Предварительные сведения о Священном Писании Ветхого Завета презентация

Содержание

Слайд 2

Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых

пророками и апостолами.
Общее понятие о Священном
Писании

Слайд 3

Танах – наименование Писание у евреев
Это слово указывает на трехчастное деление Ветхого Завета.


— Закон Моисеев (Пятикнижие) или «Тора».
— Книги пророков или «Небиим».
— Раздел Писания или «Кетубим».
Библия - от греч. bi.blia, мн. ч. от bi.bloj, что в начале означало «кора папируса» или «бумага папируса», а позднее так стали обозначать слово «книга» - самое распространенное наименование Слова Божия
«В первый год царствования царя Дария, я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Ягве к Иеремии пророку...» (Дан. 9,2);
Завет или Ветхий и Новый Завет - «Книга Завета» - первое наименование записанного Слова Божия (Исх. 24, 7).
«Завет» — это договор или союз, который заключают две стороны. Роль этих двух сторон при этом различна. Одна сторона предлагает свои условия. Другая — никаких условий не предлагает, но свободно принимает условия первой стороны. Таков Завет-союз между Богом и людьми.
Священное Писание (Писание, Писания, Святые Писания) – новозаветное наименование ветхозаветных книг.
Слово «Писание» указывает на авторитет, непререкаемость этих книг, на то, что, собственно, только они и есть Писание. Эпитет «Священное» указывает на Божественное происхождение и, в особенности, на святость содержания.
Слово Божие - именование указывает на Божественное происхождение, Божественное Откровение, богодухновенность Писания.

Наименования Священного Писания

Слайд 4

Бог творит человека по своему образу и подобию для вечной блаженной жизни в

раю. Но, человек, воспользовавшись своей свободой, отворачивается от своего Создателя, Его любви в сторону греха и диавола.
Чтобы пресечь распространение греха, этой болезни, человек изгоняется из рая в суровый мир, где познает свою слабость и беззащитность, и постепенно, под непрестанным водительством Божиим, через различные испытания, приходит к покаянию.
И так как грех вошел в саму природу человека, нужен Тот, Кто смог бы исправить это повреждение изнутри, нужен Спаситель. Дается обетование о семени жены, которое сотрет главу змия.
Но чтобы Мессия, который спасет мир, пришел на землю, нужно подготовить почву для Его пришествия, воспитать таких людей, которые пойдут за Ним, будут Ему подражать и вновь будут искать святой жизни с Богом. Вместо же этого мир погрязает в грехе, творит «мерзость перед Богом» – и получает справедливое наказание (потоп).
Как Премудрый, Который может все, Бог избирает один род из всего человечества (Авраама), чтобы подготовить такое место (народ) для пришествия Мессии, вступает с ним в личные отношения, заключает с ним завет (обрезание), помогает ему, заботится о нем, требуя в замен лишь послушания и верности.
Вся история ВЗ – история домостроительства, подготовки мира к принятию Мессии Спасителя. Сначала Бог покровительствует Аврааму, затем Исааку, Иакову, Иосифу. Показывает свою силу, укрепляет веру в Себя избавлением евреев из Египетского плена, совершая знамения и чудеса. Заключает Завет с Моисеем и народом на г. Синай, дает заповеди. Цель многих заповедей (чистое, нечистое) – состоит именно в отделении избранного народа от всего мира, чтобы он был святым, начатком спасения. Следуя Своей цели Бог вразумляет, наказывает народ (40 лет в пустыне), творит чудеса, и наконец, дает избранному народу в дар Обетованную Землю.

Краткое содержание Ветхого Завета

Слайд 5

Книга Иисуса Навина – описывает, как Бог сражается за свой народ, когда десятки

израильтян обращали в бегство тысячи воинов врага.
Книга Судей – о том, как Бог воспитывает народ. Как только народ отходил от истинного Богопочитания в язычество – завоевание иноплеменников и тяжкое рабство, как только покается и обратится к Богу - чудесное избавление от врагов.
Кн. Царств - та же идея. Благочестивый царь – все хорошо, царство процветает и благоденствует (идеал Давид и Соломон), за нечестие и развращение царей и народа- завоевание и пленение Ассирийцами и Вавилонянами.
Но из плена еврейский народ выходит уже утвержденный в вере Единого Бога (70 лет было на покаяние и размышление о своих грехах). В плену под действием пророков - он созрел (появляются такие понятие как книжник, фарисей, зилот).
Из ветхозаветной истории мы видим, что грешному миру, в лице его лучшего представителя - еврейского народа, потребовалось 7500 тыс. лет (?) воспитания и обучения в праведности, чтобы созреть и явить миру свой плод - достойную женщину, которая по своим личным качествам и добродетелям может стать Матерью Божией и послужить тайне боговоплощения.

