Слайд 2
![ПЛАН 1. Основное содержание предмета религиоведения. Теоретические и прикладные задачи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-1.jpg)
ПЛАН
1. Основное содержание предмета религиоведения. Теоретические и прикладные задачи учебного курса
религиоведения в юридическом вузе.
2. Формирование религиоведения как отрасли научного знания. Проблема генезиса религии в трудах исследователей XVIII-ХХ вв.
3. Основные разделы религиоведения как научной дисциплины.
4. Понятие религии и ее структура.
Слайд 3
![Вопрос 1 Основное содержание предмета религиоведения. Теоретические и прикладные задачи учебного курса религиоведения в юридическом вузе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-2.jpg)
Вопрос 1
Основное содержание предмета религиоведения. Теоретические
и прикладные задачи учебного курса
религиоведения
в юридическом вузе
Слайд 4
![Религиоведение – это комплексная научная дисциплина, которая исследует вероисповедальную практику человечества. Объектом религиоведения выступает религия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-3.jpg)
Религиоведение – это комплексная научная дисциплина, которая исследует вероисповедальную практику человечества.
Объектом религиоведения выступает религия.
Слайд 5
![В предмет религиоведения входят такие вопросы, как: 1) происхождение религии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-4.jpg)
В предмет религиоведения входят такие вопросы, как:
1) происхождение религии,
2) ее
структура,
3) функционирование религии в обществе,
4) закономерности исторического развития религии,
5) особенности многочисленных вариантов вероучения, характерных для разных народов и исторических эпох,
6) взаимодействие религии с другими сферами духовной культуры (мифологией, моралью, искусством, наукой).
Слайд 6
![Задачи вузовского курса религиоведения: а) сформировать у обучающихся развернутое представление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-5.jpg)
Задачи вузовского курса религиоведения:
а) сформировать у обучающихся развернутое представление о религии
как общественном явлении, раскрыть ее роль в жизни отдельно взятого человека и в развитии всего человеческого сообщества;
б) помочь обучающимся осмысленно реализовать их конституционное право на свободу совести и вероисповедания;
в) создать условия для взаимопонимания между людьми, которые придерживаются различных взглядов на природу и смысл божественного;
Слайд 7
![г) вооружить будущих специалистов такой информацией о религии, которая необходима](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-6.jpg)
г) вооружить будущих специалистов такой информацией о религии, которая необходима в
их практической деятельности. От сотрудников правоохранительных органов требуется:
- знать законодательство о свободе совести, уметь грамотно оказывать юридическую помощь религиозным объединениям;
- быть готовыми к борьбе с преступлениями, совершаемыми по религиозным мотивам.
Слайд 8
![Вопрос 2 Формирование религиоведения как отрасли научного знания. Проблема генезиса религии в трудах исследователей XVIII-ХХ вв.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-7.jpg)
Вопрос 2
Формирование религиоведения как отрасли научного знания. Проблема генезиса религии в
трудах исследователей XVIII-ХХ вв.
Слайд 9
![Богословие, или теология (от греч. theos – Бог и logos](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-8.jpg)
Богословие, или теология
(от греч. theos – Бог и logos –
учение)
Религиозное вероучение воспринимается в богословии как истина, не подлежащая никакому сомнению.
Задача теологии: облегчить верующему понимание основных идей того или иного вероучения.
Слайд 10
![Богословский подход: религия рассматривается «изнутри», с точки зрения верующего человека,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-9.jpg)
Богословский подход: религия рассматривается «изнутри», с точки зрения верующего человека, при
этом не допускается возможность критического осмысления религиозных явлений.
Научный подход: религия рассматривается «извне», как одно из явлений общественной жизни; анализируются конкретные факты, отражающие происхождение и развитие религии в обществе.
Слайд 11
![Основы религиоведения как отрасли научного знания заложены в XVII-XVIII вв.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-10.jpg)
Основы религиоведения как отрасли научного знания заложены в XVII-XVIII вв. в
западноевропейской философии.
