Слайд 2
![В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-1.jpg)
В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский
полуостров, началось разложение родоплеменного строя.
Слайд 3
![Племя сообща владело пастбищами, но стада уже принадлежали отдельным семьям.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-2.jpg)
Племя сообща владело пастбищами, но стада уже принадлежали отдельным семьям. Из-за
лучших пастбищ часто происходили столкновения между племенами. Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мест из-за убийство или оскорбление родича мстил весь род.
Слайд 4
![Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-3.jpg)
Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов,
выбирали места для кочевья, судили родичей.
В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей. К началу VII в. Родовой строй у арабов пришел в упадок.
Слайд 5
![Объединению арабов способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-4.jpg)
Объединению арабов способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель
Мекки Мухаммед (в европейской традиции — Магомет). По преданию, он рано остался сиротой, сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал купцом. Мухаммеда называли посланником Бога, его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединяться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, т. е. покорны ми Богу.
Слайд 6
![Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-5.jpg)
Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало власть
Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман.
Слайд 7
![Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-6.jpg)
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы
мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман — халифов, или «заместителей» пророка. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двигались на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран.
Слайд 8
![Вначале VIII в. арабы покорили Северную Африку. В 711 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-7.jpg)
Вначале VIII в. арабы покорили Северную Африку. В 711 г. они
переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов.
Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою у города Пуатье в 732 г. франки нанесли арабам поражение и отбросили их на юг. На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям.
Слайд 9
![Так, в течение VII в. и первой половины VIII в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-8.jpg)
Так, в течение VII в. и первой половины VIII в. образовалось
огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.
Слайд 10
![Государственный строй Арабского халифата был достаточно централизованным. Этому во многом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-9.jpg)
Государственный строй Арабского халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала
концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — находилась в руках халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной.
Слайд 11
![Центральными органами государственного управления являлись ведомства (диваны): диван-ал-джунд, ведавший оснащением](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-10.jpg)
Центральными органами государственного управления являлись ведомства (диваны):
диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением
войска;
диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
диван-ал-барид — управление дорог и почты, руководившее так же строительством дорог, колодцев и т. д.
Слайд 12
![Территория халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-11.jpg)
Территория халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств
или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники — эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы.
Слайд 13
![Одновременно с возникновением государственности Арабского халифата формировалось и его право.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-12.jpg)
Одновременно с возникновением государственности Арабского халифата формировалось и его право. В
первый период халифата право и религия сливались воедино.
Составные части мусульманского права: это, прежде всего, шариат («шариа» в переводе с арабского — «надлежащий путь»). Шариат — это нормы, содержащиеся в Коране.
С точки зрения формы это писаное право, которое регулирует отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Содержащиеся в Коране предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Слайд 14
![Вторая часть мусульманского права — это так называемая Сунна. Сунна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-13.jpg)
Вторая часть мусульманского права — это так называемая Сунна. Сунна —
сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержат в значительной своей части предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.
Слайд 15
![Третья часть мусульманского права — иджма. Иджма — решения, вынесенные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-14.jpg)
Третья часть мусульманского права — иджма. Иджма — решения, вынесенные авторитетными
мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне, и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов.
Слайд 16
![Четвертая часть мусульманского права — это так называемый фикх, правовая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/45725/slide-15.jpg)
Четвертая часть мусульманского права — это так называемый фикх, правовая доктрина,
т. е. наука о праве. Далее, частью мусульманского права является кияс — умозаключение по аналогии, правовой прецедент.