Слайд 6

подготовить мир к принятию Спасителя («закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал.

3, 23)).
воспитать народ израильский и уберечь его от большего разложения (сначала нужно было сделать человека человеком, а потом спасать, давать возвышенное понимание о Боге и человеке, цели его жизни).
сам иудейский народ выступает как некая духовная закваска. У него было миссионерское назначение – во-первых, свидетельствовать перед всем миром об едином истинном Боге Творце и, во-вторых, распространить учение Христово по всему миру.

Значение Ветхого Завета

Слайд 7

чтобы лучше понять Новый Завет
лучше понять православное вероучение (антропологию, космологию, сотериологию).
для назидания (примеры

праведной жизни, подвиги мужества, веры и верности своему Богу)
для понимания православного богослужения, письменного наследия святых отцов, особенно аскетической литературы (некая общая точка всех христиан)

Для чего нам нужно изучать Ветхий Завет

Слайд 8

Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Предвечном Слове, Которое пришло в

мир, чтобы осуществить спасение людей.
Обе части Библии образуют единое целое: оба Завета направлены к одной цели и являются Словом Божиим к человеку.
В христианстве ветхозаветная история понимается как подготовительный период для принятия человечеством Божественного Мессии - Спасителя (Рим. 1-4; Гал. 4. 1-4).
Отношение между 2 Заветами - это отношение обетования и свершения: действующие лица и события Нового Завета имеют своими прообразами действующие лица и события Ветхого Завета, которые в свою очередь обретают подлинный смысл в тех, кого они прообразуют

Связь Ветхого и Нового Заветов

Слайд 9

Богодухновенность Священного Писания

Богодухновенность (от греч. θεόπνευστος - боговдохновенный; лат. inspiratio – вдохновение) -

особое воздействие Святого Духа на провозвестников божественного откровения, а также свойство самих Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога.

Слайд 10

1. Происхождение Священного Писания;
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали

его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (1 Пет. 1, 21).
2. Самосвидетельство Священного Писания;
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16); «тако глаголет Господь» (Ис. 1,2; Иер. 2, 2; Ам. 1,2); «и было ко мне Слово Господне» (Иер. 1, 4).
3. Пророчества и их исполнение;
4. Единство священных книг;
5. Святость, возвышенность и глубина содержания Священного Писания;
6. Преображающая сила Священного Писания;
7. Вечная и всеобщая актуальность Священного Писания;
8. Неисчерпаемость Священного Писания.
М.В. Ломоносов: «Творец дал нам две книги — природу и Св. Писание. В первой Он проявил Свое Могущество и Мудрость, а во второй — Свою Волю. Безмерны Сила и премудрость Божии в природе, непостижимы судьбы и тайны Его Воли, сокрытые в Его Писании!».

Доказательства богодухновенности Священного Писания

Слайд 11

Механическое понимание (вербальное) – все Писание продиктовано Богом как диктант и записано слово

в слово.
Психологическое понимание – низводит божественное участие к вдохновению, подобному поэтическому. Библия рассматривается как чисто человеческое произведение.
Традиционное понимание – взаимодействие воли Божественной и человеческой. Бог «через человека говорит по-человечески» (блж. Августин). Каждое слово в Библии это Слово Божие переданное человеком и запечатленное Святым Духом.

