Понятие государство-цивилизация презентация

Содержание

Слайд 2

1.Определение понятия «государство-цивилизация

В конце XX столетия одновременно в нескольких странах появились работы, посвященные

новой категории политико-философского анализа – «государству-цивилизации» («Civilization-State», «Etat-Civilisation»).
Первоначально это было вызвано поиском адекватной формы политической идентификации новых мировых гигантов, таких как Китай, Индия, Россия, реалии которых с трудом поддавались определению в общепринятой терминологии «национального государства» или «империи».

1.Определение понятия «государство-цивилизация В конце XX столетия одновременно в нескольких странах появились работы,

Слайд 3

Определение понятия «государство-цивилизация

Словосочетание «государство-цивилизация» вошло в новый политический словарь после выхода в свет

книги британского историка Мартина Жака под названием «Когда Китай правит миром: конец западного мира и рождение нового мирового порядка», которая появилась в 2008 г. на книжных полках США и в 2009 г. в Великобритании.

Определение понятия «государство-цивилизация Словосочетание «государство-цивилизация» вошло в новый политический словарь после выхода в

Слайд 4

Определение понятия «государство-цивилизация»: М. Жак

В основе идентификации «государства-цивилизации» лежат принципы исторической преемственности, а

также культурного единства, ставшего итогом непрерывного процесса культурного синкретизма, распространяющегося на большой географический ареал.

Определение понятия «государство-цивилизация»: М. Жак В основе идентификации «государства-цивилизации» лежат принципы исторической преемственности,

Слайд 5

Определение понятия «государство-цивилизация»

Государство-цивилизация — большое многонациональное государство, объединенное НЕ по принципу этнического родства,

а по принципу общей религии или идеологии, комплементарности культур, схожего геополитического положения, наконец, общей исторической судьбы.

Государство-цивилизация может вступать во взаимодействие с внешним миром, но никогда не впадает от него в зависимость и всегда сохраняет самодостаточность, автономию и автаркию (полная экономическая независимость)

Государство-цивилизация всегда больше, чем просто государство и в пространственном и во временном (историческом) выражении.
Государство-цивилизация – наиболее эффективная форма противостояния глобальным вызовам и угрозам в современном мире.

Определение понятия «государство-цивилизация» Государство-цивилизация — большое многонациональное государство, объединенное НЕ по принципу этнического

Слайд 6

Определение понятия «государство-цивилизация»

Государство-цивилизация – исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную

модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику.

Определение понятия «государство-цивилизация» Государство-цивилизация – исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную

Слайд 7

2. Базовые характеристики модели государства-цивилизации

1. Ориентировано на широкий контур межкультурного диалога и взаимодействия,

на распространение своей ценностно-мировоззренческой модели, которая, в свою очередь, является оригинальной и исторически преемственной системой ценностей и смыслов

2. Базовые характеристики модели государства-цивилизации 1. Ориентировано на широкий контур межкультурного диалога и

Слайд 8

Базовые характеристики модели государства-цивилизации
2. Выполняет роль собирателя разрозненных и различных (по разным критериям)

территорий, этносов, наций и сообществ, а также роль центра, более широкого, чем само государство, цивилизационного мира

Базовые характеристики модели государства-цивилизации 2. Выполняет роль собирателя разрозненных и различных (по разным

Слайд 9

Базовые характеристики модели государства-цивилизации
3. Представляет собой дальнейшее развитие суверенной политической организации, своеобразный следующий

этап общественной динамики для обществ, обладающих устойчивым многолетним опытом государственности и самобытного культурного развития.

Базовые характеристики модели государства-цивилизации 3. Представляет собой дальнейшее развитие суверенной политической организации, своеобразный

Слайд 10

Базовые характеристики модели государства-цивилизации
4. Высокоадаптивный характер политического порядка, его устойчивость к различным глобальным

и региональным вызовам

Базовые характеристики модели государства-цивилизации 4. Высокоадаптивный характер политического порядка, его устойчивость к различным

Слайд 11

Базовые характеристики модели государства-цивилизации
5. Принятие множественного (многоуровневого) характера идентичности, предусматривающего общецивилизационную идентичность, этнонациональную

идентичность и идентичность отдельного (локального) сообщества

Базовые характеристики модели государства-цивилизации 5. Принятие множественного (многоуровневого) характера идентичности, предусматривающего общецивилизационную идентичность,

