Слайд 2
![Литература по курсу Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск.2000.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-1.jpg)
Литература по курсу
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск.2000.
Ф. де Соссюр.
Заметки по общей лингвистике. М., 1990.
С.Тичер, М.Мейер,Р.Водак, Е.Веттер. Методы анализа текста и дискурса. Харьков,2009.
Д.Матисон Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. Харьков,2013.
Л.Филлипс, М.В.Йоргенсен Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004.
Слайд 3
![Содержание Структурализм и семиотика: теория знаков Массовая коммуникация как текст Нарративный анализ Дискурс-анализ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-2.jpg)
Содержание
Структурализм и семиотика: теория знаков
Массовая коммуникация как текст
Нарративный анализ
Дискурс-анализ
Слайд 4
![1. Структурализм и семиотика: теория знаков.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-3.jpg)
1. Структурализм и семиотика: теория знаков.
Слайд 5
![Фердинанд де Соссюр Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-4.jpg)
Фердинанд де Соссюр
Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве в семье
ученых. В 1875 г. поступил в Женевский университет, через год — в Лейпцигскую школу лингвистов (младограмматическую), где проучился 2 года, в основном занимаясь сравнительно-историческим языкознанием.
В 22 года (1879 г.) пишет крупную сравнительно-историческую работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Работа получает положительные отзывы от Николая Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, отрицательные — от младограмматистов. В 1880 году уезжает в Париж, где получает должность профессора.
На основе лекций Соссюра его учениками Шарлем Бали (Charles Bally) и Анри Сеше (Henri Séchaye) написана книга «Курс общей лингвистики» (Cours de Linguistique Générale).
Слайд 6
![Дихотомия язык/речь Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение, высказанное Соссюром. («Дихотомия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-5.jpg)
Дихотомия язык/речь
Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение, высказанное Соссюром.
(«Дихотомия» — греч.
διχα — надвое, τομε — режу.)
Речевая деятельность (langage) распадается на диаметрально противоположные сущности:
язык (langue)
речь (parole)
Язык — система знаков и грамматическая система, обязательная для всех членов языкового коллектива. Язык социален.
Речь индивидуальна. Речь — «акт изъявления воли и разума». Это:
а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;
б) акты говорения.
Язык — потенциален (то есть то, что может быть сказано).
Речь — актуальна (реализация потенциальной системы).
Слайд 7
![Язык – система знаков Язык — это система знаков, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-6.jpg)
Язык – система знаков
Язык — это система знаков, в которой единственно
существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба этих элемента в равной мере психичны.
В номенклатуре вещь и название связаны напрямую, в языке же существуют промежуточные звенья: знак связан с вещью через понятие и с материальной оболочкой через акустический образ. При этом акустический образ — означающее, а понятие — означаемое.
Слайд 8
![Особенности знаков Чарльз Пирс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-7.jpg)
Особенности знаков
Чарльз Пирс
Слайд 9
![2.Массовая коммуникация как текст](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-8.jpg)
2.Массовая коммуникация как текст
Слайд 10
![Текст Текст - в общем плане связная и полная последовательность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-9.jpg)
Текст
Текст - в общем плане связная и полная последовательность знаков.
Проблема
текста, возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в.
В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения, или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающаяся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения.
Существуют как расширенная философски нагруженная (романоязычные страны, Германия), так и более частная (англосаксонский вариант) трактовки текста:
имманентный - рассматривающий текст как автономную реальность, выявляющий его внутреннюю структуру;
репрезентативный - выясняющий специфику текста как особой формы представления знаний о внешней им действительности подходы
Слайд 11
![Термин «текст» Термин «текст» используется в двух основных смыслах: Текст](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-10.jpg)
Термин «текст»
Термин «текст» используется в двух основных смыслах:
Текст - сообщение как
таковое – печатный документ, фильм, телевизионная программа или музыкальная запись.
Текст - смысловой результат столкновения между сообщением и получателем (Фиске).