Природа богодухновенности

Слайд 12

Характер богодухновенности

Слайд 13

Свойство самого Священного Писания

Характер воздействия на автора книги Святого Духа

Свойство библейского текста

Богодухновенность

божественный

авторитет (святость)

божественное происхождение

непогрешимость

достоверность

1. Внушение божественных идей, мыслей, образов

2.Побуждение передать полученное откровение всему человечеству

3.Водительство (помощь) при составлении священной книги

Сохранение свободной воли автора

Синергия человеческой и божественной воли

Просвещение и освящение естественных сил человека Святым Духом для непогрешительной передачи божественных истин на человеческий язык

Каноничность

Сакральность (священность)

Вдохновение

Состояние автора при Божественном вдохновении

Не непогрешимость

Слайд 14

Ветхозаветный канон

Ветхозаветный канон

Канон ветхозаветных книг есть собрание богодухновенных писаний, унаследованное христианской Церковью от

иудейской церкви, писаний, содержащих в себе слово Божие, возвещенное ветхозаветному Израилю через богодухновенных мужей.

«Канон» (с греческого κανων от κανη - прямая палочка, использовавшаяся как эталон прямоты) - означает правило, непогрешительный образец, некий стандарт, эталон.

Слайд 15

1) Пророк Моисей – Пятикнижие
«Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего

до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя…» (Втор. 31, 24-26).
2) Иисус Навин – Книга Иисуса Навина
«И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (Иис. Нав. 24, 26).
3) Пророк Самуил и «судебный дом Самуила» или «сонм сынов пророческих» (1Цар.10:5, 10; 19:18-21) при пр. Самуиле (пророки Ахия, Иддо, Нафан) – Кн. Судей, 1-2 Царств
«И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом». (1 Цар. 10, 25).
4) Царь Давид и «судебный дом Давида» - Асаф, Еман, Идифун – Псалтырь
5) Царь Соломон – Кн. Екклесиаст, Песнь Песней, Притч
5) Царь Езекия (727-697 гг. до Р.Х.). - Кн. Притч Соломона
«И это притчи Соломона, которые собрали мужи (друзья) Езекии, царя Иудейского» (Прит. 25, 1). По талмуду друзья Езекии составляли из себя организованное общество; так называемый «судебный дом», и они написали и издали, всю книгу Притчей, а также Екклезиаст, Песнь Песней и Исаии.

История ветхозаветного канона

Слайд 16

6 Царь Иосия (640-609 гг. до Р.Х.) - возможно кн. Второзакония. Издан исправленный

и улучшенный сборник священных книг.
7) Книжник Ездра – Кн. Паралипоменон и Ездры
8) Неемия - «собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях» (2 Мак. 2, 12). Составлен отредактированный текст Песни Песней
9) «Великая Синагога» - основана в 444 году до Р.Х. и состояла из 120 членов, в число которых входили священники, левиты, старейшины и пророки еврейского народа. Она имела верховный духовный надзор за еврейским народом - они «издали книги пророков Иезекииля, Даниила, 12 малых и Есфирь».
Великой Синагоге и иудейским преданием и христианскими учеными усвояется дело «заключения ветхозаветного канона».
Во II веке Мелитон Сардийский (Письмо к Онисиму), перечисляя принятые Церковью книги Ветхого Завета, называет только канонические. В IV веке свт. Афанасий Великий (39 послание) пишет: «Всех книг Ветхого Завета число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев». То же число называют и свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово IV,35), свт. Епифаний Кипрский (Против ересей, VIII,6) и другие.

Слайд 17

В еврейской Библии священные книги делятся на три части:
Тора — Закон;
Небиим

— Пророки;
Кетубим — Писания.
Это деление отражает не столько содержание книг, сколько степень их важности. Число книг в еврейской Библии— 24. Но присоединением книги Руфь к книге Судей, а книги Плач Иеремии к книге пророка Иеремии достигалось число книг Танаха 22, равное числу букв в еврейском алфавите.
В славянской и русской Библии священные книги расположены в соответствии с их расположением в латинской Библии
Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Исторические: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь.
Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова.
Пророческие: Исаия, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Езекииль, Даниил, 12 малых пророков;
1-3 Маккавейские, 3 Ездры.