Философское учение о «естественной религии» – «деизм» (от лат. deus – Бог).
Философы-деисты:
Эдуард Чербери,
Джон Локк,
Дэвид Юм,
Франсуа Вольтер,
Жан Жак Руссо.
Слайд 12
![Главные идеи концепции деизма: Бог – это не сверхъестественная личность,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-11.jpg)
Главные идеи концепции деизма:
Бог – это не сверхъестественная личность, а некая
безликая сила, которая является первопричиной мира, его творцом. Сотворив мир, Бог предоставил ему самостоятельность и не вмешивается в развитие природы, общества и человека. Так что религия возникла не по воле Бога, а по воле разума, который стремится к познанию окружающих явлений.
Поскольку религия происходит от разума, то каждый человек вправе иметь о религии свое суждение. Таким образом, деисты утверждали право человека на свободу совести.
Слайд 13
![В XIX в. в европейской философии получили широкое распространение идеи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-12.jpg)
В XIX в. в европейской философии получили широкое распространение идеи атеизма
– отрицания Бога и религии.
Философы-атеисты:
- Людвиг Фейербах,
- Карл Маркс,
- Фридрих Энгельс.
Главная идея концепции атеизма:
Источник религиозных верований – это зависимость человека от стихийных сил природы и общества. Человек обожествлял то, перед чем был беспомощен, отсюда и возникла религия.
Слайд 14
![Философское осмысление религии стало фундаментом, на котором в XIX в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-13.jpg)
Философское осмысление религии стало фундаментом, на котором в XIX в. сложилось
религиоведение как отрасль научного знания.
Основные направления исследований:
- история религии,
- социология религии,
- психология религии.
Слайд 15
![Задача истории религии: исследовать процессы исторического развития религии у разных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-14.jpg)
Задача истории религии: исследовать процессы исторического развития религии у разных народов.
Основоположники
истории религии:
- Фридрих Макс Мюллер,
- Эдуард Бернетт Тайлор,
- Джеймс Джордж Фрэзер.
Слайд 16
![Задача социологии религии: изучить религию как часть общества, раскрыть взаимосвязь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-15.jpg)
Задача социологии религии: изучить религию как часть общества, раскрыть взаимосвязь между
религией и другими сферами общественной жизни (экономикой, политикой, искусством и т.д.).
Основоположники
социологии религии:
Эмиль Дюркгейм,
- Макс Вебер.
Слайд 17
![Задача психологии религии: исследовать воздействие религии на человеческую психику, т.е.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-16.jpg)
Задача психологии религии: исследовать воздействие религии на человеческую психику, т.е. анализировать
религиозное сознание и поведение людей.
Основоположники
психологии религии:
Уильям Джемс,
- Зигмунд Фрейд,
- Карл Густав Юнг.
Слайд 18
![Вопрос 3 Основные разделы религиоведения как научной дисциплины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-17.jpg)
Вопрос 3
Основные разделы религиоведения
как научной дисциплины
Слайд 19
![Разделы религиоведения: 1) философия религии (задача: дать мировоззренческую оценку религиозному](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-18.jpg)
Разделы религиоведения:
1) философия религии (задача: дать мировоззренческую оценку религиозному опыту человечества
в целом),
2) феноменология религии (задача: изучить повторяющиеся элементы в разных религиях и на этой основе создать абстрактную модель религии как таковой с присущими ей символикой, обрядами, эмоциональным воздействием на человека и т.д.),
3) история религии,
4) социология религии,
5) психология религии.
Слайд 20
![Вопрос 4 Понятие религии и ее структура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-19.jpg)
Вопрос 4
Понятие религии
и ее структура
Слайд 21
![Религия (от лат. religare – связывать) – это такая область](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-20.jpg)
Религия (от лат. religare – связывать) – это такая область духовной
культуры, в рамках которой происходит постижение мира через веру в сверхъестественное. Религия выступает как связь человека с божественными силами.
В структуре религии можно выделить несколько компонентов.