Слайд 12
![Полисемичность текста Содержание масс медиа полисемично, т.е. имеет множество потенциальных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-11.jpg)
Полисемичность текста
Содержание масс медиа полисемично, т.е. имеет множество потенциальных смыслов и
значений для своих читателей (аудитории). Джон Фиске утверждает, что полисемичность является необходимым признаком настоящей популярной медиа культуры, поскольку множество потенциальных значений обеспечивает достижение аудитории в целом, соединяя различные ее категории.
Слайд 13
![Контроль значения Несмотря на полисемичный характер, дискурсы специфических примеров содержания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-12.jpg)
Контроль значения
Несмотря на полисемичный характер, дискурсы специфических примеров содержания медиа зачастую
предрасположены или склонны контролировать, ограничивать или направлять придание значения, которое, напротив, может противодействовать со стороны читателя.
Это соотносится с моделью Холла «кодирования-декодирования», согласно которой обычно существует «предпочтительное прочтение», закодированное в тексте – значение, которое является наиболее адекватным замыслу производителя сообщения.
Слайд 14
![Интертекстуальность Как утверждает Фиске, «читатель» медиа текстов также может легко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-13.jpg)
Интертекстуальность
Как утверждает Фиске, «читатель» медиа текстов также может легко компоновать событие
программы с теми заявлениями, которые в ней содержаться, или же с подобными программами.
Это один из аспектов интертекстуальности медиа, и это также относится к переходу границ между медиа (таким как фильмы, книги или радио).
Слайд 15
![Закрытость текста Содержание может быть рассмотрено как более или менее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-14.jpg)
Закрытость текста
Содержание может быть рассмотрено как более или менее «открытое» или
«закрытое» в своем значении.
Согласно Эко (1979), открытый текст – это текст, дискурс которого не принуждает читателя к некоему особому значению или интерпретации.
Различные виды и существующие примеры текстов медиа могут быть разделены согласно степени открытости.
К примеру, новостные репортажи не являются открытыми, а служат унификации информационного потока, в то время как сериалы и мыльные оперы зачастую применяются как различные «прочтения».
Слайд 16
![3.Нарративный анализ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Нарратив Нарратив - сюжетно-тематическая картина, сюжетная линия. Нарративом мыслится всякий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-16.jpg)
Нарратив
Нарратив - сюжетно-тематическая картина, сюжетная линия. Нарративом мыслится всякий текст (включая
невербальный), сообщающий о каком-либо событии или о цепи событий и задающий самой последовательностью изложения, расстановкой акцентов и т.п. ту или иную интерпретацию сообщаемого.
Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции "нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как обоснованный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией.
Во всех случаях своего функционирования в культуре наррация неизбежно сопровождается интерпретацией того события, о котором рассказывается. При этом никакая интерпретация не бывает свободной от идеологии общества и его имплицитных мифологических представлений.
Слайд 18
![Функция нарратива Большая часть содержания медиа называется историями, принимающими шаблонные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-17.jpg)
Функция нарратива
Большая часть содержания медиа называется историями, принимающими шаблонные и предсказуемые
формы.
Основная функция нарратива – придание смысла сообщению о некоем событии.
Это происходит в двух основных направлениях:
а) через связь действий и событий в логическую причинно-следственную цепочку,
б) путем обеспечения элементов людьми и местами, которые имеют фиксированный и узнаваемый (реалистический) характер.
Нарратив помогает обеспечить логику человеческих мотивов, которые придают смысл отдельным выдуманным или реальным наблюдениям.
Слайд 19
![Нарративный анализ Качественный анализ материала нарративного (биографического или тематического) интервью.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-18.jpg)
Нарративный анализ
Качественный анализ материала нарративного (биографического или тематического) интервью.
Основные методологические
разработки нарративного анализа связаны с именами Ф. Шютца (Fritze Schütze), В. Фишера (Wolfram Fischer), Г. Розенталя (Gabriele Rosenthal), Дж. Брунера (J. Bruner) и др.
