Период ветхозаветных праотцев презентация

Содержание

Слайд 2

Лопухин: «В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности,

обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой - являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни».

Свт. Иоанн Златоуст: «Каин, осужденный многие годы жить в этом страхе, стал учителем для остальных, видом своей дрожащей плоти убеждая всех никогда не отваживаться на подобную дерзость, чтобы не претерпевать подобного страдания. И сам Каин вновь сделался лучше. Ибо страх, и боязнь, и тревога жили вместе с ним, и телесная слабость держала его, как в оковах, не позволяя вновь впасть в подобную дерзость и постоянно напоминая о прежней».

Лопухин: ««Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество». Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей».

Прп. Ефрем Сирин: «Бог является ему без гнева, чтобы, если покается, произнесенная его устами молитва загладила грех убийства, совершенный его рукой; а если не покается, то определено ему было тяжкое наказание, какого заслуживало злодеяние. Но Каин вместо покаяния исполняется негодования и Всеведущему, вопросившему его о брате, чтобы привлечь Каина к Себе, отвечает с гневом и говорит: не вем: еда страж брату моему есмь аз».

Прп. Ефрем Сирин: «Каин, умертвив брата своего, ложно уверял родителей, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил, что о введении его в рай свидетельствует благоугодность жертвы Авеля, - ибо соблюдение заповеди вводило в рай, как преступление ее изгоняло вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля, тогда является Каину Бог и говорит: где есть Авель брат твой?».

Господь поучает его первому правилу нравственной жизни — господствовать над своими страстями: у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7). Словом «лежит» приведен глагол «равйц», употребляемый применительно к животным, — то есть грех изображается в виде хищника, залегшего у дверей человеческой души, и стоит человеку выйти из себя, как страсть, подобно хищному зверю, пожрет того, кто не мог над ней господствовать.

Каин (евр.: кана — «приобретение»). Такое имя Ева дала своему сыну потому, что считала, что именно на нем исполнится обетование Первоевангелия о поражении змия. Так как нрав первенца отнюдь не свидетельствовал о его мессианском достоинстве, то, видя тщету своих упований на скорое возвращение к блаженному состоянию, Ева второму своему сыну дает имя Авель (евр.: гёвелъ — «пар, дыхание»), то есть «тщета».

Прп. Ефрем Сирин: ««В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. И поскольку с небрежением он принес жертву, то Бог отверг ее, чтобы Каин не подумал, что Богу неизвестно его небрежение или что Ему дары приятнее самих приносящих»».

Свт. Кирилл Александрийский: «Каин наилучшие из плодов оставил для своего удовольствия, а второстепенными почтил всех Бога, и тем оскорбил Его. Таким образом, сошедший с неба на дары Авеля огонь, истребив их, уготовал жертвоприношение. На Каина и на дар его не призрел, сказано, ибо не обычным образом сошел на принесенное в жертву огонь.».

Свт. Кирилл Александрийский: «Первый грех у Каина был тот, что он неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй — тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возгорел гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства — неукротимая зависть. Четвертый — то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый — преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом. В седьмой же — мысль, что он может, вопреки изволению Божию, избежать наказания, будучи лишен телесной жизни недобровольно.

Свт. Максим Туринский: «Конечно, нет никакого голоса крови, но говорится, что невинно пролитая кровь вопиет потому, что она вопиет не голосом, но тем, что была пролита; и к Богу взывает не красноречивыми словами, но возмущением перед преступлением; и уличает преступника в совершенном преступлении не обвинительными речами, но голосом его собственной совести».

Прп. Ефрем: «Бог продолжает: что сотворил еси сие. Когда же Каин не хотел сказать и этого, то есть что сделано им, тогда обнаруживается Божие ведение, и Бог, отличая преступление, говорит: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли».

Лопухин: «По вопросу о «знаке», положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности».

Слайд 3

Главная основа нового порядка, установленного каинитами, — грубая сила, которую воспевает Ламёх. В

своей песни он хвалится, что убил мужа и отрока за нанесенные ему раны, и если мстителем за Каина был Бог, то Ламех может сам постоять за себя, отомстив не в семь раз, а в семьдесят раз всемеро .

Лрпухин: «кто же была жена Каина? Очевидно, одна из сестер, разъясняют святой Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит «так как это было вначале, и между тем, роду человеческому надо было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах»».

Родословие Каина

Каин, еще ранее избравший землю вместо неба, стал со своими потомками зачинателем образа жизни, предполагавшего, что здешний мир — не место исправления человеков, а подлинное отечество. Каин есть основатель первого града. Град (πόλις) — государство, как форма устройства в падшем мире — порождает цивилизацию как попытку получить обетованные земные блага здесь, на земле, превратив добродетели в страсти. Дети Каина изобретают различные способы удовлетворения своих желаний — от плотских до душевных. Ламёх вводит многоженство, Тувалкаин изобретает орудия из металла, Иувал — музыкальные орудия, которые своими гармоничными звуками должны были заменить на земле подлинную небесную гармонию, о которой воздыхает всякий человек.

