Понятие и социальная ценность права презентация

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Типы правопонимания
Определение права, его признаки. Право в объективном и субъективном смыслах
Принципы права:

понятие и виды. Правовые презумпции, правовые фикции и правовые аксиомы
Функции права
Понятие социального регулирования. Социальные нормы и их виды
Соотношение норм права и иных социальных норм

Слайд 4

ПОЗИТИВИСТСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ

Тип правопонимания — определенный научный подход (школу, направление) к сущности права,

в рамках которого формируется то или иное представление о праве, выражающееся в его понятии — существенных признаках.
В рамках позитивисткого понимания права (Дж. Остин,, И. Бентам, Т. Гоббс. ) основой является отказ от выявления и анализа некоего первоначала, основополагающей идеи, образующей сущность права, в то время как естественно-правовой и философский типы правопонимания ставят своей задачей поиск сущности права и оценку с ее позиций действующего позитивного права.
Сущность юридического позитивизма объясняется емкой формулой «закон есть закон», которая означает, что любой закон, независимо от его содержания, его справедливости либо несправедливости, строгости либо мягкости, должен неукоснительно исполняться всеми гражданами. Рассуждения о сущностных чертах права представители данной школы считали схоластическими и не нужными в рамках юриспруденции, так как главная задача юриста, на их взгляд, заключается в анализе догмы права, в обретении и совершенствовании навыков толкования и применения закона.
В рамках нормативистского подхода Кельзен не делает различия между правом и произволом в форме закона, полагая, что всякий принудительный порядок может считаться правовым, если он действен, что имеет место тогда, когда фактическое поведение людей в общем соответствует смыслу нормативных предписаний.

Слайд 5


Историческая школа права (Г. Пухта, К.Ф. Савиньи, Г. Гуго) была предтечей социологического

учения о праве. Ее сторонники рассматривали право не как «кабинетный» свод норм, искусственно, произвольно сконструированный законодателем, а как выражение и проявление «народного духа», его традиций, идеологии, культуры и т.д. Среди всех источников права первое место ими отводилось правовому обычаю, так как считалось, что именно он способен служить лучшим выразителем духа определенной исторической эпохи.
Социологическое правопонимание (Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс) подвергает критике формально-догматическую юриспруденцию («юриспруденцию понятий») и настаивает на подходе к праву как к социальному явлению, социальному инструменту, т.е. реально функционирующему феномену, приобретающему вследствие этого социальную ценность.
Теоретики права социологической ориентации признают правом лишь ту систему юридических норм, которая претворяется в деятельности субъектов права, образует правовые отношения. Эта точка зрения была развита российскими дореволюционными правоведами С.А. Муромцевым, Н.М. Коркуновым, Б.А. Кистяковским и др., теоретиком права советского периода Е.Б. Пашуканисом и др.
Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий). Под правом как реальным явлением, т.е. регулятором поведения, она понимала правовые эмоции и переживания — переживания императивно-атрибутивного (т.е. обязывающе-предоставительного) характера. Л.И. Петражицкий иллюстрирует данный тезис следующим примером: если один человек выполнил для другого какую-то работу, предварительно договорившись об оплате, то их отношения приобретают императивно-атрибутивный характер: один из них чувствует себя обязанным уплатить в соответствии с предварительной договоренностью, а второй притязает на эту оплату как на нечто ему должное.

Слайд 6

ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Главным тезисом сторонников данной школы (Г. Гроций, И. Кант, П.И. Новгородцев,

Е.Н. Трубецкой, В.М. Гессен) является признание за личностью естественных, неотъемлемых прав и свобод, принадлежащих ей от рождения в силу природы, а не вследствие закрепления их государством в законе.
Неотчуждаемые права личности (на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести и вероисповедания и т.д.) должны выступать краеугольным камнем функционирования всей государственной машины. Отсюда органично вытекает требование справедливости закона, выступающее сущностным морально-правовым принципом и обладающее относительным (изменчивым) содержанием.

