Слайд 2
![Сибирь Обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-1.jpg)
Сибирь
Обширный географический регион
в северо-восточной части Евразии, ограниченный
с запада
Уральскими горами
с востока водораздельными хребтами у Тихого океана
с севера Северным Ледовитым океаном
с юга границей сопредельных государств России
(Казахстана, Монголии, Китая)
Слайд 3
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-2.jpg)
Слайд 4
![Сибирь В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-3.jpg)
Сибирь
В современном употреблении под термином Сибирь, как правило, понимается находящаяся в
этих географических рубежах территория Российской Федерации, хотя как историческое понятие, в своих широких границах Сибирь включает в себя и северо-восток Казахстана, и весь Российский Дальний Восток
Сибирь подразделяется на Западную и Восточную
Также иногда выделяют Южную Сибирь (в горной части), Северо-Восточную Сибирь, Среднюю Сибирь
Слайд 5
![Сибирь является малонаселенной территорией, но при этом здесь проживает (или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-4.jpg)
Сибирь
является малонаселенной территорией, но при этом здесь проживает
(или проживали)
множество мало похожих друг на друга малых коренных народов
Слайд 6
![Коренные народы Сибири Алтайцы Буряты Долганы Кеты (или Енисейские остяки)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-5.jpg)
Коренные народы Сибири
Алтайцы
Буряты
Долганы
Кеты (или Енисейские остяки)
Манси (или Вогуличи)
Ненцы, Селькупы (или Остяки-самоеды)
Сибирские татары
Хакасы
Ханты
Чукчи
Шорцы
Эвенки, Эвены
Юкагиры
Юги
(народ) (или Сымские остяки)
Якуты и др.
Слайд 7
![Малые народы Севера Палеоазиатские народы - ительмены, коряки, чукчи, юкагиры,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-6.jpg)
Малые народы Севера
Палеоазиатские народы - ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки
Тунгусо-маньчжурские народы
- эвенки, ламуты, нанайцы, ульчи и др.
Самоедоязычные народы - ненцы, тавгийцы, селькупы
Угроязычные - ханты, манси
Енисейские кеты
Слайд 8
![Малые народы Севера У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство долго](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-7.jpg)
Малые народы Севера
У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство
долго держались
патриархально-родовые отношения
с пережитками материнского рода
Слайд 9
![Южная Сибирь Только для народов Южной Сибири - алтайцев, хакасов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-8.jpg)
Южная Сибирь
Только для народов Южной Сибири - алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят
- исторические условия складывались более благоприятно: менее суровая природа, большая близость к культурным странам - Иран, Китай
У этих народов развились более прогрессивные формы хозяйства - скотоводство, местами земледелие; зарождались ранние формы классовых (патриархально-феодальных) отношений.
К этой группе народов близки были якуты, хотя они живут значительно севернее
Слайд 10
![Версии происхождения слова «Сибирь» Версии, связанные с происхождением от какого-либо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-9.jpg)
Версии происхождения слова «Сибирь»
Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка:
«Сибирь»
(сэбэр) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами
«Сибирмак» - татарское слово, означающее «очищать»
Слайд 11
![Версии происхождения слова «Сибирь» «Шибир» - монгольское слово, означающее болотистую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-10.jpg)
Версии происхождения слова «Сибирь»
«Шибир» - монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую
березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингисхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги
Слайд 12
![Версии происхождения слова «Сибирь» Версии, связанные с какой-либо этнической группой:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-11.jpg)
Версии происхождения слова «Сибирь»
Версии, связанные с какой-либо этнической группой:
По версии
З. Я. Бояршиновой, этот термин происходит от названия этнической группы «сипыр». Позднее она стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска
По версии В. Софронова, от тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых (сыбыр), по мнению автора версии, фактически означает «местные»
Слайд 13
![Версии происхождения слова «Сибирь» В санскрите существует слово «шабары», которое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-12.jpg)
Версии происхождения слова «Сибирь»
В санскрите существует слово «шабары», которое еще до
н. э. упоминается Вьясадевой в писании Шримад-Бхагаватам и означает народы, проживающие к северу от Гималаев
«Сыпыр» - название одного из племен древних угров
Слайд 14
![Шаманизм До проникновения в Сибирь христианства, ислама, буддизма (XVI-XVIII вв.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-13.jpg)
Шаманизм
До проникновения в Сибирь христианства, ислама, буддизма (XVI-XVIII вв.) там сохранялись
самобытные формы верований и притом сравнительно долго
Эти верования обычно называют суммарно шаманством (шаманизмом)
Шаманство составляло преобладающую форму религии почти у всех народов Сибири
Слайд 15
![Шаманизм Слово «шаман» тунгусское (саман, шаман - возбужденный, исступленный человек)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-14.jpg)
Шаманизм
