Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки презентация

Содержание

Слайд 2

Устранение многобожия - путь к преодолению социально-экономического и политического кризиса,

Устранение многобожия - путь к преодолению социально-экономического и политического кризиса, разобщенности

арабского мира.
Духовной основой создания единого арабского государства стало религиозное откровение, которое Аллах передал пророку Мухаммеду (570 – 632 гг. н.э.).
Пророк стал имамом города, а впоследствии – правителем Медины, военачальником и судьёй. Сосредоточение духовной и светской власти в руках Мухаммеда привело к смешению общины и государства, религии, права и политики.
Слайд 3

Признание фикха в качестве источника права было обусловлено тем, что

Признание фикха в качестве источника права было обусловлено тем, что Коран

и сунна считаются незыблемыми и непререкаемыми, тогда как общественная жизнь требует адекватных средств и способов регулировани
Слайд 4

1. Противоречивость и пробельность Корана и Сунны; 2. Догматизм, неизменность

1. Противоречивость и пробельность Корана и Сунны;
2. Догматизм, неизменность Корана и

Сунны и как следствие их неспособность упорядочивать возникающие социальные отношения ;
3. Многочисленность и разноречивость хадисов.

Причинами возникновения мусульманской правовой доктрины как источника права являются:

Слайд 5

Школы мусульманского права отличаются друг от друга по таким вопросам

Школы мусульманского права отличаются друг от друга по таким вопросам как:
Источники

мусульманского права;
Порядок перехода власти имама;
Роль и значение иджтихада;
Пределы использования иджмы и кияса;
Толкование Корана и сунны в соответствии с буквой или духом.
Слайд 6

Мусульманское правоведение разделилось в VIII веке на: Суннитов; Шиитов. Различие

Мусульманское правоведение разделилось в VIII веке на:
Суннитов;
Шиитов.
Различие между ними связано с

разными подходами в преемстве верховной власти в арабском теократическом государстве. По мнению шиитов, власть имама должна быть наследственной и иметь божественное происхождение и передаваться от Мухаммеда его родственникам. Когда власть перешла к мекканской аристократии, шииты отнесли новых правителей к узурпаторам.
Кроме того, шииты для юридической аргументации принимаемых решений ссылаются не только на предание пророка, но и на заключения имамов, так как последние ведут своё происхождение к пророку
Слайд 7

Карта распространения мазхабов

Карта распространения мазхабов

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В связи с формированием таклида (принципа авторитета, ограничивающего иджтихад одной

В связи с формированием таклида (принципа авторитета, ограничивающего иджтихад одной из

сложившихся школ права) творческая разработка мусульманского права стала недопустима.
Факихи обратились к созданию теоретических основ мусульманского права.
В этот период наблюдается развитие юридических уловок, хитростей, позволяющих обойти букву жёсткого мусульманского права, не терпящего перемен – хийал.
Слайд 11

В XIX в. произошло два события, отразившихся на развитии мусульманского

В XIX в. произошло два события, отразившихся на развитии мусульманского права

и доктрины:
1. Кодификация мусульманского права как выражение новой тенденции в истории ислама – возрастание роли светского права и государства. В 1869 – 1877 гг. в Османской империи была проведена систематизация институтов гражданского и процессуального мусульманского права под названием Маджалла.
2. Вестернизация и модернизация мусульманского права – восприятие и рецепция европейских концепций, ценностей и институтов права арабскими государствами в связи с развитием торгово-экономических связей и процессом колонизации Западом ряда восточных государств. Общие принципы мусульманского права.
Слайд 12

Характерные черты мусульманской правовой доктрины : 1. Нормы права и

Характерные черты мусульманской правовой доктрины :
1. Нормы права и юридические конструкции

имеют источник в религии – исламе, по содержанию должны основываться на предписаниях Корана и сунны.
2. Особый механизм действия шариата и своеобразии сознания мусульман.
3. Приверженность традиции.
4. Существование доктринально допустимых и соответствующих религии способов обхода буквы закона, хитростей и уловок – стратагем и хийала.
5. Существование разных и противоположных школ права – мазхабов.
8. Мусульманская правовая доктрина как источник права имеет три формы проявления:
9. Язык мусульманского правоведения пронизан метафорами, аллегориями и поэтическими выражениями и приёмами.
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Глоссарий Ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку

Глоссарий

Ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку Мухаммеду (570

– 632 гг. н.э.) Имам – духовный лидер. Халифы – преемники Пророка. Коран (куръян) происходит от арабского корня «кара`а» - «читать» или, чаще, - «произносить речитативом, декламировать». В структуре Корана выделяется 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000 стихов (аятов). Сунна – предание (обычай, традиция), которое отражает слова и поступки пророка и его сподвижников. Состоит из хадисов. Иджтихад - свобода усмотрения при решении юридических споров. Факихи – ученые-юристы.
Фикх – мусульманское правоведение.
Иджму – единодушное мнение мусульманской общины или учёных-юристов.
Кияс – умозаключение по аналогии – распространение положений Корана, сунны, доктрины на отношения, ими прямо неурегулированные, но совпадающие, подобные по своему характеру и природе;
Фетва – заключение авторитетных богословов и юристов пот конкретных юридическим делам.
Тафир – обвинение в неверности исламу. Джихад – священная война против иноверцев.
Слайд 16

Использованные источники История и методология юридической науки: коллективная монография /под

Использованные источники

История и методология юридической науки: коллективная монография /под ред. д-ра

юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. - М.: Юрлитинформ, 2016.
Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права / Л.Р. Сюкияйнен // Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984.
Чиркин, В.Е. Мусульманская концепция права / В.Е. Чиркин// Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984.
Имя файла: Современное-состояние-и-специфические-черты-мусульманской-юридической-науки.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0