Состав книг Ветхого Завета

Слайд 18

Ветхий Завет (50)

Канонические книги (39)

Неканонические книги (11)

Исторические (7)

Учительные (2)

Пророческие (2)

Законоположительные (5)

Исторические

(12)

Учительные (5)

Пророческие (17)

Пятикнижие

Иисуса Навина

Иова

пр. Исаии

2 и 3 Ездры

пр. Варуха

Премудрость Соломона

Судей

Руфь

1-4 Царств

1 и 2 Паралипо
менон

Псалтирь

Екклезиаст

Песнь Песней

1 Ездры

Неемии

пр. Иеремии

Плач пр. Иеремии

пр. Иезекииля

12 малых пророков

пр. Даниила

Есфирь

Товита

Иудифи

1-3 Маккавейские

Премудрость Иисуса, сына Сирахова

Послание
пр. Иеремии

Притчи Соломона

Слайд 19

ТАНАХ (22)

Тора

Невиим

Кетувим

Закон (5)

Бытие

Исход

Левит

Числа

Второзаконие

Ранние пророки (4)

Поздние пророки (4)

Иисуса Навина

Судей

1 и 2 Самуила

1

и 2 Царств

пр. Исаия

пр. Иеремия

пр. Иезекииль

12 малых пророков

Писания (9)

Псалтирь

Иова

Притчи Соломона

Екклезиаст

Песнь Песней

Руфь

Плач Иеремии

Есфирь

пр. Даниил

Ездры

Неемии

1 и 2 Паралипоменон

Слайд 20

1) 4-я Кн. Маккавейская
2) Кн. Еноха
3) Кн. Юбилеев
4) Псалмы Соломона
5) Вознесение Моисея
6) Апокалипсис

Варуха
7) часть пророчеств Сивиллы
8) Завет XII патриархов
9) новонайденные произведения Кумранской литературы.

Ветхозаветные апокрифы

Слайд 21

Текстология
Исагогика
Герменевтика
Экзегетика
Библейское богословие

Библейские науки

Слайд 22

Предмет науки - изучает историю библейского текста.
Метод – сличение разных рукописей, списков книг

Священного Писания, выделение и классификация разночтений, определение более достоверного и правильного чтения.
Цель – восстановить с наибольшей точностью первоначальный текст книг Священного Писания

Текстология

Слайд 23

Происходит от гр. слова «исагоги», что означает «введение», «начальное руководство», соответственно исагогика –

это введение в изучение Священного Писания
Предмет науки – изучает происхождение священных книг, занимается вопросами авторства, времени, места и цели написания, адресата, раскрывает исторический, культурный, религиозный и политический контекст создания книги
Цель – дать как можно больше сведений о священной книге, наиболее приблизить читателя к эпохе написания, чтобы наиболее правильно истолковать и понять ее содержание

Исагогика

Слайд 24

Происходит от гр. Глагола «ерминево» - «перевожу, толкую, объясняю». Соответственно герменевтика – это

искусство и теория понимания текстов Священного Писания.
Предмет науки – метод (способ, прием) толкования текста Священного Писания
Цель – разработать общие и частные теоретические принципы и методы толкования Священного Писания
Основные принципы (методы) – 1) Читать и изучать Библию следует как Слово Божие, данное для научения в вере и жизни (богодухновенность Священного Писания). 2) Толкование должно быть согласно с догматами и учением Церкви (в свете Священного Предания) 3) Ветхий Завет необходимо оценивать в свете Нового. 4) Толкованию предшествует критика текста. 5) Учитывать многоплановость (многоуровневость) библейского текста. 6) Помнить нераздельность познании Библии и духовной жизни 7) Видеть христоцентризм Священного Писания.

Герменевтика

Необходимо помнить, что Писание – это Слово Божие и требует к себе иного подхода, чем обычное произведение. Церковь учит, что чтение и изъяснение Священного Писания требует молитвенного подвига и очищения сердца. Молитва необходима поскольку одного человеческого разума недостаточно для проникновения в истинный смысл Писания, для этого необходима помощь свыше.

Прп. Исаак Сирин: «Никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл».