Слайд 12

Базовые характеристики модели государства-цивилизации

6. Многонациональный (наднациональный) характер культуры
7. Сохранение социальной сложности при

интегративной роли цивилизационного ядра и государствообразующего народа

Базовые характеристики модели государства-цивилизации 6. Многонациональный (наднациональный) характер культуры 7. Сохранение социальной сложности

Слайд 13

Базовые характеристики модели государства-цивилизации

- единство исторического и территориального пространства, которое образует своего рода

географический каркас данной цивилизации;
- общность исторической памяти, …которая объединяет и связывает в общность представителей различных национальностей, образующих суперэтнос;
- высокоразвитый литературный язык, который выступает культурно-лингвистической коммуникативной основой такого суперэтноса, его несущей цивилизационной конструкцией. Такой язык принимают в качестве средства межнационального общения абсолютное большинство населения, он способен адекватно отражать и выражать явления и процессы индустриальной стадии развития общества и того нового типа деятельности, которые создает научно-техническая революция.
Володин А.Г.

Базовые характеристики модели государства-цивилизации - единство исторического и территориального пространства, которое образует своего

Слайд 14

3. «Государства-цивилизации» в прошлом

Государствами-цивилизациями были:
Византийская  Империя,
Арабский халифат,
Российская Империя,
СССР,


Югославия.

3. «Государства-цивилизации» в прошлом Государствами-цивилизациями были: Византийская Империя, Арабский халифат, Российская Империя, СССР, Югославия.

Слайд 15

Византийская империя

Византийская империя

Слайд 16

Византийская империя

В нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта, Болгарии, Сербии и Албании, Туниса,

Алжира и Марокко, часть Италии, Испания и Португалия.
На территории Византийской империи, наряду с греками, жили
славяне,
евреи,
албанцы,
сирийцы,
грузины,
и другие народы.
 Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке, в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь.
Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни.
Византия была империей с сильной централизованной властью.

Византийская империя В нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта,

Слайд 17

СССР

СССР

Слайд 18

4. «Государства-цивилизации» в настоящем

Государства-цивилизации сейчас:
Китай
Индия
Россия
Турция
Бразилия
Индонезия

4. «Государства-цивилизации» в настоящем Государства-цивилизации сейчас: Китай Индия Россия Турция Бразилия Индонезия

Слайд 19

Китай

Китай

Слайд 20

Китай

Термин «Государство-Цивилизация» чаще всего применяется к Китаю. Причем как к древнему, так и

к современному.
Китай выступает как культурообразующее начало и для соседних народов, которые напрямую в Китай не входят – прежде всего для Кореи, Вьетнама, стран Индокитая и даже довольно самостоятельной Японии.
А. Дугин

Китай Термин «Государство-Цивилизация» чаще всего применяется к Китаю. Причем как к древнему, так

Слайд 21

Китай: индивид – личность – государство

Особые отношения между обществом и государством, истоки

которого – конфуцианство
Государство выступает не только как следствие естественного права, но и как опекун своих подданных, общества и цивилизации, откуда проистекает его легитимность. Его власть не относительна, как это декларируется в концепции западного национального государства, а абсолютна.

Китай: индивид – личность – государство Особые отношения между обществом и государством, истоки

Слайд 22

Китай: «консультативная демократия».

Если европейская логика опирается на принцип «демократия против автократии», то китайская

руководствуется тезисом «к хорошему управлению против плохого управления». Если западный подход – это выборы, то китайский – это отбор плюс выборы. Такой процесс принятия решений незнаком европейцам, но в Китае он – органическая часть истории и культуры. Китай был первой страной, которая изобрела систему экзаменов на государственную гражданскую службу, и произошло это 1500 лет назад.

Китай: «консультативная демократия». Если европейская логика опирается на принцип «демократия против автократии», то

Слайд 23

Китай: стабильность и единство

Цивилизационное государство – это и одно государство, и “сотни государств в

одном”. Как единое государство, оно характеризуется беспрецедентной сплоченной силой и компетентностью на уровне макроуправления, а как “сотни государств в одном” оно характеризуется наибольшим внутренним разнообразием»

Китай: стабильность и единство Цивилизационное государство – это и одно государство, и “сотни

Слайд 24

Китай: сильная централизация власти

Она опирается на принцип представления всеобщего интереса – «всех под

небесами» – в отличие от европейского представительства частичных интересов через многопартийную систему. В этом отношении для китайского менталитета непонятна и неприемлема формула политической жизни, которая предполагает смену власти каждые четыре или пять лет. Такая модель воспринимается как непродуктивная и популистская.

