Религиоведение. Предмет, цель и задачи курса презентация

Содержание

Слайд 2

1 тема. Введение в курс «Религиоведение».

План:
Предмет, цель и задачи курса “Религиоведение”.
Взаимосвязь религиоведения с

социально-политическими науками.
Значение религиоведения в укреплении стабильности общества,
- воспитании религиозной толерантности и обеспечении свободы совести.

Слайд 3

Религия (по латыни – благочестие, набожность) – форма общественного сознания, человеческой деятельности, которые

основываются на вере в существование сверхъестественных, неземных сил.

Сверхъестественные силы в данном случае рассматриваются как явления, которые существуют вне реального мира, жизни и деятельности человека и многократно превосходят возможности, силы человека. Они способны, например, создавать и разрушать миры, воскрешать человека, управлять его судьбой, жизнью и т.д. Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к временам Античности. Еще в середине I тыс. до н. э. греческие философы, одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что религиозные представления не присущи человеку, что люди выдумали своих богов.

Слайд 4

Религия представляет собой
мировоззрение и мироощущение,
а также соответствующее
поведение и специфические
действия,

которые
основываются на вере в
существование Бога

Слайд 5

Основные религии

Мировые религии

Национальные религии

Христианство

православие

католицизм

протестантизм

Буддизм

Ислам

Иудаизм

Индуизм

Конфу-
цианство

Даосизм

Сикхизм

Джайнизм

Синтоизм

Зароастризм

Слайд 6

Вера – это особое
психологическое состояние
уверенности в достижении цели,
наступления события, в

предполагаемом
поведении человека, в истинности идеи
при условии дефицита точной информации
о достижимости поставленной цели,
о конечном итоге события,
о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки

Слайд 7

На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные иссле- дования, ставившие
своей

целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа.
Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда
наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.
Религиоведение как комплексная, относительно самостоятельная отрасль знания возникла во второй половине XIX в. Она опиралась на накопленный историей, археологией, этнографией, лингвистикой и другими науками конкретный материал.
Значительный вклад в развитие религиоведения на этапе его становления внес английский исследователь, этнограф Эдуард Тейлор (1832–1917).
В труде «Первобытная культура» он сформулировал анимистическую теорию происхождения религии, раскрыл ее сущность и показал направления развития.

Теория религиоведения

Слайд 8

Что же является предметом религиоведения?

Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающего религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному Богу, или бо-гам, или

к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания, которое учитывает как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факторы.
Религиоведение исследует процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее структуру и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, ее роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Слайд 9

Религиоведение: объект и предмет исследования

Религиоведение как
относительно самостоятельная наука складывалось начиная с XIX в.,

хотя религиоведческие знания – философские,
теологические, исторические,
психологические и др. – накапливались в течение столетий.
Предметом религиоведения являются закономерности
возникновения, развития и
функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории
общества, взаимосвязь и
взаимовлияние религии и других областей культуры.

Слайд 10

Структура религиоведения

Структурными элементами религиоведческой науки являются философия религии, социология религии, психология религии, история религии,

география религии, религиозная культурология, феноменология религии, учение о свободомыслии.
Связь религиоведения с философией основывается на том, что философия изучает наиболее общие законы движения и развития природы, человеческого общества и мышления, составляет содержание философского мировоззрения и общую методологию познания, которые имеют значение для всех наук, в том числе и для религиоведения.

Слайд 11

Предпосылкой развития науки о религии стало
убеждение в том, что религию можно и нужно

изучать как некоторую человеческую реальность, доступную эмпирическому исследованию и теоретическому
анализу.
В религиоведении имеется ряд разделов, основными являются: философия, социология, психология,
феноменология, история религии.

Слайд 12

Религиоведение тесно связано с социологией. Социология изучает общество, а точнее – становление, функционирование

и развитие социальных систем, их структуру, отношения между системами, в связи с их
положением в обществе, удовлетворением их потребностей и интересов. Социология исследует религию как одну из социальных систем, ее становление и функционирование, развитие, отношения с другими социальными системами.
Религиоведение, безусловно, связано с историей, так как историческое сознание являетсясоставной частью общественного сознания, духовной культуры. Изучая религию и особенности ее возникновения, развития, религиоведение не может не обратиться кисторической стороне религиозных явлений. Без истории невозможен полный научный анализ религиозных процессов как в прошлом, так и в настоящем. С другой стороны, религиоведение позволяет уточнять и расширять изучение исторических явлений. Особенно это касается событий современности, когда такие явления, как возрождение религии на постсоветском пространстве, активизация угрозы исламского экстремизма, терроризма и фундаментализма является важнейшими явлениями современной истории и связаны с событиями далекого прошлого.

Слайд 13

Религиоведение связано с правом, юридическими дисциплинами

«Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны

перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций».
Следует иметь в виду, что развитие и действие религии оказывает воздействие и на право. Безусловно, что некоторые религиозные ценности оказали влияние на выработку определенных правовых норм. В исламе эта тенденция привела к возникновению шариата – свода мусульманского
права, разработанного на основе Корана и сунны.

Слайд 14

Участие в изучении религии принимают различные науки

Во-первых, комплексное изучение религии как единого целого
Каждая

общественная наука исследует религию сквозь призму своего предмета.
Во-вторых, научный, объективный подход к изучению религии
Это не означает, что остальные общественные науки не объективны в изучении религии.
Имя файла: Религиоведение.-Предмет,-цель-и-задачи-курса.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0