Слайд 2
![ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-1.jpg)
Слайд 3
![Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия («тварь я дрожащая или право имею?»)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-2.jpg)
Состав человеческой природы:
дихотомия и трихотомия
(«тварь я дрожащая или право имею?»)
Слайд 4
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-3.jpg)
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Дихотомия Дух – это: - то же, что и душа,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-5.jpg)
Дихотомия
Дух – это:
- то же, что и душа,
- не часть
человеческой природы, а живущий в человеке
Дух Божий,
- высшая способность человеческой души – ум (νοῦς),
- особое состояние ума (души), устремленного к духовному деланию и становящегося «жилищем Бога в Духе».
Дух – не часть души.
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-6.jpg)
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-7.jpg)
Слайд 9
![Дихотомия «…Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-8.jpg)
Дихотомия
«…Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными
от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».
(1Кор. 2:13-16; 3:1).
Слайд 10
![2. Значение тела в составе человеческой природы («внутри меня водица, а мне летать охота!»).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-9.jpg)
2. Значение тела
в составе человеческой природы
(«внутри меня водица, а
мне летать охота!»).
Слайд 11
![Последствия грехопадения в природе человека («кожаные ризы»): - дебелость (плотность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-10.jpg)
Последствия грехопадения в природе человека
(«кожаные ризы»):
- дебелость (плотность, грубость) тела,
- смертность,
-
тление (болезни, страдания…)
- необходимость выбора (искажение воли).
- страстность (укоризненные страсти).
Слайд 12
![Отношение к телу Античная философия: «σῶμα – σῆμα» (Платон) -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-11.jpg)
Отношение к телу
Античная философия:
«σῶμα – σῆμα» (Платон) - «тело –
темница» или «тело – гроб».
Христианство:
человек в полном смысле –
существо, состоящее из тела и души.
Цель аскезы – не борьба с телесностью, а освобождение души и тела через достижение бесстрастия.
Слайд 13
![Лестница Иакова](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Лествица](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-13.jpg)
Слайд 15
![«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-14.jpg)
«Доброго, которого хочу, не делаю,
а злое, которого не хочу, делаю.
Если
же делаю то́, чего не хочу,
уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что,
когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку
нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего
и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек!
кто избавит меня от сего тела смерти?»
(Рим. 7:19-24)
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Высокое достоинство тела: «Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-16.jpg)
Высокое достоинство тела:
«Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней
Творца и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и пролил источники слез... Даже в падшем состоянии человеческое тело столь прекрасно, что может возводить человека к прославлению Творца» (прп. Иоанн Лествичник).
Слайд 18
![Функции тела. Тело есть: - жилище души, ее материальный носитель,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-17.jpg)
Функции тела.
Тело есть:
- жилище души, ее материальный носитель,
- инструмент, орудие
души,
- один из уровней человеческой личности, граница личности,
- реализация творческих способностей человека,
- связующее звено между видимым и невидимым.
Слайд 19
![3. Происхождение человеческих душ («откуда берутся дети?»). Богословские мнения (теологумены).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-18.jpg)
3. Происхождение человеческих душ
(«откуда берутся дети?»).
Богословские мнения (теологумены).
Слайд 20
![1) Мнение о предсуществовании человеческих душ Ориген: Все человеческие души](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-19.jpg)
1) Мнение о предсуществовании человеческих душ
Ориген: Все человеческие души были сотворены
Богом одновременно равными по достоинству. Наказание из-за отказа созерцать Бога - ссылка душ в тела ангелов, людей или демонов (объясняет различие условий жизни людей).
Осуждение на V Вселенском соборе (553 г.) как ересь: учение умаляет искупительный подвиг Спасителя.
Слайд 21
![Учение Оригена: - не согласуется со Священным Писанием, - не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-20.jpg)
Учение Оригена:
- не согласуется со Священным Писанием,
- не способно удовлетворительно объяснить
факт Боговоплощения,
- связано с учением о всеобщем восстановлении – апокатастасисом (греч. ἀποκατάστασις).
Слайд 22
![2) Мнение о творении человеческих душ - «креационизм» (от лат.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-21.jpg)
2) Мнение о творении человеческих душ - «креационизм» (от лат. creatio-
творение, создание).
Преобладает в святоотеческой литературе: каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего. Способ сотворения душ для человека непостижим.
Легко объясняет
качественное разнообразие душ.
Слайд 23
![«Креационизм»: - не во всем согласуется со Священным Писанием, -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-22.jpg)
«Креационизм»:
- не во всем согласуется со Священным Писанием,
- не объясняет способ
перехода греховной порчи от Адама на весь род человеческий,
- входит в противоречие с Божественным благословением любого деторождения,
- не позволяет объяснить наследование детьми от родителей различных душевных свойств и способностей.
Слайд 24
![3) Мнение о рождении человеческих душ - «традуционизм» Тертулиан: особые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-23.jpg)
3) Мнение о рождении человеческих душ - «традуционизм»
Тертулиан: особые душевные семена
отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции.
Легко объясняет способ распространения последствий грехопадения от предков к потомкам.
Слайд 25
![«Традуционизм»: - не объясняет случаи несходства между родителями и детьми,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-24.jpg)
«Традуционизм»:
- не объясняет случаи несходства между родителями и детьми,
- не определяет,
от кого именно рождается душа (души матери или отца),
- находится в противоречии с понятием «простоты» души (ее неделимости и неразрушимости).
Слайд 26
![«Креационизм» и «традуционизм» не противоречат друг другу (возможно!): - от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-25.jpg)
«Креационизм» и «традуционизм» не противоречат друг другу (возможно!):
- от родителей человек
получает душу (духовную природу) и тело;
- но личностью (неповторимой и уникальной) человек становится вследствие особого Божественного воздействия.
Каждый человек – это неповторимая личность, новая форма образа Божия.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-27.jpg)
Слайд 29
![ОБРАЗ БОЖИЙ (алмаз) ПОДОБИЕ БОЖИЕ (бриллиант) «Кожаные ризы» - инструмент человека для уподобления: АСКЕЗА](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/100139/slide-28.jpg)
ОБРАЗ БОЖИЙ (алмаз)
ПОДОБИЕ БОЖИЕ (бриллиант)
«Кожаные ризы» -
инструмент человека для
уподобления: АСКЕЗА