Слово «шаман» тунгусское (саман, шаман - возбужденный, исступленный человек)
Через русских
оно потом распространилось по всей Сибири, а затем (в XVIII в.) проникло и в западноевропейские языки и стало интернациональным научным термином
Слайд 16
![Особенности шаманизма могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-15.jpg)
Особенности шаманизма
могут значительно варьироваться от региона к региону:
Шаман является избранником
духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана
Слайд 17
![Особенности шаманизма Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-16.jpg)
Особенности шаманизма
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в
него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов
Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны
Слайд 18
![Особенности шаманизма Для вызова духа или общения с ним используются](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-17.jpg)
Особенности шаманизма
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания,
когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания
Слайд 19
![Варган](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Особенности шаманизма Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-19.jpg)
Особенности шаманизма
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры:
нижний
мир (мир духов)
верхний мир (мир богов)
средний мир (мир земных духов)
Слайд 21
![Шаман благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-20.jpg)
Шаман
благодаря небесному избранию, способен посредством
Мирового Дерева
перемещаться между мирами
для
достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
Слайд 22
![Экстатическое путешествие шамана встречается лицом к лицу с небесным богом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-21.jpg)
Экстатическое путешествие шамана
встречается лицом к лицу с небесным богом и
передать ему приношения от своей общины
отыскивает душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами
доставляет душу умершего к её новому пристанищу
обогащает свои знания за счет общения со сверхъестественными существами
Слайд 23
![Шаман Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-22.jpg)
Шаман
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в
бубен (или варган)
Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов
Слайд 24
![Шаман согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-23.jpg)
Шаман
согласно религиозным верованиям, человек,
наделённый особыми способностями общаться
с духами и
сверхъестественными силами,
входя в
экстатическое состояние
Слайд 25
![Шаман человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-24.jpg)
Шаман
человек, являющийся
посредником и избранником духов, обладающий
способностью видеть иную,
особую реальность
и путешествовать в ней
Слайд 26
![Шаман Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов: у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-25.jpg)
Шаман
Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов:
у ненцев –
тадебей
у эвенков – саман, шаман
у бурят – боо
у кетов – сенин
у алтайцев – кам
Слайд 27
![Шаманская болезнь Служит переходом в новую жизнь шамана Содержит все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-26.jpg)
Шаманская болезнь
Служит переходом в новую жизнь шамана
Содержит все элементы
инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение:
- нисхождение в Преисподнюю
- вознесение на Небеса
- общение с богами или духами, душами умерших
Слайд 28
![Шаманская болезнь Странствование по различным мирам будущего шамана во время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-27.jpg)
Шаманская болезнь
Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской
болезни имеет определенный смысл
шаман постигает его устройство
узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги
Слайд 29
![Шаманская болезнь Во время ее шаман вырабатывает свою ритуальную практику](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-28.jpg)
Шаманская болезнь
Во время ее шаман вырабатывает свою ритуальную практику
Иногда посвящение
является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать
Слайд 30
![Камлание Обычный прием действий шамана - камлание (шаманство, шаманский сеанс)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-29.jpg)
Камлание
Обычный прием действий шамана - камлание (шаманство, шаманский сеанс)
Он состоит в
том, что шаман посредством пения, ударов в бубен, пляски или иными способами доводит себя до состояния экстаза
Люди верят, что в это время душа шамана отправляется в царство духов и вступает там с ними в общение, либо ведет переговоры, либо сражается с ними
Слайд 31
![Камлание Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-30.jpg)
Камлание
Предполагают также, что духи иногда сами являются на призыв шамана, входят
либо в его тело, либо в его бубен и говорят устами шамана
Шаманский сеанс происходит обычно вечером или ночью, длится несколько часов, и после него шаман чувствует крайнее изнурение, нуждается в отдыхе
Слайд 32
![Камлание Цель шаманского камлания - чаще всего лечение больного; но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-31.jpg)
Камлание
Цель шаманского камлания - чаще всего лечение больного; но у многих
народов шаманы считаются также предсказателями, гадают о пропавших вещах или животных, камлают для удачи на промысле, камлают на похоронах и пр.
