ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ презентация

Содержание

Слайд 2

План

1. Антропологические основы права.
2. Сущее и должное в морали и праве.
3. Права человека в

План 1. Антропологические основы права. 2. Сущее и должное в морали и праве.
философском измерении.
4. Человек как правовое существо. Механизмы формирования правовой личности.

Слайд 3

Вопрос 1. Антропологические основы права

Философская антропология - раздел философии, изучающий человека

Вопрос 1. Антропологические основы права Философская антропология - раздел философии, изучающий человека как
как особого рода сущее, проблемы человеческой природы и человеческого бытия, формы и способы человеческого существования.
Право - явление, без которого человек не может существовать.
В то же время само право создается человеком.

Слайд 4

Правовая антропология – это раздел философии, изучающий человека как особого рода

Правовая антропология – это раздел философии, изучающий человека как особого рода сущее, проблемы
сущее, проблемы человеческой природы и человеческого бытия, формы и способы человеческого существования.

Слайд 5

Идея права в правовой антропологии – это моральная идея, выражающая сущность

Идея права в правовой антропологии – это моральная идея, выражающая сущность человека. Центральная
человека.

Центральная проблема правовой антропологии – выявление антропологических предпосылок правовой теории через перенос «образа права» на «образ человека».

Слайд 6

Основоположники правовой антропологии:

Т. Гоббс;
Ж.-Ж. Руссо;
И. Кант.

Основоположники правовой антропологии: Т. Гоббс; Ж.-Ж. Руссо; И. Кант.

Слайд 7

Антропологическая теория Т. Гоббса

Человек - абстрактный индивид, который руководствуется только своими

Антропологическая теория Т. Гоббса Человек - абстрактный индивид, который руководствуется только своими интересами
интересами и использует других как средство достижения собственных целей;
Правопорядок необходим ему только из-за страха перед насилием со стороны других индивидов;
Государство объединяет индивидов в единое целое и обеспечивает их безопасность;
Образ права: право – только государственные предписания.

Слайд 8

Антропологическая теория Ж.-Ж. Руссо

Индивид осознает, что государство становится мощной силой и

Антропологическая теория Ж.-Ж. Руссо Индивид осознает, что государство становится мощной силой и разобщенные
разобщенные между собой индивиды способствуют чрезвычайной концентрации власти в его руках;
Индивид осознает опасность со стороны деспотической государственности;
Высшей волей провозглашается воля народа, которая ставится даже выше законности;
Образ права: право оправдывает любой народный произвол.

Слайд 9

Антропологическая теория И. Канта

Человек – существо, не нуждающееся во внешней опеке;

Антропологическая теория И. Канта Человек – существо, не нуждающееся во внешней опеке; он
он – моральное существо, способное действовать автономно;
Индивид способен противостоять чужой воле даже, если она возведена в закон;
Право – безусловная ценность, категорический императив;
Решение жить по праву каждый индивид принимает сам;
Образ права соответствует образу человека.

Слайд 10

Образ человека в современной антропологии

Человеку присущи:
разумность;
моральность;
язык;
символичность;
предметная деятельность;
воля к власти, игре, творчеству;
религиозность

Образ человека в современной антропологии Человеку присущи: разумность; моральность; язык; символичность; предметная деятельность;
и пр.

Слайд 11

Главное качество современного правового человека – открытость. В образе человека находит свое

Главное качество современного правового человека – открытость. В образе человека находит свое оправдание
оправдание образ права. Образ человека зависит от его выбора.

Слайд 12

Ото всех других существ человек отличается способом действия: долженствование. Человек знает, что

Ото всех других существ человек отличается способом действия: долженствование. Человек знает, что и как должно быть.
и как должно быть.

Слайд 13

Вопрос 2. Сущее и должное в морали и праве

Современная правовая антропология

Вопрос 2. Сущее и должное в морали и праве Современная правовая антропология рассматривает
рассматривает мораль и право как феномены, содержание которых зависит от ценностных предпочтений человека, то есть через них образ человека осуществляет правовую легитимацию образа права.

Слайд 14

Сущее – наличное бытие. Должное – то, что должно быть. Сущее и

Сущее – наличное бытие. Должное – то, что должно быть. Сущее и должное
должное всегда существуют как рассогласованное единство.