В.Н. Лосский: «С ними (с каинитами) появляется и цивилизация - эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога. Люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, подобно Тувалкаину, отцу всех ковачей "орудий из меди и железа" (Быт. 4:22), или же заменить Его праздником искусства, подобно Иувалу, отцу "всех играющих на гуслях и свирели" (Быт. 4:21)».

В отличие от каинитов, видевших смысл существования в удовлетворении потребностей тела и души, потомки Сифа, стремившиеся к удовлетворению потребностей духа, начали призывать имя Господа, то есть, по мысли святых отцов, возникло общественное богослужение взамен личного богообщения, которого в прежние времена не был лишен даже Каин.

Прп. Ефрем Сирин: «Когда у Сифа родился Енос, тогда, говорит Писание, начали призывать имя Господа. Это значит, поскольку Сиф отделился от дома Каина, род его стали называть по имени Господа, то есть «праведным народом Господним».

В прообразовательном плане Каин — первенец, повлекший проклятие и преследующий младшего брата, — это прообраз иудеев, а невинный страдалец Авель — прообраз Христа, убитого иудеями из зависти.

Свт. Амвросий Медиоланский: «Каин представляет народ иудейский, Авель — Христа. Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его: подобным образом и иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили Того, Который был братом их по плоти».

Блж. Иероним: «Священная история повествует, что очень многие старшие дети были отвержены Господом и избирались младшие во образ синагоги и Церкви. Старший, Каин, отвергается, а младший, Авель, избирается».

Слайд 4

5 гл. Родословие Адама через Сифа

Прп. Ефрем Сирин: «В Сифе, который по всему

подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия (см.: Евр. 1,3), Который есть образ родившего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама».

22. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
23. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Слова: «не стало его, потому что Бог взял его» — обычно понимаются как свидетельство о его вознесении, согласно апостольским словам: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11, 5).

Прп. Ефпем: ««Енох в виду Адама переселен в рай как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлютея в рай»».

Прп. Ефрем: «В Енохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввел в оный изгнанного; увидел тайну Вертоградаря, Который блюдет у Себя благодать — ключ рая».

Свт. Епифаний Кипрский: «О Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключенное в имени Ноя, которое значит “упокоение”, то есть Христос, в Котором почил Отец и Святой Дух Его; в Нем обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов».

Слайд 5

«Сыны Божии» - 1) сифиты (свт. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит

Киррский, свт. Кирилл Иерусалимский, блаж. Августин Иппонский и др.; А.П. Лопухин), 2) знатные вельможы (таргум Онкелоса, переводы Симмаха и арабский) и3) ангельских существ (падшие ангелы, прельщенные красотой женщин) (Филон Александрийский, св. Иустин Философ, свт. Ириней Лионский, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Амвросий Медиоланский.

Прп. Ефрем Сирин: «Будут дни их сто двадцать лет (Быт. 6, 3). Если покаются в продолжение этого времени, то избавятся от угрожающего им гнева; если же не покаются, то делами своими привлекут на себя гнев. Так благость дает сто двадцать лет на покаяние такому роду, который не заслуживал бы этого по правде».

Прп. Ефрем: ««Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добрые на вид дщери человеческие, которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. ...По следам таковых устремилось и все племя Сифово... И как невоздержание это распространялось в мужах и женах, то Писание говорит: всякая плоть извратила путь свой на земле».

Развращение допотопного человечества

Лопухин: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей,отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов».

Прп. Ефрем Сирин: « Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы; потому что проклята была земля, не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения. Поскольку потомки Каиновы, как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой, собирали и ели в это время произведения земли, лишенные силы, то и сами были так же бессильны, как и то, чем они питались».

Свт. Амвросий: «В то время были na земле исполины. Автор Божественного Писания называет сынов земли исполинами не иносказательно, но обозначает этим именем рожденных от ангелов и земных женщин, желая подчеркнуть этим громадность их тел».

Слайд 6

Богоявление Ною, повеление построить ковчег

Слайд 7

Повторное богоявление Ною, повеление взойти в ковчег

Слайд 8

Потоп

Слайд 9

Прекращение потопа, убывание воды

Свт. Максим Туринский: «Голубь означает самого Господа, ибо Он

крылат, кроток и прост. Он голубь потому, что святым Своим заповедал быть, как голуби: Будьте просты, как голуби (Мф 10:16). То, что голубь - это Христос, говорит пророк, описывая от Его лица возращение на небо после страданий [на земле]: Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (Пс 54:7). И когда Господь Христос устанавливал для Церкви таинства, с неба слетел голубь. Понимаю тайну и признаю таинство. Голубь, который ныне опустился на Церковь Христову в крещении, - тот же, что тогда, во время потопа, вылетел из Ноева ковчега. Тогда он сообщил Ною о спасении, принеся ему ветку оливы; теперь же явился как знамение вечного Божества. Тогда он принес весть о мире в клюве, теперь же принес сам мир Христов, сойдя на Его тело».