Авторитет шаманов у всех народов был прежде очень велик, но обычно окрашен суеверным страхом перед ними
Слайд 33
![Камлание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-32.jpg)
Слайд 34
![Ступени посвящения (бурятский шаманизм) Чтобы стать шаманом, человек должен был,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-33.jpg)
Ступени посвящения
(бурятский шаманизм)
Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде
всего, обладать наследственностью - утха (шаманский корень), т.е. иметь предка шамана
Подтверждением его «избранности» являлся какой-либо отличительный знак на теле - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении
Слайд 35
![Ступени посвящения (бурятский шаманизм) За время своей жизни шаманы в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-34.jpg)
Ступени посвящения
(бурятский шаманизм)
За время своей жизни шаманы в зависимости от
своих способностей получали посвящения
Степеней посвящения у сибирских шаманов насчитывалось девять
Слайд 36
![Ступени посвящения Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-35.jpg)
Ступени посвящения
Первая ступень: Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно помощник более
известного шамана
Мог только совершать возлияния молоком или чаем простым духам, ублажая их, чтобы они не препятствовали чему-нибудь
Слайд 37
![Ступени посвящения Вторая ступень: Духалгын-боо (имеющий право обращаться к духам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-36.jpg)
Ступени посвящения
Вторая ступень: Духалгын-боо (имеющий право обращаться к духам огня, эжинам
местности и духам предков)
Мог совершать возлияния в добавок к молоку и чаю, тарасуном и топленым маслом
Слайд 38
![Тарасун- молочная водка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-37.jpg)
Слайд 39
![Ступени посвящения Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-38.jpg)
Ступени посвящения
Третья ступень: Хаялгын-боо (имеющий право обращаться к более высоким духам
-Хаатам и брызгать вверх)
Он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном
Слайд 40
![Ступени посвящения Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-39.jpg)
Ступени посвящения
Четвертая ступень: Ёдоотой-боо (законный шаман). Принявший присягу у священного места
и имеющий право делать жертвоприношение всем духам, которых знал. Ему разрешалось делать жертвоприношение, как белым, так и черным или любой другой масти бараном
Слайд 41
![Ступени посвящения Пятая ступень: Хэсэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-40.jpg)
Ступени посвящения
Пятая ступень: Хэсэтэ-боо (получивший бубен и способный уходить в транс).
Мог совершать шаманское путешествие для исцеления души больного и делать жертвоприношение бараном или козлом любой масти
Слайд 42
![Ступени посвящения Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-41.jpg)
Ступени посвящения
Шестая ступень: Хорьботой-боо (получивший шаманский посох с конскими копытами)
Имел
право делать жертвоприношение конем, быком
Умел впускать в себя духа "онго" без бубна и без призываний, лишь немного сосредоточившись
Слайд 43
![Ступени посвящения Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-42.jpg)
Ступени посвящения
Седьмая ступень: (получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский
плащ с железной накидкой)
Имел право делать все необходимые обряды и посвящал в шаманы начинающих
Мог иметь до трех бубнов
Только после седьмого посвящения шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов
Слайд 44
![Корона с оленьими рогами](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-43.jpg)
Слайд 45
![Ступени посвящения Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-44.jpg)
Ступени посвящения
Восьмая ступень: (имеющий все). Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и
бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов. Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских обрядов. Мог вызывать дождь и ветер
Слайд 46
![Ступени посвящения Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-45.jpg)
Ступени посвящения
Девятая ступень: (высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме). Мог
быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса, в т.ч. левитировать - подниматься в состоянии "онго" выше верхушек деревьев, пророчествовать и свободно общаться со всеми духами и путешествовать между всеми мирами
Слайд 47
![Левитация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-46.jpg)
Слайд 48
![Ступени посвящения Самое высокое звание - заарин (9 посвящение) было](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-47.jpg)
Ступени посвящения
Самое высокое звание - заарин (9 посвящение) было редкостью уже
в XIX в.