Слайд 22
![1. Религиозное сознание Основу религиозного сознания образует религиозная вера. Вера](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-21.jpg)
1. Религиозное сознание
Основу религиозного сознания образует религиозная вера. Вера –
это психологическое состояние убежденности в чем-то, что не подкреплено доказательствами.
Вера бывает:
1) безрелигиозная – это вера в нечто такое, что при определенных обстоятельствах может получить вполне естественное подтверждение,
2) религиозная – это вера в сверхъестественное, т.е. то, что находится за пределами окружающего мира и не может быть постигнуто человеческим разумом и чувствами.
Слайд 23
![Обыденное религиозное сознание складывается из религиозных традиций, стереотипов, а также](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-22.jpg)
Обыденное религиозное сознание складывается из религиозных традиций, стереотипов, а также чувств,
которые человек испытывает в процессе общения с божеством. Поскольку у каждого верующего формируется свой собственный, неповторимый религиозный опыт, то и обыденное религиозное сознание носит индивидуально-личностный характер.
Концептуальное религиозное сознание представляет собой систематизированное учение о Боге. Содержание вероучения излагается в священных книгах и получает развернутое истолкование в трудах богословов. Вероучительные идеи утверждаются религиозной организацией и получают статус канонов (от греч. kanon – норма, правило).
Слайд 24
![2. Религиозная деятельность Она бывает двух видов: культовая, внекультовая. Культ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-23.jpg)
2. Религиозная деятельность
Она бывает двух видов:
культовая,
внекультовая.
Культ – это
совокупность строго регламентированных действий, направленных на то, чтобы выразить поклонение божественным силам.
Способы культа: молитвы, проповеди, жертвоприношения, поклоны, коленопреклонение, ритуальные пляски, заклинание духов и т.д.
Слайд 25
![Разновидности внекультовой религиозной деятельности: - преподавание богословия в учебных заведениях,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-24.jpg)
Разновидности внекультовой религиозной деятельности:
- преподавание богословия в учебных заведениях,
-
написание и публикация богословских трудов,
- миссионерство (деятельность, направленная на распространение той или иной религии) и т.д.
Слайд 26
![3. Религиозные отношения Они бывают: - культовые, - внекультовые. Культовые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-25.jpg)
3. Религиозные отношения
Они бывают:
- культовые,
- внекультовые.
Культовые отношения представляют собой
общение верующих с божеством, но на практике это выглядит как взаимосвязь между людьми, например, христианские таинства (крещение, покаяние и др.).
Внекультовые отношения возникают между людьми, учреждениями и организациями в процессе осуществления внекультовой религиозной деятельности.
Слайд 27
![4. Религиозные объединения Выделяются два основных типа религиозных объединений: церковь, секта.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-26.jpg)
4. Религиозные объединения
Выделяются два основных типа религиозных объединений:
церковь,
секта.
Слайд 28
![Церковь (в пер. с греч. – «божий дом») отличается следующими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-27.jpg)
Церковь (в пер. с греч. – «божий дом») отличается следующими особенностями:
а)
человек вступает в это объединение, как правило, не в силу своего личного выбора, а в соответствии с принятыми традициями;
б) в церкви нет постоянного и строго контролируемого членства, так что ее последователи могут оставаться анонимными;
в) приверженцы церкви строго разделены на духовенство и мирян, и все отношения строятся на основе принципа иерархии.
Слайд 29
![Секта (от лат. secare – резать, отсекать) характеризуется тем, что:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/330519/slide-28.jpg)
Секта (от лат. secare – резать, отсекать) характеризуется тем, что:
а)
это объединение возникает, как правило, в результате раскола в той или иной церкви; члены секты отличаются непримиримостью по отношению к инакомыслящим и стремлением изолироваться от общества;
б) членство – постоянное и строго контролируемое;
в) в большинстве случаев нет разделения на духовенство и мирян, провозглашается равенство всех членов секты;
г) лидерство в секте – харизматическое. Это значит, что руководитель такого объединения считается либо самим Богом, либо его посланником (пророком и т.п.).