Слайд 25

Происходит от гр. глагола «игеоме» - «ввести» с приставкой «екс» (из). Соответственно экзегетика

- это «выведение, изъяснение, истолкование» Священного Писания
Предмет науки – текст Священного Писания
Цель – извлечение смысла из библейских книг в соответствии с методами, разработанными герменевтикой
Основные методы толкования – 1) аллегорический 2) буквальный 3) типологический или проообразовательный 4) нравственно-гомилетическое 5) историко-критический

Экзегетика

Слайд 26

Цель – систематизировать вероучительные истины как всей Библии, так и отдельных священных книг

или писателей
Метод – рассматривает вероучене Писания с двух сторон 1) со стороны единства Слова Божия 2) со стороны его исторического развития

Библейское богословие

Слайд 27

зародился у иудеев Александрии, воспринят христианской школой Александрии — Климентом и Оригеном (II–III вв.),

а затем свт. Григорием Нисским (332–389)
Метод основывается на мысли, что Ветхий Завет содержит гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном понимании. Поэтому экзегеты стремятся путем расшифровки аллегорий изъяснить сокровенный, духовный смысл Писания.
Например, число 7 означает завершенную полноту, 4 — вселенскость (4 страны света), 12 — полноту избранников, 40 — срок поколения и этап в истории спасения.
александрийскому методу недостает надежных критериев для точного понимания древневосточной символики, которая использовалась в Ветхом Завете, и это нередко приводит к произвольным догадкам

Метод аллегорического толкования

Слайд 28

был разработан в III и IV веках сирийскими Отцами Церкви (Антиохийская и Эдесская

школы), из которых наиболее известен прп. Ефрем Сирин (306–379гг.).
сводится к тому, чтобы по возможности связно и ясно представить себе ход библейских событий и прямой смысл учения, изложенный в Ветхом Завете.
Например,
При данном методе факт многозначного смысла Писания зачастую оставался вне поля зрения экзегетов

Метод буквального толкования

Слайд 29

преследует прежде всего цель назидания, проповеди, делая ударение на нравственном и догматическом аспектах

Писания.
образцом такого толкования являются труды свт. Иоанна Златоуста (380–407гг.).

Нравственно-гомилетическое толкование

Слайд 30

метод строился на том, что Библия содержит многозначные прообразы (греч. типос — образ,

прообраз) истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к различным ее этапам.
например, в исходе из Египта видели прообраз возвращения из плена, а позднее — прообраз исхода из рабства греху (воды моря — символ вод крещения).

Типологический метод толкования

Слайд 31

получила свое начало в трудах Оригена, блж. Иеронима и ряда средневековых ученых.
Основам

на том, что благодаря современным открытиям в области истории, филологии, археологии, палеографии и других вспомогательных наук в области исагогики мы можем ближе, полнее и подробнее уяснить первоначальный смысл того или иного отрывка Писания

Историко-критический метод толкования

Слайд 32

Язык оригиналов библейских книг

Слайд 33

Масоретский текст (МТ) – древнеевреский текст Ветхого Завета
Перевод семидесяти (LXX) – греческий перевод

Библии, осуществленный в Александрии в правление египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 гг. до Р.Х.). Свое название получил от количество переводчиков, трудившихся над его переводом с древнееврейского языка на греческий.
Пешито («простой») – общепринятый сирийский перевод, появившийся очень рано (I-III вв. по Р.Х.)
Вульгата – новый латинский перевод, осуществленный прп. Иеронимом Стридонским (342–420 гг.) с еврейского языка, канонизованная в 7 в. Римской церковью в качестве единственного подлинного перевода Священного Писания
Славянский перевод – начатый свв. равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием в 9 в. и продолженный их учениками (Множество редакций: Геннадиевская Библия -1499 г, Острожская Библия – 1581 г., Московская Библия – 1663 г., Елизаветинская Библия – 1751 г. )
Синодальный перевод – инициированный митр. Филаретом Московским и «Библейским обществом» еще в 1815 г. и законченный изданием полной русской Библии в 1867 г

Древние списки и переводы Священного Писания

Слайд 34

Деление на главы – в сер. 13 века кардиналом Стефаном Лангтоном.
Деление на стихи

- в сер. 16 века парижским типографом Робертом Стефаном.
Деление на главы и стихи очень удобно, но оно не отражает содержание и смысловое значение текста.
Для смыслового деления новозаветных текстов существуют зачала, которые используются в богослужебной практике.

Деление текста на разделы

Имя файла: Предварительные-сведения-о-Священном-Писании-Ветхого-Завета.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 0