Первые шаманы, согласно древним преданиям, действительно летали в облаках на своих конях и совершали чудеса, которые их современные потомки повторить не могут
Слайд 49
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-48.jpg)
Слайд 50
![Анимистические шаманские верования Непременная особенность шаманизма - вера в духов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-49.jpg)
Анимистические шаманские верования
Непременная особенность шаманизма - вера в духов
Духи эти многочисленны
и разнообразны
- зооморфные
- антропоморфные
Слайд 51
![Дух-покровитель шамана Из сонма духов главным для каждого шамана считается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-50.jpg)
Дух-покровитель шамана
Из сонма духов главным для каждого шамана считается один -
его личный дух-покровитель
Ему шаман как бы служит, и шаманисты верят, что этот дух сам избирает шамана для такого служения
Слайд 52
![Дух-покровитель шамана Считается, что такой избранник духов не в силах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-51.jpg)
Дух-покровитель шамана
Считается, что такой избранник духов не в силах отказаться от
шаманского «призвания» и иногда принимает его против воли
Чаще этот «призыв» сказывается в возрасте полового созревания: человек заболевает, иногда делается как будто помешанным; и болезнь эта рассматривается как «зов» духа
Иногда дух является будущему шаману во сне. Перед принятием шаманской профессии духи «мучают» кандидата, доводят его почти до смерти
Слайд 53
![Анимистические шаманские верования У некоторых народов (особенно у нанайцев) есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-52.jpg)
Анимистические шаманские верования
У некоторых народов (особенно у нанайцев) есть вера в
то, что дух-покровитель шамана - существо противоположного пола: для шамана это его «небесная жена», для шаманки - ее «небесный муж»
Отношения шамана к его духу-покровителю рассматриваются в таком случае как брачные отношения
Слайд 54
![Духи-помощники шамана Помимо духа-покровителя у каждого шамана есть духи-помощники В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-53.jpg)
Духи-помощники шамана
Помимо духа-покровителя у каждого шамана есть духи-помощники
В них заключается
его сила. Считается, что дает ему их его дух-покровитель
Если шаман служит своему духу-покровителю, то духи-помощники служат шаману. Они выполняют разные его поручения, помогают сражаться с враждебными духами, узнавать то, что сокрыто от других людей
Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников
Слайд 55
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-54.jpg)
Слайд 56
![Злые духи Прочих духов, которыми будто бы густо населен мир,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-55.jpg)
Злые духи
Прочих духов, которыми будто бы густо населен мир, шаманисты чаще
всего считают злыми духами, враждебными человеку, вызывающими болезни и пр.
Задача шамана - бороться с ними или же откупаться от них посулами и жертвоприношениями
Слайд 57
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-56.jpg)
Слайд 58
![Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-57.jpg)
Шаманы постоянно требовали от тех, кто пользовался их услугами, принесения жертв,
по большей части кровавых
Это было очень разорительно для шаманистов: если человек болел долго, он нередко лишался всего скота, который приходилось приносить в жертву духам по требованию шамана, и становился нищим
Слайд 59
![Принадлежности шаманства Обычные принадлежности шаманского ритуала: особый костюм, часто с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-58.jpg)
Принадлежности шаманства
Обычные принадлежности шаманского ритуала:
особый костюм, часто с железными
подвесками, которыми шаман гремит при пляске
иногда корона или иной странный головной убор
посох
бубен с колотушкой
Слайд 60
![Посохи шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-59.jpg)
Слайд 61
![Костюм шамана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-60.jpg)
Слайд 62
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-61.jpg)
Слайд 63
![Принадлежности шаманства Все эти вещи как бы знаки достоинства шамана.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-62.jpg)
Принадлежности шаманства
Все эти вещи как бы знаки достоинства шамана. В то
же время им приписывают сверхъестественное или особое символическое значение
Надевая свой ритуальный костюм, шаман якобы становится птицей или оленем
Его бубен - это его верховой конь, олень, бык и т. п.