Прочтение, интерпретация и анализ жизненных историй и иного нарративного материала может исходить из двух главных независимых измерений: "холистический подход versus категориальный" и "содержательный подход versus формальный
Слайд 20
![Холистический подход versus категориальный Категориальный подход подразумевает разбивку полного текста](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-19.jpg)
Холистический подход versus категориальный
Категориальный подход подразумевает разбивку полного текста либо нескольких
текстов, полученных от разных респондентов, на секции, отнесение отдельных частей или слов к определенным категориям и анализ категорий.
Холистический подход, напротив, позволяет рассматривать жизненную историю как целое, и каждая часть текста интерпретируется в контексте других частей.
Категориальный подход полезен, когда исследователей интересуют проблемы или феномены, свойственные определенным группам людей.
Если исследуется личность как целое, ее развитие, предпочтителен холистический подход к анализу нарратива.
Слайд 21
![Содержательный подход versus формальный При содержательно анализе исследователь концентрируется на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-20.jpg)
Содержательный подход versus формальный
При содержательно анализе исследователь концентрируется на явном содержании
нарратива, т.е. анализирует представленную рассказчиком фактическую информацию о событиях.
Также содержательный анализ может быть направлен на прояснение имплицитного содержания.
Формальный анализ состоит в прояснении структуры сюжета, последовательности событий, их соотношения с временной осью, сложности и связанности между собой.
Содержание истории, обычно, более очевидно и доступно для понимания, поэтому исследователи, заинтересованные в глубинном понимании жизненной истории могут предпочитать анализ формы нарратива, считая, что этот подход помогает показать более глубокие слои идентичности рассказчика..
Слайд 22
![Модели интерпретации холистически-содержательная холистически-формальная категориально-содержательная категориально-формальная.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-21.jpg)
Модели интерпретации
холистически-содержательная
холистически-формальная
категориально-содержательная
категориально-формальная.
Слайд 23
![Холистически-содержательная Такой способ интерпретации помогает выявить связь отдельных деталей текста](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-22.jpg)
Холистически-содержательная
Такой способ интерпретации помогает выявить связь отдельных деталей текста с общим
контекстом, смысл того или иного фрагмента в свете содержания остальных частей нарратива.
Слайд 24
![Холистически-формальный Холистически-формальный подход к толкованию помогает прояснить кульминационные, поворотные моменты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-23.jpg)
Холистически-формальный
Холистически-формальный подход к толкованию помогает прояснить кульминационные, поворотные моменты истории, проливающие
свет на ее развитие в целом.
Слайд 25
![Категориально-содержательная Категориально-содержательная модель известна как контент-анализ, классический метод исследования нарративных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-24.jpg)
Категориально-содержательная
Категориально-содержательная модель известна как контент-анализ, классический метод исследования нарративных материалов, в
рамках которого часто используется количественная обработка данных.
Контент-анализ жизненной истории подразумевает поиск заранее намеченных тем или категорий в содержании рассказа, но при этом исследователь может продвигаться в логике исследовательской стратегии "обоснованной теории" Глазера и Страусса (B.G. Glaser, A.L. Strauss).
Выбор категорий, конечно, может быть предопределен имеющейся теорией соответственно логике позитивистского исследования, но с другой стороны, ничто не мешает исследователю читать текст свободно, без предубеждений и фиксировать проявляющиеся в содержании темы, чтобы затем уже выстраивать гипотезы.
Слайд 26
![Категориально-формальная Категориально-формальная модель фокусируется на отдельных стилистических и лингвистических особенностях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-25.jpg)
Категориально-формальная
Категориально-формальная модель фокусируется на отдельных стилистических и лингвистических особенностях определенных элементов
нарратива, например, на типе метафор, используемых нарратором, частоте употребления пассивных залогов, сенсорных глаголов и т. д.
Нарратив может использоваться для изучения когнитивных функций: когнитивных стилей, процесса решения задач и пр., и в данном случае применение категориально-формального подхода вполне оправдано, так как позволяет исследователям сравнить особенности суждений нарраторов с теоретическими моделями.
