Поэзия серебряного века презентация

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Серебряный век – самобытный и исключительно продуктивный период развития русской

Серебряный век – самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры

конца XIX – первой четверти XX века, так называемый «русский культурный ренессанс».
Под знаком Серебряного века объединяют представителей модернистских течений (символизма, акмеизма и др.), революционной поэзии (футуризма и др.), и относительно независимых авторов (М.Цветаева, В.Ходасевич и др.) Несмотря на пестроту художественно-эстетических и мировоззренческих программ, всем им был свойственен отказ от традиционных взглядов на искусство, активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения, обогащение системы изобразительно-выразительных средств, признание несовершенства современной действительности и стремление ее изменить.
Слайд 4

Слайд 5

Символизм – нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х гг.,

Символизм – нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х гг., сосредоточенное

в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.
Символисты считали, что искусство – это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Символистов интересовали высшие сферы жизни, неподвластные рациональному познанию. Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Символ соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.
Слайд 6

Валерий Яковлевич Брюсов 1873 - 1924

Валерий Яковлевич Брюсов
1873 - 1924

Слайд 7

Сборники стихов 1895 – “Chefs d’oeuvre” («Шедевры») 1897 – «Это

Сборники стихов
1895 – “Chefs d’oeuvre” («Шедевры»)
1897 – «Это – я»
1900 –

«Третья стража»
1903 – «Граду и миру»
1906 – «Венок»
1909 – «Все напевы»
1912 – «Зеркало теней»
1915 – «Семь цветов радуги»
1919 – «Последние мечты»
1920 – «В такие дни»
1921 – «Миг»
1922 – «Дали»
1924 – «Меа»

В.Я. Брюсов. Художник М. Врубель. 1906

Слайд 8

13 декабря 1873 – родился в Москве в купеческой семье.

13 декабря 1873 – родился в Москве в купеческой семье.
1894-1895 –

выпустил три сборника стихов «Русские символисты», печатая в них преимущественно собственные произведения.
1899 – заканчивает университет.
Революцию 1905 года встретил с сочувствием.
1917 – после Октябрьской революции активно сотрудничал с Советской властью.
С 1921 ведет большую культурно-просветительскую работу, возглавляет основанный им Высший литературно-художественный институт.
1924 – умер в Москве.
Слайд 9

Валерий Брюсов. Хвала человеку. Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек,

Валерий Брюсов. Хвала человеку.
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!
Слайд 10

Федор Кузьмич Сологуб 1863 - 1927

Федор Кузьмич Сологуб
1863 - 1927

Слайд 11

Сборники стихов 1906 – «Родине» 1908 – «Пламенный круг» 1916

Сборники стихов
1906 – «Родине»
1908 – «Пламенный круг»
1916 – «Алый мак»
1922 –

«Соборный благовест»
Слайд 12

1 марта 1863 – родился в Петербурге в семье портного.

1 марта 1863 – родился в Петербурге в семье портного. Учился

в уездном училище и Петербургском учительском институте.
1882 – закончил институт, стал преподавателем математики, учительствовал до 1907 года.
1884 – первые опубликованные стихи. Принадлежал к символистам, испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского декаданса.
1892 – переезжает в Петербург.
1895 – выходит первый роман «Тяжелые сны».
1899 – назначен инспектором городского училища.
1905-1907 – Сологуб писал язвительные «Политические сказочки», эпиграммы на царя и его окружение.
1907 – роман «Мелкий бес»
1907-1913 – пишет и издает в альманахе «Шиповник» роман «Творимая легенда», в которой события современной Сологубу действительности переплетаются с картинами из жизни фантастического государства Соединенных островов.
1917 – свержение самодержавия приветствовал, но Октябрьскую революцию не принял.
Выступал как переводчик – переводил Вольтера, Ш. Бодлера, А. Рембо, О. Уайльда и др. Сологубу принадлежит также ряд пьес и статей.
1927 – скончался в Ленинграде.
Слайд 13

* * * Пламеннее солнца сердце человека, И душа обширней,

* * *
Пламеннее солнца сердце человека,
И душа обширней, чем небесный

свод,
И живёт от века до иного века,
Что в душе созреет в урожайный год.
Как луна, печальна, как вода, текуча
В свете переменном зыблется мечта.
Пусть её закроет непогодой туча, —
Сквозь века нетленна светит красота.
Слайд 14

Константин Дмитриевич Бальмонт 1867 - 1942

Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942

Слайд 15

Сборники стихов 1890 – «Стихотворения» 1894 – «Под северным небом»

Сборники стихов
1890 – «Стихотворения»
1894 – «Под северным небом»
1895 – «В безбрежности»
1898

– «Тишина»
1900 – «Горящие здания»
1903 – «Будем как солнце», «Только любовь»
1921 – «Дар земле»
1922 – «Марево»
1923 – «Северное сияние»
1937 – «Голубая подкова»
Слайд 16