Каждая деталь костюма, подвеска, нашивка означают какого-нибудь духа
Роспись на бубне имеет какое-то мифологическое значение
Слайд 64
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-63.jpg)
Слайд 65
![Принадлежности шаманства Материальные принадлежности шаманства неодинаковы у разных народов. Например,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-64.jpg)
Принадлежности шаманства
Материальные принадлежности шаманства неодинаковы у разных народов. Например, есть разные
типы бубна
У шаманов дальневосточных народов - легкие узко-ободные
У шаманов всех остальных народов - тяжелые широкоободные: овальные
(в Восточной Сибири), круглые (в Западной Сибири)
Встречаются бубны с росписью (например, у алтайско-саянских народов) и без росписи
Слайд 66
![Бубны шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-65.jpg)
Слайд 67
![Бубны шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-66.jpg)
Слайд 68
![Бубны шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-67.jpg)
Слайд 69
![Бубны шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-68.jpg)
Слайд 70
![Бубны шаманов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-69.jpg)
Слайд 71
![Женское шаманство Оно играло преобладающую роль на ранней стадии, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-70.jpg)
Женское шаманство
Оно играло преобладающую роль на ранней стадии, в период
господства материнского рода, а позже его значение уменьшилось
Слайд 72
![Шаман-женщина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-71.jpg)
Слайд 73
![Шаман-женщина](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-72.jpg)
Слайд 74
![Женское шаманство У более же развитых народов, где преобладали патриархально-родовые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-73.jpg)
Женское шаманство
У более же развитых народов, где преобладали патриархально-родовые или патриархально-феодальные
отношения, шаманкам приписывалась обычно меньшая сила, чем шаманам
Но это не везде. Например, у северных якутов шаманки считались более сильными, чем шаманы. Там же встречались другие пережитки прежнего преобладания женского шаманства: в Колымском округе шаман мог камлать не в профессиональном костюме, а в женском одеяний
Слайд 75
![Кузнечный культ Предметом суеверного уважения и страха иногда становились не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-74.jpg)
Кузнечный культ
Предметом суеверного уважения и страха иногда становились не только шаманы,
но и другие выделяющиеся в общине люди
У якутов и бурят такое положение занимали кузнецы. Считалось, что кузнец по своей таинственной силе равен шаману или даже превосходит его
Слайд 76
![Кузнечный культ «Кузнец и шаман из одного гнезда», - говорили](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-75.jpg)
Кузнечный культ
«Кузнец и шаман из одного гнезда», - говорили якуты
По
поверью бурят, кузнец может убить шамана (сверхъестественным способом), а шаман кузнеца убить не может
Слайд 77
![Кузнечный культ У бурят кузнецы, подобно шаманам, делились на белых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-76.jpg)
Кузнечный культ
У бурят кузнецы, подобно шаманам, делились на белых и черных
Черных кузнецов очень боялись, так как верили, что они могут пожирать души людей
Основателем кузнечного промысла считался небесный кузнец Божинтой
Были особые духи кузнечного промысла
Слайд 78
![Родовые и семейные культы Почти у всех народов Сибири практиковалось](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-77.jpg)
Родовые и семейные культы
Почти у всех народов Сибири практиковалось почитание родового
и, особенно, семейного огня, домашнего очага
Существовали суеверные запреты в отношении очага: нельзя бросать в него что-либо нечистое. Очагу приносили небольшие жертвы, брызгая в него молоко, бросая кусочки пищи и т. п. К нему иногда обращались с настоящими молитвами, прося о покровительстве
Культ домашнего очага находился почти везде в руках женщин. Это явный пережиток материнско-родового строя
Слайд 79
![Родовые и семейные культы Сам огонь, домашний очаг у большинства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-78.jpg)
Родовые и семейные культы
Сам огонь, домашний очаг у большинства народов
олицетворялся в женском образе:
старуха огня (гиляки)
мать огня (нанайцы)
бабушка (эвенки)
огонь-мать (алтайцы)
Слайд 80
![Родовые и семейные культы У эвенков, например, хозяйка дома перед](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-79.jpg)
Родовые и семейные культы
У эвенков, например, хозяйка дома перед началом семейной
трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было»
