Слайд 2
![Содержание презентации 1. Введение 2. Понятие религии 3. Ислам. Представление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-1.jpg)
Содержание презентации
1. Введение
2. Понятие религии
3. Ислам. Представление о боге, догматика
4.
Течения ислама, суннизм и шиизм
5. Суннизм, особенности суннизма
6. Священные тексты суннитов
7. Течения суннизма
8. Список используемых источников
Слайд 3
![Введение В современном мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-2.jpg)
Введение
В современном мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это
и различные формы политеизма, традиции которого идут от первобытных религий, и разнообразные формы монотеизма
Слайд 4
![Рели́гия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-3.jpg)
Рели́гия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в
себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Слайд 5
![Ислам Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-4.jpg)
Ислам
Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев религия
мира.
Само слово ислам в переводе с арабского обозначает «предание себя Богу».
Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века.
Мусульманские общины можно найти более чем в 120 странах мира в разных уголках земного шара.
Численность верующих людей, входящих в такие общины, составляет более 1 млрд. человек, но и эта цифра с каждым годом возрастает.
Слайд 6
![Представление о боге Алла́х в арабском языке — термин обозначающий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-5.jpg)
Представление о боге
Алла́х в арабском языке — термин обозначающий слово «Бог»
—означающее единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня. В исламе — Бог, пославший к людям своего посланника (расуль) Мухаммада.
Слайд 7
![Как оформилась догматика Мусульманин должен твердо верить, что есть только](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-6.jpg)
Как оформилась догматика
Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог
— Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранеее назначил его судьбу.
Слайд 8
![Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-7.jpg)
Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе.
На протяжении
столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.
1. Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.
2. Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.
3. С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).
Слайд 9
![Суннизм СУННИЗМ, одно из наиболее многочисленных направлений в исламе, возникшее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-8.jpg)
Суннизм
СУННИЗМ, одно из наиболее многочисленных направлений в исламе, возникшее в
результате его раскола после смерти Мухаммеда и оформившееся в 10-11 вв. в Халифате как господствующее религиозное течение.
Причиной раскола явился вопрос о власти халифов.
В отличие от шиитского направления, Суннизм отрицал идею об особой природе Али и его праве на имамат, а также идею посредничества между Аллахом и людьми.
Сунниты признали законность всех четырех первых халифов (Абу Бекра, Омара, Османа и Али), считали, что халифом должен избираться человек из племени курейш.
Слайд 10
![Особенности суннизма Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-9.jpg)
Особенности суннизма
Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его
поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:
1 - признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
2 - признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
3 - признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской;
4 - признание законности правления Праведных халифов — Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (ибадиты признают только Абу Бакра и Умара, а шииты признают только Али);
5 -верховные правители мусульманской общины [суннитов] должны быть из племени Курайшитов;
Слайд 11
![Священные тексты суннитов Коран - Священная книга мусульман (приверженцев ислама).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-10.jpg)
Священные тексты суннитов
Коран - Священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово Коран
означает «чтение вслух», «назидание», «чтение». Только впоследствии это слово стало обозначать книгу, в которой записано Божественное откровение. Арабы также называют Коран мусхаф, или свиток. Мусульмане верят, что Коран был ниспослан Мухаммеду в течение 20 лет. Первое откровение Пророк получил в 610 г., в Ночь могущества (месяц рамадан). Он служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.
Слайд 12
![Священные тексты суннитов Су́нна — мусульманское священное предание, излагающее примеры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-11.jpg)
Священные тексты суннитов
Су́нна — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского
пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха).
Слайд 13
![Течения суннизма Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-12.jpg)
Течения суннизма
Уже в VIII веке разногласия в вопросах веры сформировали два
направления суннизма: мурджииты и мутазилиты. В IX веке возникло также движение ханбалитов, отличавшееся неукоснительным следованием не только духу, но и букве религиозного предания. Ханбалиты устанавливали чёткие рамки дозволенного и недозволенного, а также полностью регламентировали жизнь мусульман. Таким образом они добивались чистоты веры
Слайд 14
![Список используемых источников. Журавский А.В. Ислам. М. // Издательство «Весь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/13210/slide-13.jpg)
Список используемых источников.
Журавский А.В. Ислам. М. // Издательство «Весь Мир», 2004.
– 224 с.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. // М.: 1991. - 219 с.
Стогов Д. И. С 81 Ислам: история и современность: учеб. пособие по дисциплине «Религиоведение» // Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018.- 48 с.
Шагавиев, Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие / Дамир Шагавиев. — Казань, 2015. — 336 c.
Шахнович М.М. Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. М. Шахнович — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.
Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. // М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.