Слайд 7

ФИЛОСОФСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ

Материалистическая концепция:
- ставит своей целью обнаружение сущности права, его объективных

свойств, позволяющих оценить деятельность правотворческих органов, содержание законов. К числу его сторонников относится К. Маркс — основатель материалистического учения о праве и государстве.
Под правом он понимал форму экономических отношений. Точнее говоря, право возникает не тогда, когда законодатель издает свой закон, а одновременно с самим экономическим отношениям в качестве его формы.
Либертарно-юридическая концепция:
Право трактуется В.С. Нерсесянцем как триединство равенства, свободы и справедливости. Равенство в праве, на его взгляд, возможно только как формальное равенство (равенство в правах, равенство перед законом). Свобода предстает как отношения между людьми, основанные на формальном равенстве, а справедливость предполагает неразрывный синтез формального равенства и свободы. Если имеет место свобода без равенства, то, по мнению

Слайд 8

ИНТЕГРАТИВНАЯ ШКОЛА ПОНИМАНИЯ ПРАВА (В.В. ЕРШОВ)

- новейшее течение. Сочетает в себе основы позитивизма

(нормативизма), юс-натурализма, социологической школы права. В основе тезис – право – это не только нормы, но и принципы права. И то, и другое – действенные и реальные регуляторы общественных отношений (а не идеи, начала как пишут многие о принципах).

Слайд 9

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ

Слайд 10

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ

Признаки:
Нормативность – право состоит из правил поведения (норм) общего

характера. Общий характер правовой нормы означает, что: во-первых, она закладывает единый шаблон возможного или должного поведения субъектов, на которых она распространяется; во-вторых, она рассчитана на регламентацию неопределенного количества ситуаций и отношений, подпадающих под ее действие.
Государственно-волевой характер – в праве выражена воля государства, объективирующая, закрепляющая интересы: либо всего общества, либо его отдельных социальных слоев, классов, религиозных групп. Все зависит от степени развития гражданского общества, уровня экономики, политического режима в государстве, его связи с религией и других факторов.
Формальная определенность – правовые нормы в большинстве своем закреплены письменно и содержатся в разнообразных юридических документах – нормативных правовых актах, нормативных договорах, прецедентах и т.д. Кроме того, они имеют определенную логическую и юридическую структуру и формулируются четко, ясно и кратко

Слайд 11


Системность – правовые нормы представляют собой единую, целостную систему. В зависимости от

вида и рода общественных отношений, которые они упорядочивают, нормы группируются в институты и отрасли права – взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы. Помимо этого, каждая норма в системе имеет «специализацию», выполняет определенную функцию: регулирует общественные отношения, охраняет от нарушения другие нормы, устраняет возникающие между ними противоречия и т.д.
Общеобязательность – требования, содержащиеся в нормах права, должны неукоснительно соблюдаться, исполняться всеми субъектами, которым они адресованы, на которых они распространяются.
Принудительность – соблюдение, исполнение требований правовых норм гарантированно государством, которое, посредством своих органов, может применять меры государственно-властного воздействия к нарушителям его воли, закрепленной в нормах права.

Слайд 12


Позитивное право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, издаваемых или санкционируемых государством,

реализация которых подкреплена принудительной силой государства.
объективное право как система абстрактных норм, обладающая свойствами всеобщности и обязательности, обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом, не зависит от воли отдельно взятого индивида, органа или организации.
В субъективном смысле право (субъективное право) – это мера юридически возможного поведения конкретного лица. В таком контексте право напрямую зависит от его воли, сознания и возможностей.