Только у якутов и бурят, достигших наиболее высокого уровня развития, домашний очаг олицетворялся не в женском, а в мужском образе - как хозяин огня
Слайд 81
![Родовые и семейные культы У хантов, манси и селькупов каждая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-80.jpg)
Родовые и семейные культы
У хантов, манси и селькупов каждая семья
также имела своих священных покровителей - обычно в виде деревянных кукол с глазами из оловянных кружков:
Их завертывали в тряпки или меховые лоскутки
Им молились, приносили жертвы, считая покровителями промысла
Слайд 82
![Родовые и семейные культы Были семейные покровители и у ненцев](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-81.jpg)
Родовые и семейные культы
Были семейные покровители и у ненцев в виде
грубых деревянных человеческих фигур, которые назывались хэг
Слайд 83
![Пережитки тотемизма и культ медведя У некоторых народов с родовым](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-82.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
У некоторых народов с родовым культом
слились пережитки тотемизма
Медвежий культ у народов нижнего Амура и Сахалина (гиляки, ульчи и др.), нижней Оби (ханты, манси)
Слайд 84
![Медвежий праздник у Манси](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-83.jpg)
Медвежий праздник у Манси
Слайд 85
![Пережитки тотемизма и культ медведя Гиляки верили, что у каждого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-84.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Гиляки верили, что у каждого рода
есть свой медведь, как бы их сородич
В честь него устраивали большой родовой праздник, где сам медведь был главным действующим лицом
Слайд 86
![Пережитки тотемизма и культ медведя Для этого заранее ловили в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-85.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Для этого заранее ловили в лесу медвежонка,
выкармливали его в клетке, оказывая ему все знаки почтения, а в назначенный день водили, опять-таки с большим почетом, по стойбищу
Слайд 87
![Пережитки тотемизма и культ медведя В заключение его расстреливали из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-86.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
В заключение его расстреливали из луков, но
это делали не сами члены рода, а представители другого рода, связанного с первым по браку
Слайд 88
![Пережитки тотемизма и культ медведя Люди этого другого рода ели](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-87.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Люди этого другого рода ели и мясо
убитого медведя и получали его шкуру, сами «сородичи» медведя не осмеливались трогать ни то, ни другое
Голова и кости медведя предавались торжественному погребению
Слайд 89
![Пережитки тотемизма и культ медведя Обряды, выполняемые по случаю умерщвления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-88.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Обряды, выполняемые по случаю умерщвления священного
зверя у названных, как и других, охотничьих народов, почти всегда связаны с верой в то, что убитый зверь оживет, возродится, хотя бы в лице других особей того же вида
Слайд 90
![Пережитки тотемизма и культ медведя Это широко распространенный «миф об](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-89.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Это широко распространенный «миф об умирающем и
воскресающем звере» аналогичный мифу об умирающем и воскресающем божестве растительности у земледельческих народов
Люди, не желая лишиться покровительства со стороны убитого зверя, просят его не сердиться на них, выдумывают всякие оправдания: не мы-де тебя убили, а русские и т. п. Так оправдываются охотники перед медведем, убитым даже на охоте
Слайд 91
![Пережитки тотемизма и культ медведя В большинстве случаев не видно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-90.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
В большинстве случаев не видно никакой связи
родового культа с шаманством. Гиляки даже как бы подчеркивали различие и несоединимость этих двух форм религии: у них шаман не только никак не участвовал в медвежьем празднике, но и не мог камлать во время его, чтобы не оскорбить священного медведя
Слайд 92
![Пережитки тотемизма и культ медведя Но у некоторых народов шаманство,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-91.jpg)
Пережитки тотемизма и культ медведя
Но у некоторых народов шаманство, напротив, слилось
с родовым культом. Так было у эвенков, бурят, особенно у юкагиров
У последних живые шаманы были служителями родового культа, а умершие - его объектами: по старым юкагирским обычаям, тело умершего шамана разрубали на части и раздавали сородичам, которые свято хранили эти реликвии и молились им