16 июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Владимирской губернии

16 июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Владимирской губернии в

семье небогатого помещика.
1884 – исключен из гимназии за принадлежность к кружку, занимавшемуся распространением нелегальной литературы.
1886 – учеба на юридическом факультете Московского университета.
1887 – участие в студенческих беспорядках, исключение из университета.
Начало 1890-х – работа над переводом книг по истории итальянской и скандинавской литературы.
1894 – знакомство с Брюсовым. Бальмонт выступает как один из ранних представителей русского символизма, один из его идеологов.
1897 – едет по приглашению в Англию, читает лекции по русской поэзии в Оксфорде.
1899 – выбран в Общество любителей российской словесности.
Слайд 17

1904-1905 – путешествия в Мексику и США, переводы космогонических мифов

1904-1905 – путешествия в Мексику и США, переводы космогонических мифов ацтеков

и майя. К революционным событиям 1905 года отнесся сочувственно. После поражения революции уезжает в Париж.
1912 – кругосветное путешествие.
1913 – после амнистии возвращается в Москву.
1915 – объезжает всю страну с лекциями-концертами.
Февраль, 1917 – ликующе воспринимает падение царизма, но не принимает идей большевизма.
1920 – эмиграция. Переводил чешских, болгарских, литовских, польских поэтов.
1930 – опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».
1942 – скончался в Париже.
Слайд 18

Константин Бальмонт. Из альбома Е. Кругликовой «Силуэты современников» Будем как

Константин Бальмонт. Из альбома Е. Кругликовой «Силуэты современников»

Будем как Солнце! Забудем

о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Слайд 19

Александр Александрович Блок 1880 - 1921

Александр Александрович Блок
1880 - 1921

Слайд 20

Слайд 21

Акмеизм — течение в русской поэзии 10–20-х гг. XX века,

Акмеизм — течение в русской поэзии 10–20-х гг. XX века, сформировавшееся

как антитеза символизму. Поэты-акмеисты противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.
Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911–1914, возобновилась в 1920–1922), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912–1913 издавали журнал «Гиперборей», альманахи «Цеха поэтов».
Слайд 22

Николай Степанович Гумилев 1886 - 1921

Николай Степанович Гумилев
1886 - 1921

Слайд 23

1905 – «Путь конквистадоров» 1908 – «Романтические цветы» 1909 –

1905 – «Путь конквистадоров»
1908 – «Романтические цветы»
1909 – «Жемчуга»
1912 – «Чужое

небо»
1916 – «Колчан»
1918 – «Костер», «Фарфоровый павильон»
1921 – «Шатер», «Огненный столп»

Н.С. Гумилев. Художник М. Фармаковский. 1909

Слайд 24

15 апреля 1886 – родился в дворянской семье в Крондштате.

15 апреля 1886 – родился в дворянской семье в Крондштате.
1905 –

будучи еще царкосельским гимназистом издает свою первую книгу «Путь конквистадоров». Встреча с Анной Горенко (Ахматовой).
1906 – окончание гимназии, отъезд в Париж, посещение лекций в Сорбонне, изучение французской литературы.
1907 – возвращение в Россию, новый отъезд в Париж. Выход в Париже трех номеров тонкого журнала «Сириус», где Гумилев принимает активное участие. В России Гумилева начинают печатать в газетах и журналах.
1908 – на собственные средства издает в Париже свою вторую книгу «Романтические цветы». Приезд в Росиию, признание со стороны символистов. Поступление на юридический факультет Петербургского университета, переход на историко-филологический факультет, первая поездка в Африку, в Египет.
Слайд 25

1909 – оставление университета, поездка в Абиссинию. По возвращении -

1909 – оставление университета, поездка в Абиссинию. По возвращении - активное

участие в организации журнала «Апполон», где вплоть до 1917 года печатаются его стихи.
1910 – венчание с Анной Горенко, путешествие в Париж.
1911 – создание «Цеха поэтов», а чуть позднее – нового литературного течения – акмеизма.
1912 – поездка с женой в Италию.
1913 – во время первой мировой войны поступил добровольцем в действующую армию.
1918 – приезд в Россию, сотрудничество в горьковском издательстве «Всемирная литература», чтение лекций в художественных объединениях.
1918-1921 – книги «Костер», «Шатер», «Огненный столп», перевод вавилонского эпоса «Гильгамеш» и проч.
1921 – арестован и расстрелян по подозрению в контрреволюионном заговоре.
Слайд 26