К примеру, Кэпс и Окс (L. Capps & E. Ochs) изучали механизмы совладания с эмоциями страха и состоянием беспомощности, анализируя лингвистические особенности биографических нарративов пациентов, страдающих от приступов паники. В подобных исследованиях список интересующих исследователей категорий (в данном случае формально-лингвистических аспектов эмоциональных реакций) может готовиться заранее, либо определяться по ходу прочтения текста.
Слайд 27
![4. Дискурс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-26.jpg)
Слайд 28
![«Дискурс» -лингвистическое употребление К первому классу относятся собственно лингвистические употребления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-27.jpg)
«Дискурс» -лингвистическое употребление
К первому классу относятся собственно лингвистические употребления этого термина,
исторически первым из которых было его использование в названии статьи Дискурс-анализ американского лингвиста З.Харриса, опубликованной в 1952.
Собственно лингвистические употребления термина «дискурс» сами по себе весьма разнообразны, но в целом за ними просматриваются попытки уточнения и развития традиционных понятий речи, текста и диалога.
Переход от понятия речи к понятию дискурса связан со стремлением ввести в классическое противопоставление языка и речи, принадлежащее Ф. де Соссюру, некоторый третий член – нечто парадоксальным образом и «более речевое», нежели сама речь, и одновременно – в большей степени поддающееся изучению с помощью традиционных лингвистических методов, более формальное и тем самым «более языковое».
Слайд 29
![«Дискурс – это речь, погруженная в жизнь». (Н.Д.Арутюнова) С одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-28.jpg)
«Дискурс – это речь,
погруженная в жизнь». (Н.Д.Арутюнова)
С одной стороны, дискурс
мыслится как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию и в силу этого как категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида
С другой стороны, реальная практика современного (с середины 1970-х годов) дискурсивного анализа сопряжена с исследованием закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, осуществляемого прежде всего через обмен репликами; тем самым реально описывается некоторая структура диалогового взаимодействия, что продолжает вполне структуралистскую (хотя обычно и не называемую таковой) линию, начало которой как раз и было положено Харрисом. При этом, однако, подчеркивается динамический характер дискурса, что делается для различения понятия дискурса и традиционного представления о тексте как статической структуре.
Слайд 30
![Дискурс-анализ Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф (социальный конструктивизм) Критический дискурс-анализ Дискурсивная психология](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-29.jpg)
Дискурс-анализ
Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф (социальный конструктивизм)
Критический дискурс-анализ
Дискурсивная психология
Слайд 31
![Предпосылки дискурс-анализа Критический подход к знанию, принятому на веру Историческая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-30.jpg)
Предпосылки дискурс-анализа
Критический подход к знанию, принятому на веру
Историческая и культурная обусловленность
Связь
между знаниями и социальными процессами
Связь между знаниями и социальным поведением
Слайд 32
![Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф Дискурс формирует социальны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-31.jpg)
Теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф
Дискурс формирует социальны мир
с помощью значений. Нестабильность языка значений придает нестабильность дискурсу.
Различные дискурсы – каждый из которых представляет собой особый способ общения и понимания социального мира – вовлечен в постоянную борьбу за достижение превосходства в том, чтобы зафиксировать свое значение в языке.
Слайд 33
![Критический дискурс-анализ Подчеркивается активная роль дискурса, как одного из аспектов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-32.jpg)
Критический дискурс-анализ
Подчеркивается активная роль дискурса, как одного из аспектов любой социальной
практики. (дискурс – не-дискурс)
Исследование изменений является основной областью интереса в критическом дискурс-анализе (интертестуальность)
Слайд 34
![Дискурсивная психология Это подход в социальной психологии, который разработал специальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/64877/slide-33.jpg)
Дискурсивная психология
Это подход в социальной психологии, который разработал специальный тип дискурс-анализа
для исследования способов формирования и изменения личности человека, его мыслей и эмоций в процессе социального взаимодействия.
В дискурсивной психологии индивидуумы рассматриваются как продукты дискурса, а также его создатели в специфических контекстах взаимодействия.