Государство и его происхождение презентация

Содержание

Слайд 2

Теории происхождения государства

Теологическая (Бог, Ф. Аквинский);
Органическая (связь с природой, естественный отбор, Ч. Дарвин);
Классовая

(средства производства, эксплуататоры, К. Маркс, Ф. Энгельс);
Инцестная теория (кровь не мешаем, К. Леви Стросс);
Ирригационная теория (неблагоприятные условия, К. Виттфогель);
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо);
Теория внешнего насилия (К. Каутский);
Патриархальная теория (Р. Филмер).

Теории происхождения государства Теологическая (Бог, Ф. Аквинский); Органическая (связь с природой, естественный отбор,

Слайд 3

Теологическая теория 1.0

Благодать дополняет естество. В естестве есть ориентиры, которые позволяют человеку жить

(нравственные ориентиры).
Три порядка существования:
Natura. состояние, когда человек своими силами пытается приобщиться к Богу) . Даже в этом состоянии есть подсказки человеку (естественный закон). Состояние наибольшей потерянности
Gratia. Благодать. В большей степени приближает нас к Богу. Довершает природу.
Gloria. состояние созерцания славы Божьей. Слова апостола Иоанна: «будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть», интерпретируется как уподобление через причастность к свету славы.
Естественное состояние. Состояние, не просветленное Божьей благодатью и тем более не просветленное прямым созерцанием славы Божьей. Люди могут руководствоваться только естественным законом до получения откровения (пещера и свет по Платону)

Фома Аквинский

Теологическая теория 1.0 Благодать дополняет естество. В естестве есть ориентиры, которые позволяют человеку

Слайд 4

Теологическая теория 2.0

Всякая власть от Бога (Фома Аквинский);
Божественный закон = правила жизни, которые

диктует Бог;
Вечный закон = источник миропорядка, управляет миром, замысел Бога для всех;
Естественный закон = часть ВЗ, доступная человеку; сопричастность вечного закона разумной твари – человеку;
Человеческий закон = конкретизация и дополнение ЕЗ.  Требования имеют смысл только лишь к человеческому закону. Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному.
Импликации:
Вечный закон (план Бога) → Человеческий закон (планы земных правителей);
Естественный закон как материал для перехода от вечного к человеческому (ВЗ→  ЕЗ → ЧЗ);
Человеческий закон возможно несправедливый, но “всякая власть от Бога”.

Теологическая теория 2.0 Всякая власть от Бога (Фома Аквинский); Божественный закон = правила

Слайд 5

Классовая (марксистская) теория 1.0

Формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует

свой способ производства:
Базис общества: определенная система экономических отношений;
Надстройка общества: особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс;
Виды формаций:

Классовая (марксистская) теория 1.0 Формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых

Слайд 6

Классовая (марксистская) теория 2.0

Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в

способе производства;
Развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей надстройке.
Высшая форма проявления – социальная революция;

Классовая (марксистская) теория 2.0 Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими

Слайд 7

Договорная теория: Томас Гоббс 1.0

Механистически-материалистическая картина мира:
Из всех аристотелианских причин остается только действующая

(т.е. нет telos’а - цели). Пропадает человеческий идеал. Люди управляются так же, как механические вещи. Желания, страхи, чувства: движут человека. На место вопроса о прекрасной жизни ставится вопрос о безопасной жизни. («Радикальное занижение ориентиров политики» по выражению Лео Штрауса).

Договорная теория: Томас Гоббс 1.0 Механистически-материалистическая картина мира: Из всех аристотелианских причин остается

Слайд 8

Договорная теория: Томас Гоббс 2.0

Суверен «вмещает» в себя подданных. 
Общественный договор. Как редуцируется множественность

воль? Воля суверена и есть моя воля. 
Суверен не является частью договора. Почему? Он должен быть третейским судьёй, и что, более важно, он чисто физически не может заключить с народом договор, так как этого народа до Суверена нет. Он также не может заключать с каждым человеком в отдельности, так как Суверена нет до народа, они появляются одномоментно.
*Представитель - 1 лицо, играющее роли многих других. В “Левиафане” предусматривается единомыслие, но не органическое, а механическое (единство граждан выражается в единстве их представителя).

Договорная теория: Томас Гоббс 2.0 Суверен «вмещает» в себя подданных. Общественный договор. Как

Слайд 9

Договорная теория: Томас Гоббс 3.0

Естественное состояние

Договорная теория: Томас Гоббс 3.0 Естественное состояние

Слайд 10

Различение естественного

Договорная теория: Томас Гоббс 4.0

Различение естественного Договорная теория: Томас Гоббс 4.0

Слайд 11

Договорная теория: Джон Локк 1.0. Естественное состояние

Естественное состояние:
1) отсутствие центрального легитимного органа власти;
2)

равенство в политических правах;
3) свободы из естественного закона

Договорная теория: Джон Локк 1.0. Естественное состояние Естественное состояние: 1) отсутствие центрального легитимного

Слайд 12

Договорная теория: Джон Локк 2.0. Естественный закон

Рекомендация, а не императив:
Ни один человек

не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности других. (и землю, и людей создал Бог, поэтому нужно сохранить все сущее);
Каждый обязан сохранить себя и остальную часть человечества за исключением наказания преступников.

Договорная теория: Джон Локк 2.0. Естественный закон Рекомендация, а не императив: Ни один

Слайд 13

Договорная теория: Джон Локк 3.0. Общественный договор

Если не защищает - восстание

По Т. Гоббсу

– всю свободу

Договорная теория: Джон Локк 3.0. Общественный договор Если не защищает - восстание По

Слайд 14

Договорная теория: Жан-Жак Руссо 1.0. Критика естественного состояния по Т. Гоббсу

Руссо считал, что

в естественном состоянии наиболее полно реализуется свобода человека, который находится в гармонии с природой.
Способность к самосохранению удерживает его от «войны всех против всех». Люди, пребывающие в состоянии «изначальной независимости»:
«не имеют столь постоянных сношений между собою, чтобы создалось состояние войны или мира»; 
«от природы люди вовсе не враги друг другу». 
Итак, «не может существовать войны частной, или войны человека с человеком, как в естественном состоянии, где вообще нет постоянной собственности, так и в общественном состоянии, где все подвластно законам».

Договорная теория: Жан-Жак Руссо 1.0. Критика естественного состояния по Т. Гоббсу Руссо считал,

Слайд 15

Договорная теория: Жан-Жак Руссо 2.0. Счастье дикаря.

Дикарь неиспорченное существо, не имеет критерии ни

добра, ни зла. Он невинен, как люди до вкушения запретного плода, он менее испорчен, и у него нет представления об искусственных потребностях. У него нет разрыва между потребностями и возможностями, и в этом и есть счастье. Человек цивилизации имеет больше потребностей, именно поэтому он не столь счастлив.
Руссо знал, что существуют люди, живущие без социальной иерархии, без земельной аристократии, монархии, классового доминирования и даже без поселений или городов. Это и есть «естественное» состояние человечества, а крупнейшие мировые цивилизации с их сложными социальными иерархиями, нормативными предписаниями и законами являют собой ужасное искажение природного, а значит естественного порядка.

Договорная теория: Жан-Жак Руссо 2.0. Счастье дикаря. Дикарь неиспорченное существо, не имеет критерии

Имя файла: Государство-и-его-происхождение.pptx
Количество просмотров: 126
Количество скачиваний: 0