписи.
Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле. Яркие красные пятна, окаймленные строгими черными контурами – типичный стиль мезенских искусников. Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-22.jpg)
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-23.jpg)
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-24.jpg)
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-25.jpg)
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-27.jpg)
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-28.jpg)
Слайд 30
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-29.jpg)
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-30.jpg)
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-31.jpg)
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-32.jpg)
Слайд 34
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-33.jpg)
Слайд 35
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-34.jpg)
Слайд 36
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-35.jpg)
Слайд 37
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/59284/slide-36.jpg)