Слайд 15

Деонтология – наука о должном и долженствовании.

Основной вопрос деонтологии: выяснить причины

Деонтология – наука о должном и долженствовании. Основной вопрос деонтологии: выяснить причины возникновения
возникновения и механизмы формирования нормы как должного.

Слайд 16

Как соотносятся мораль и право?

Все классики философско-правовой мысли рассматривали право как

Как соотносятся мораль и право? Все классики философско-правовой мысли рассматривали право как низшую
низшую ступень морали (Аристотель, Бэкон, Монтескье, Кант, Куницын, Гегель, Остин).
Современные философы права рассматривают справедливость не как моральную, а как правовую категорию.

Слайд 17

Общее морали и права заключается в их нормативности, способности выполнять регулятивную

Общее морали и права заключается в их нормативности, способности выполнять регулятивную функцию. Моральные
функцию. Моральные и правовые нормы возникают как отражение практических реальных отношений в обществе, а затем объективируются в деятельности людей.

Слайд 18

Различия права и морали. Право и мораль различаются по происхождению (право возникает

Различия права и морали. Право и мораль различаются по происхождению (право возникает вместе
вместе в государством, а мораль - вместе с человеческим сообществом).

Слайд 19

Различия права и морали. Право и мораль различаются по форме выражения (право

Различия права и морали. Право и мораль различаются по форме выражения (право закрепляется
закрепляется в определенных документах, а мораль - в общественной памяти).

Слайд 20

Различия права и морали. Право и мораль различаются по способу обеспечения (право

Различия права и морали. Право и мораль различаются по способу обеспечения (право обеспечивается
обеспечивается силой государства, а мораль- силой общественного мнения).

Слайд 21

Различия права и морали. Право и мораль различаются по структурной организации (право

Различия права и морали. Право и мораль различаются по структурной организации (право систематизировано, а мораль бессистемна).
систематизировано, а мораль бессистемна).

Слайд 22

Различия права и морали. Право и мораль различаются по уровню требований (право

Различия права и морали. Право и мораль различаются по уровню требований (право имеет
имеет менее высокий уровень требовательности, чем мораль).

Слайд 23

Различия права и морали. Право и мораль различаются по степени конкретности (право

Различия права и морали. Право и мораль различаются по степени конкретности (право предусматривает
предусматривает заведомую реакцию на определенное действие, имеет регламентированные процедуры, а мораль дает лишь общую установку).

Слайд 24

В морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.

В морали и праве по-разному проявляется взаимосвязь сущего и должного.

Слайд 25

Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье, мир,

Должное в морали выступает в качестве общечеловеческой ценности (благо, счастье, мир, любовь). Должное
любовь). Должное в праве связано преимущественно с институциональными ценностями (безопасность государства как института, равенство этноса как института и т.д.).

Слайд 26

Должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу, оно

Должное в морали предполагает спонтанное следование ему как нравственному идеалу, оно нацелено на
нацелено на добровольность своей реализации в поступках. Должное в праве реализуется в сущее под внешним принуждением, выступает как диктат.

Слайд 27

Должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим добродетелям

Должное в морали апеллирует к величию, великодушию, доброте и другим добродетелям человека, ориентирует
человека, ориентирует на то, что и как нужно делать, чтобы достичь блага, добра, справедливости, равенства. Должное в праве обращено к несовершенству человека и ориентирует на то, чего не нужно делать, чтобы не нарушить справедливость, равенство, свободу и т.д.

Слайд 28

Должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора (налево пойдешь- честь потеряешь,

Должное в морали неоднозначно, дает возможность выбора (налево пойдешь- честь потеряешь, направо пойдешь-
направо пойдешь- славу обретешь). Тем самым оно не только отрицает, а предполагает свободу выбора субъекта. Должное в праве всегда однозначно и однонацелено: «поступай только так, а не иначе, а то...».

Слайд 29

Должное в морали исходит из повседневной реальности, непосредственных и ближайших интересов

Должное в морали исходит из повседневной реальности, непосредственных и ближайших интересов людей, отдельного
людей, отдельного человека. Должное в праве исходит из системной социальной организации мира и во главу угла ставит интересы социальных институтов, прежде всего государства.

