Слайд 2
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то
время шел процесс
формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой
легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и
предпринял поиски путей избавления человечества от страданий.
Слайд 3
Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно
другим людям.
Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды
во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она
родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через
подмышку.
Слайд 4
В наши дни буддизм распространен в Юго-Восточной Азии, особенно в Шри-Ланке (Цейлон), Мьянмаре
(Бирма), Таиланде, Кампучии (Камбоджа) и Лаосе
Слайд 5
Буддийская ступа
Ступа-особый вид мемориальных сооружений в буддизме. По преданию, первые восемь ступ были
воздвигнуты для хранения праха Будды. Позднее ступы стали воздвигать в память о почитаемых людях и знаменательных событиях. Символика ступы многозначна, но, прежде всего, - это выраженное в архитектурной форме представление о мироздании.
Слайд 6
Во время английской оккупации острова Ява, в 1814 году, был обнаружен древний храм.
Сотни лет лежал он, покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. Храмовый комплекс Боробудур оказался одним из древнейших и самым больших буддийских памятников на Земле. Лишь к 1835 году верхняя часть его была полностью расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем.
Слайд 7
Храм построен как огромная ступа, сооруженная из 2,000,000 каменных блоков,которая выполнена в форме
гигантской мандалы. Фундамент ступы квадратный со стороной 118 м.
-На верхнем ярусе расположено 72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены 504 статуи Будды.
-Прикосновение к каждому Будде из ступ, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье
Слайд 8
В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая
повозка”) и
Махаяна (“большая повозка”). Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду
человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только
через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения
не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на
активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и
государственную жизнь.
Слайд 9
Майтрея, «Любящий», Аджита, «Непобедимый», — такие имена даны ему верующими. Буддисты верят, что
Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой дхарме.
Культ Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э
Слайд 10
-Основные религии - синтоизм, буддизм и дзен-буддизм.
Синтоизм обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и прежде
всего свадебные церемонии. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные обряды
Слайд 11
Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама; Далай-лама 1 был учеником
Тзонкхапы, когда 3-й его "перерожденец" прибыл в Монголию, ему дали имя "Далай", по-монгольски "океан", а предыдущие его перерождения после смерти были признаны как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама является главой традиции Гелуг; ее возглавляет Гандэн Три Ринпоче. Далай-лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего тибетского буддизма. Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы V. В отличие от Далай-ламы Панчен-лама занимается исключительно духовными делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, тогда один из них мог стать учителем другого.
Слайд 12
Пять скандх (кхандх) или «групп привязанности», Паньчаскандхи (пали. pañcakhandhā, санскр. पञ्चस्कन्धी, pañcaskandhī) —
пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Другими словами, совокупность пяти скандх является «Я» индивидуума, в терминологии Юнга — самость.
Слайд 13
Главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых
касаются тела, четыре - речи и три - мыслей.
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство
2) воровство
3) Причинение сексуального вреда.
Четыре словесных дурных действия таковы:
1) ложь
2) злословие
3) грубая речь
4) пустословие
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность
2) злонамереннность
3) ложные воззрения
Слайд 14
Трира́тна — в буддизме — три драгоценности буддийской доктрины:
Будда
Дхарма (закон)
Сангха (община)
Есть Будда —
совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности рождений (сансара).
Есть Дхарма — Закон, открытый Просветлённым. Этот Закон является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего.
Есть Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикшу, на пали — бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды
Слайд 15
Это колесо с восемью спицами символизирует суть буддийского учения - следование восьми «благородным
принципам»: правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильное оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, а также правильная концентрация(медитация).»Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевные свойства».