- Главная
- Без категории
- Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии
Содержание
- 2. - Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг
- 3. Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур
- 4. В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый земледельческий и кочевой
- 5. Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, , стала Закамская, построенная в
- 6. В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка
- 7. В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены
- 8. Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов.
- 9. Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы
- 10. Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых
- 11. В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не имея возможности по причине ограниченных
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2- Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении
- Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении
Слайд 3 Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства,
Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства,
Слайд 4В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый
В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый
Слайд 5Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, , стала
Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, , стала
Слайд 6В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского
В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского
Слайд 7
В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова
В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова
Слайд 8 Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого
Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого
В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни.
Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных.
Жилищем населению Самарского края в 18 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка.
Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени( к ним у татар пристраивалось украшенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть.
Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чувашей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско - мокшанское жилище отличали нары.
Слайд 9 Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась
Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась
Основу женского костюма славянских, финно- и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.
Слайд 10Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных,
Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоваться только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников.
Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края.
Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.
Слайд 11
В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не
В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не
Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- периода «сплошной» коллективизации, являясь ограниченной составной частью жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего столетия сохранились отличительные особенности этнографических групп в рамках этнических образований ( мордва- эрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и вирьял).