Слайд 30

Должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть чуть-чуть честным или благородным

Должное в морали всеобще и внеситуационно. Быть чуть-чуть честным или благородным нельзя, как
нельзя, как нельзя в одной ситуации быть честным, а в другой - подлецом, но сохранять звание честного человека. Должное в праве конкретно и ситуационно, оно предполагает определенную градацию законности и ее зависимость от ситуации.

Слайд 31

Должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только успех,

Должное в морали вероятностно, без ясного исхода, предполагает не только успех, но и
но и неуспех и допускает даже гибель героя во имя нравственного идеала. Должное в праве четко фиксирует исход конкретного действия, фиксирует конкретные случаи и дает однозначную ориентацию на результат.

Слайд 32

Вопрос 3. Права человека в философском измерении

Человек –
есть мера всех

Вопрос 3. Права человека в философском измерении Человек – есть мера всех вещей (Протагор)
вещей (Протагор)

Слайд 33

Человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты.

Мир полностью,

Человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты. Мир полностью, без
без остатка, может быть познан человеческим разумом (Декарт).
Быть разумным, значит, быть свободным (Гегель).
Человек – есть свобода (Сартр).

Слайд 34

Права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности его развития,

Права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности его развития, которые определяют
которые определяют меру человеческой свободы

Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие.

Слайд 35

Права человека - неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой природы человека

Права человека - неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой природы человека и социальных условий его существования.
и социальных условий его существования.

Слайд 36

Права человека - это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами

Права человека - это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями.
и нравственными требованиями.

Слайд 37

Права человека служат пределом осуществления государственной власти.

Права человека служат пределом осуществления государственной власти.

Слайд 38

Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой в обществе свободой.

Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой в обществе свободой.

Слайд 39

Каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не

Каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть
может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл.

Слайд 40

Права человека - это способы защиты человечества от многочисленных угроз его

Права человека - это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию.
существованию.

Слайд 41

По своему социальному назначению права человека есть средства защиты, с помощью

По своему социальному назначению права человека есть средства защиты, с помощью которых человечество
которых человечество стремится отразить угрозу ядерной катастрофы, опасности экологического кризиса, рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие угрожающие всему миру опасные явления.

Слайд 42

Права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами

Права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем
и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.

Слайд 43

Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение в мире. Быть

Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение в мире. Быть человеком - это уже привилегия.
человеком - это уже привилегия.

Слайд 44

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА: ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Слайд 45

Вопрос 4. Человек как правовое существо Ж. Карбонье вводит термин «homo juridicus»

Вопрос 4. Человек как правовое существо Ж. Карбонье вводит термин «homo juridicus» (человек
(человек юридический) (человек, способный создавать и воспринимать юридическое).

Слайд 46

Юридический человек - это субъект права в философском смысле, субъект морального

Юридический человек - это субъект права в философском смысле, субъект морального долженствования, гражданин
долженствования, гражданин государства. Правовой человек является носителем должного и сущего, обладает способностью познавать, признавать и реализовывать право.

Слайд 47

Формирование правового человека - процесс, заключающийся в восприятии правовых качеств и

Формирование правового человека - процесс, заключающийся в восприятии правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений.
приобретении правовых знаний, навыков, умений.

Слайд 48

Этапы формирования правового человека: - интернализация(правовое воспитание); - правовая социализация.

Этапы формирования правового человека: - интернализация(правовое воспитание); - правовая социализация.

Слайд 49

Интернализация - это осуществляемая на основе общественной потребности деятельность по регулированию

Интернализация - это осуществляемая на основе общественной потребности деятельность по регулированию и координации поведения членов общества.
и координации поведения членов общества.

Слайд 50

Правовая социализация - процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов поведения,

Правовая социализация - процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому
благодаря которому человек становится полноправным членом общества или социальной общности, способным действовать по установленным в данном обществе правилам.
Имя файла: ПРАВОВАЯ-АНТРОПОЛОГИЯ.pptx
Количество просмотров: 334
Количество скачиваний: 1