Слайд 93
![Промысловый культ Очень развит был у народов Сибири промысловый культ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-92.jpg)
Промысловый культ
Очень развит был у народов Сибири промысловый культ - почитание
покровителей охотничьего, рыболовческого и прочих промыслов
Иногда он переплетался с шаманством: шаманы были исполнителями промысловых обрядов и молений (например, у эвенков)
Слайд 94
![Промысловый культ Крашенинников (XVIII в.) видел и описал чрезвычайно интересные,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-93.jpg)
Промысловый культ
Крашенинников (XVIII в.) видел и описал чрезвычайно интересные, видимо родовые,
праздники кита и волка у ительменов
Во время такого праздника изготовляли из съедобной травы и сушеной рыбы большие изображения кита и волка, которые потом разрывали на части и съедали
Слайд 95
![Промысловый культ Промысловый культ был связан с верой в духов-хозяев,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-94.jpg)
Промысловый культ
Промысловый культ был связан с верой в духов-хозяев, очень характерной
для охотничье-рыболовческих народов Северной Азии. Эти хозяева бывают разных рангов
Например, по поверьям юкагиров, у каждого дикого зверя есть свой индивидуальный хозяин, так называемый педьюль. Юкагиры представляют себе его в довольно материальном виде, как хрящевистое затвердение под кожей животного. От воли педьюля будто бы и зависит послать данное животное под выстрел охотника или нет
Слайд 96
![Промысловый культ Кроме того, есть хозяева целых видов животных -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-95.jpg)
Промысловый культ
Кроме того, есть хозяева целых видов животных - мойе, которым
подчинены хозяева отдельных животных
Есть и хозяева отдельных рек, лесов, гор (погильпе)
Все они вместе подчинены 3 главным духам-хозяевам
земли
пресной воды
моря
Слайд 97
![Промысловый культ Все духи-хозяева сами по себе не добры и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-96.jpg)
Промысловый культ
Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы,
но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению к человеку (охотнику, рыбаку) в зависимости от его поведения:
- если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не совершает излишних жестокостей, убивает животных лишь в необходимом количестве, то хозяева милостивы к нему, посылают ему дичь
- за нарушение правил они гневаются, наказывают охотника, не давая ему добычи
Слайд 98
![Промысловый культ Промысловые духи-хозяева существуют в верованиях народов Сибири по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-97.jpg)
Промысловый культ
Промысловые духи-хозяева существуют в верованиях народов Сибири по большей
части совершенно отдельно от шаманских духов, духов болезней, отдельно от семейных и родовых покровителей
- якуты называют духов-хозяев иччи, отличая их как от злых духов-абаагы, так и от благодетельных духов - лйыы. Иччи есть у любого предмета природы; они сами по себе не добры и не злы, но с ними приходится иметь дело охотнику на промысле. Из среды этих хозяев выделяются главные - хозяин тайги Байянай и др., которых особенно почитают охотники, принося им жертвы
- у бурят духи-хозяева эжин
- у алтайцев - ээзи
- у хантов и манси есть вера в лесных духов - унху
Слайд 99
![У большинства народов Северной Азии предметом почитания были духи разных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-98.jpg)
У большинства народов Северной Азии предметом почитания были духи разных категорий,
но не боги
Правда, есть сообщения, что в верованиях некоторых народов присутствовал и образ верховного божества:
- так, обские угры (ханты и манси) верили в небесного бога Нуми-Торыма
- ненцы - в небесного бога Нума (слово это значит просто небо)
Но культа этих богов не было
Слайд 100
![Только у исторически самых развитых народов Сибири образы великих богов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-99.jpg)
Только у исторически самых развитых народов Сибири образы великих богов
были более отчетливыми, занимали более важное место в культе
Так, у якутов сложился целый пантеон добрых и злых богов:
во главе светлой части пантеона стоял великий добрый бог Айыы-Тойон (или Аар-Тойон), совершенно не вмешивавшийся в дела людей
во главе темной части - злой Подземный старик (Аллара-Огоньор, он же Арсан-Дуолай)
Слайд 101
![У алтайцев верховным светлым богом считался Ульгень, главным злым божеством - Эрлик](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354113/slide-100.jpg)
У алтайцев верховным светлым богом считался Ульгень, главным злым божеством -
Эрлик