Слайд 10

Выход из ковчега, принесение жертвы

Рассматривая повествование о потопе, святые отцы всегда обращали внимание

на прообразовательное значение личности Ноя. Согласно их пониманию, Ной — родоначальник послепотопного человечества, вступивший в завет с Богом, прообразует ходатая Нового Завета и родоначальника обоженного человечества — Иисуса Христа.
При этом, по мнению святителя Амвросия Медиоланского, воды потопа, уничтожившего грешное человечество, прообразуют воды Крещения, уничтожающие грехи. Древо же ковчега, по словам святого Иустина Философа, прообразует спасительное древо Креста: «Ной, как начальник нового рода» по потопе, прообразовал собою Иисуса Христа, явившегося начальником новой Церкви и общества.

Св. Иустин Философ: «Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры и Дерева, содержащего таинство Креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим».

Ноев ковчег есть прообраз Церкви Христовой, в которой собраны люди ото всех народов земли, и лишь они спасаются от огненного погубления послепотопного мира. Всюду разлившиеся и все потопившие собою воды потопа послужили образом неугасимого огня, имеющего явиться по Втором Пришествии Христа как Судии и Мздовоздателя.

Прп. Ефрем: «Когда Христос придет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицем Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет все».

Слайд 11

Завет Бога с Ноем и его потомками

Первая заповедь — не употреблять в пищу

кровь (см.: Быт. 9,4), как символ жизни, которую дает Сам Господь и которую человек должен уважать, будучи, как и братья его меньшие, душою живою. Эта заповедь должна была показать людям, насколько отвратительна Богу кровожадность по отношению даже к животным.
Вторая заповедь — запрет проливать кровь человека, созданного по образу Божию (см.: Быт. 9, 5).
Третья заповедь — о равном воздаянии убийцам (см.: Быт. 9, 6), что предполагало утверждение в человеческом сообществе власти.
Четвертая заповедь — плодиться и размножаться (см.: Быт. 9, 7) — запрещает препятствующие ее выполнению грехи, о нихже стыдно и говорить (Еф. 5, 12).

Прп. Ефрем Сирин: Бог «взыскивает крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, почему повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (см.: Исх. 21, 28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. Взыщу... от руки человека, от руки брата его (Быт. 9, 5) душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9,6). Словами же: ибо человек создан по образу Божию (там же) — показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить».

Слайд 12

Радуга как знак завета

Лопухин: «как понимать самое значение этого знамения, то мнения экзегетов

здесь расходятся: одни думают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало совершенно потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании 6 ст. 2 гл. Другие более основательно допускают, что радуга существовала и раньше; но прежде она была совершенно безразличным небесным феноменом, - теперь же ей усваивается особенное символизирующее действие».

Слайд 13

Грех Хама, пророчество о сыновьях Ноя

Блж. Феодорит Кирский: «Ной предсказал, что Бог вселится

в селениях Симовых (см.: Быт. 9,27)... Определенным же концом пророчество сие имело таинство домостроительства, когда Сам Бог — Слово, Единородный Сын Бога и Отца — воплотился и вочеловечился, и храмом Своим нарек от семени Давидова и Авраамова восприятую плоть: ибо от Сима вели род Давид и Авраам».

Пророчество о распространении шатров Иафетовых и о вселении его в шатрах Симовых (см.: Быт. 9, 27) исполнилось двояко. Во-первых, в том, что потомки Яфета (индоевропейские народы) подчинили себе весь мир, а во-вторых, в том, что они первыми восприняли евангельское благовестив, став Новым Израилем — Церковью Христовой.

Три сына явились родоначальниками трех основных языково-племенных групп древности: семитов, хамитов и иафетитов. В частности, народы европеоидной расы происходят от потомков Иафета: народы, населяющие страны Африки и часть Азии, являются потомками Хама, а народы, населяющие Азию и Американский континент, являются потомками Сима.

Слайд 14

Родословие сынов Ноя

Слайд 15

Прп. Ефрем: «Для чего созидают укрепленный город, когда некого было им страшиться? Для

чего им столп, восходящий до небес, когда дан им был непреложный завет, что не будет более потопа? Говорят, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Кому же рассеять их, когда, кроме них, никого не было? Но из сказанного ими: сделаем себе имя (там же) — открывается, что строить город и столп побудили их гордость и высокомерие, и строение их прекращено возникшим между ними разделением».

Построение Вавилонской башни

Наказанием для возгордившихся потомков Ноя стало рассеяние их по лицу всей земли и, как следствие, — распадение единого общечеловеческого языка

Смешение языков - это есть внутреннее непонимание человека человеком. Не потому, что язык стал непонятен - просто люди в силу своей греховности и эгоистичности перестали друг друга понимать. С какой стати я должен делать то, что ты приказываешь мне? Хочу взять не этот, а другой кирпич! То есть взаимная распря, ненависть

Слайд 16

Образ Вавилонско башни несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии

(зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества

Слайд 17

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т.

н. «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука, который имел шумерское название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли

Слайд 18

Родословие Сима

Слово «еврей» происходит от имени патриарха «Евер», которое упоминается в родословии Сима.

Евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова.
Имя файла: Период-ветхозаветных-праотцев.pptx
Количество просмотров: 109
Количество скачиваний: 0