Китай: сильная централизация власти Она опирается на принцип представления всеобщего интереса – «всех

Слайд 25

Китай: новый мировой проект поведения

Чжан Вэнвей сравнивает тактику и цели китайской политики с

логикой национальной игры «го», которая хотя и напоминает шахматы, но принципиально разнится с ними в замысле. Если в шахматах вы стремитесь уничтожить противника, то в игре «го» цель состоит в создании позитивных тенденций и в расширении пространства, что позволяет вовлечь других игроков в процесс созидания, а не уничтожить их, убирая с дороги конкурента. В рамках мирового сообщества стратегия Китая должна привести к смене парадигмы демократии на парадигму «хорошего управления», к переходу от так называемой «игры с нулевой суммой» к «беспроигрышному партнерству» в рамках глобализации, а также к замене вертикального порядка с гегемонией США на горизонтальный, который позволит выровнять возможности и силы разных «акторов»

Китай: новый мировой проект поведения Чжан Вэнвей сравнивает тактику и цели китайской политики

Слайд 26

Индия


Индия

Слайд 27

Индия: социальная структура общества

Современную Индию нередко называют «крупнейшей демократией мира».
На политический процесс в

Индии до сих пор значительно влияют такие факторы доиндустриального происхождения, как дуалистическая социальная структура общества: сложный симбиоз современных классовых/социально-профессиональных общностей, с одной стороны, и традиционных институциональных объединений (каста, сельская община, большая семья и т. д), с другой.
На содержание индийской политики продолжает влиять и наличие конфессий (и этносов), численность которых равна либо превосходит население крупных европейских стран

Индия: социальная структура общества Современную Индию нередко называют «крупнейшей демократией мира». На политический

Слайд 28

Индия: зоны влияния

К индийской цивилизации относятся, кроме республики Индия, сопредельные страны: Непал, Бутан

и Шри-Ланка.
Из лона индийской культуры вышли два больших мусульманских государства: Пакистан и Бангладеш.
Цивилизация оказала огромное влияние на судьбы Тибета, Китая, Японии, Монголии и стран Юго-Восточной Азии.
Зародившийся в интеллектуальных недрах Индостана буддизм вышел за пределы цивилизации и на века через души людей покорил значительную часть Китая, что не смог сделать ни один великий полководец с помощью огня и меча. 

Индия: зоны влияния К индийской цивилизации относятся, кроме республики Индия, сопредельные страны: Непал,

Слайд 29

Индия: языки и религии

Сегодня в Индии насчитывается 14 основных языков и около 250

региональных диалектов. Языки Индии происходят из двух основных абсолютно различных языковых семей: дравидской на юге и индоевропейской на севере Индии.
Многообразие велико и в религии Индии, где наряду с индуизмом существуют ислам, сикхизм, джайнизм, буддизм, зороастризм, христианство и множественные племенные культы.

Индия: языки и религии Сегодня в Индии насчитывается 14 основных языков и около

Слайд 30

Индия: противоречивые связи

Современная Индия, с цивилизационной точки зрения, является противоречивым образованием: с одной

стороны, она продолжает сохранять довольно тесные связи с бывшей метрополией (остается в Британском Содружестве наций, Commonwealth, объединяющем бывшие колонии) и, соответственно, с Европой, признает рыночную экономику и либерально-демократическую систему, но с другой стороны настаивает на дистанции от капиталистического Запада (что выразилось в поддержании на протяжении нескольких десятилетий тесных связей с СССР и в участии в Движении за неприсоединение). 

Индия: противоречивые связи Современная Индия, с цивилизационной точки зрения, является противоречивым образованием: с

Слайд 31

Индия: культурно-религиозная традиция

Сложные различия регионов, а также «множественность» индийского общества и управления не

нарушали основы единства на общеиндийском уровне. Это связано, прежде всего, с культурно-религиозной традицией, которая объединяла различные этносы и национальности. Религия во все времена являлась одним из цементирующих звеньев в индийском обществе. Индуизм стал мощной духовной силой, которая повлияла на все стороны жизни индийского общества.

Индия: культурно-религиозная традиция Сложные различия регионов, а также «множественность» индийского общества и управления

Имя файла: Понятие-государство-цивилизация.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0