Н.С. Гумилев. Художник В. Бондарев. 1984

Н.С. Гумилев. Художник В. Бондарев. 1984

Слайд 27

Анна Андреевна Ахматова 1889 - 1966

Анна Андреевна Ахматова
1889 - 1966

Слайд 28

Осип Эмильевич Мандельштам 1891 - 1938

Осип Эмильевич Мандельштам
1891 - 1938

Слайд 29

15 января 1891 – родился в Варшаве. 1907 – оканчивает

15 января 1891 – родился в Варшаве.
1907 – оканчивает Тенишевское училище

в Петербурге.
1907-1910 – слушает лекции в Париже и Гейдельберге.
1910 – стихотворения Мандельштама впервые появляются в печати в журнале «Апполон».
1911 -1917 – учится на романо-германском отделении Петербургского университета, занимаясь старо-французским языком и литературой.
1911 – сближается в Гумилевым и Ахматовой.
1913 – выходит первая книга стихов «Камень».
1914 – первую мировую войну сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»).
1917 – в послереволюционных стихах наряду с принятие революции все громче звучит тема личного «отщепенства», что приводит к социальной и литературной изоляции поэта.
Слайд 30

1919-1922 – Мандельштам уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина,

1919-1922 – Мандельштам уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым,

Кавказ), но от эмиграции отказывается.
1922 – поселяется в Москве с молодой женой Н.Я. Хазиной.
1923 – выходит «Вторая книга».
1924 – переезжает в Ленинград.
1925 – Мандельштам на пять лет перестает писать стихи.
1928 – живет в Москве, зарабатывая изнурительными переводами. Выходит итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка».
1930 – пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима.
1933 – пишет стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны…»)
1934 – Мандельштам арестован за «эпиграмму» и другие стихи и сослан в Чердынь на Северном Урале, после переведен в Воронеж.
Слайд 31

1937 – после Воронежа Мандельштам год живет в окрестностях Москвы.

1937 – после Воронежа Мандельштам год живет в окрестностях Москвы.
1938 –

Мандельштама арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму.
27 декабря 1938 – Осип Эмильевич Мандельштам умирает в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению – от паралича сердца.
Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
Слайд 32

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей -

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей -
Я лишился

и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Слайд 33

Сергей Митрофанович Городецкий 1884 - 1967

Сергей Митрофанович Городецкий
1884 - 1967

Слайд 34

Слайд 35

Имажинизм – литературное течение в России 1920-х гг. В 1919

Имажинизм – литературное течение в России 1920-х гг. В 1919 году

с изложением его принципов выступили С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. Они организовали издательство «Имажинисты», выпускающее одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
Основные признаки:
Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации.
Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа.
Утверждали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства.
Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.
Слайд 36

Сергей Александрович Есенин 1895 - 1925

Сергей Александрович Есенин
1895 - 1925

Слайд 37

Рюрик Ивнев 1891 - 1981

Рюрик Ивнев
1891 - 1981

Слайд 38

Слайд 39

Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве

Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала

XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (например, скульптуре), нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также искусствоведении и литературоведении.
Общая основа движения – стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».
Слайд 40

Разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим

Разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам,

когда язык «был частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном стихотворчестве и «словоновшестве» вплоть до изобретения новых диалектов, экспериментировали с языковой графикой (то есть вводили в свои произведения художественные эксперименты со шрифтами).
Слайд 41

Владимир Владимирович Маяковский 1893 - 1930

Владимир Владимирович Маяковский
1893 - 1930

Слайд 42

Поэмы 1914-1915 - «Облако в штанах» 1922 - «Люблю» 1923

Поэмы
1914-1915 - «Облако в штанах»
1922 - «Люблю»
1923 - «Про это»
1927 -

«Хорошо»
1928-1930 - «Во весь голос»
Пьесы
1928 - «Клоп»
1929 - «Баня»
Слайд 43

Велимир Хлебников 1885 - 1922 Игорь Северянин 1887 - 1941

Велимир Хлебников
1885 - 1922

Игорь Северянин
1887 - 1941

Слайд 44

Сборники стихов 1912 – «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души» 1913

Сборники стихов
1912 – «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души»
1913 – «Громокипящий кубок»
1914

– «Златолира»
1915 – «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт»
1921 – «Менестрель»
1922 – «Миррэлия», «Фея Eiole»
1923 – «Соловей»
1934 – «Медальоны»
Слайд 45

16 мая 1887 – родился в Петербурге в семье офицера.

16 мая 1887 – родился в Петербурге в семье офицера.
1896 –

развод родителей, отъезд к родственникам отца в Череповецкий уезд Новгородской губернии.
1904 – вернулся к матери в Гатчину под Петербург.
1917 – восторженно приветствует Февральскую революцию, видя в ней «жизни возрождение». Дальнейшее развитие событий разочаровывает Северянина.
1918 – в Москве на поэтическом вечере в Политехническом музее избран «королем поэзии», опередив Маяковского и Бальмонта. Отъезд в Эстонию, где в результате немецкой оккупации и последующего отделения Эстонии оказался в изоляции.
1925 – автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».
1941 – умер в Эстонии.
Слайд 46

Велимир Хлебников 1885 - 1922

Велимир Хлебников
1885 - 1922

Имя файла: Поэзия-серебряного-века.pptx
Количество просмотров: 121
Количество скачиваний: 1