Слайд 13

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Принципы права – это базовые правовые регуляторы,

содержащие наиболее важные правовые установления, в соответствии с которыми формируются нормы права, институты и отрасли права.
Отличие принципов права от норм права:
1. Если нормы права имеют исключительно правовую природу, то в основе принципов права лежат не только правовые, но и морально-нравственные начала (например, справедливость, гуманизм, равенство).
2. Принципы права представляют собой результат деятельности и обобщенного опыта нескольких поколений социума в правотворческой, правоприменительной и иных сферах. Нормы права закрепляют потребность в упорядочивании отношений на конкретном, более узком «жизненном отрезке» общества.
3. Соответственно, принципы права - догматичный, «устойчивый» правовой регулятор, в то время как нормы права более мобильны и изменчивы.
4. С точки зрения аксиологической характеристики, значение принципов права состоит в создании базы, основы правового регулирования, в то время как правовые нормы, исходящие из принципов права, являются «рядовыми» инструментами упорядочивания общественных отношений.
5. Принципы права обладают исключительным свойством универсальности применения, так как с их помощью преодолеваются пробелы в праве, не зависимо от типа правовой системы.

Слайд 15

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод:
Статья

1. Обязательство соблюдать права человека
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.
Cтатья 2. Право на жизнь
1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Слайд 16


Статья 3. Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному

или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда
1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
3. Для целей настоящей статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя:
a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;
d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Слайд 18

ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ

Правовая презумпция – это предположение о наличии (отсутствии) какого-либо факта, считающееся заведомо

верным и имеющее значение для правового регулирования.
В зависимости от юридической силы правовые презумпции делятся на опровержимые и неопровержимые.
Опровержимые презумпции – это предположения, допускающие возможность оспаривания.
Неопровержимые презумпции - предположения, не допускающие возможность оспаривания.
В зависимости от сферы действия правовые презумпции подразделяются на общеправовые и отраслевые.
Общеправовые презумпции заложены в основу регулирования всех отраслей права (презумпции знания закона, справедливости закона).
Отраслевые презумпции действуют в пределах одной отрасли права, тем самым проявляя ее специфику (презумпция невиновности - в уголовном процессе, презумпция виновности – в гражданском процессе и т.д.).

Слайд 19

ПРАВОВЫЕ АКСИОМЫ

Правовые аксиомы – это правовые положения, истины, не требующие доказательства.
Они «доказаны»

временем, проверены юридической практикой, являются результатом многовекового правового опыта. К числу правовых аксиом можно отнести следующие правоположения: закон обратной силы не имеет; что не запрещено, то разрешено; нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель – не свидетель; все сомнения толкуются в пользу обвиняемого; никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение и проч.
Правовые аксиомы могут и не закрепляться письменно, но это не влияет на возможность их применения при реализации правовых норм.

Слайд 20

ПРАВОВЫЕ ФИКЦИИ

Правовая фикция – это прием, позволяющий признать несуществующий факт юридически действительным, реальным

(юридическим фактом).
Примером правовой фикции, используемой российским законодательством, можно считать объявление гражданина умершим (ст. 45 Гражданского Кодекса РФ).
Значение правовых презумпций и фикций велико, так как с их помощью создаются модели правового поведения, способствующие упрощению правового регулирования, устранению неопределенности в правовых отношениях.

Слайд 21

4. ФУНКЦИИ ПРАВА

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения.

Слайд 22

5. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ

Социальное регулирование – это деятельность

общества, его организаций (в том числе и государства), по созданию правил, стандартов общественного поведения с целью обеспечения общественного порядка, достижения компромисса между отдельными социальными группами, индивидами.
Социальная норма - это правило поведения человека в обществе, определяющее границы и (или) направления его деятельности.
В настоящее время выделяют следующие виды социальных норм. Это:
- нормы морали - правила поведения, которые действуют в обществе исходя из представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и охраняются от нарушения силой общественного мнения и (или) внутренним убеждением.
- нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку, передаются из поколения в поколение жителями определенной территории или людьми, занятыми в определенной сфере деятельности и охраняются общественным убеждением в их разумности.
- религиозные нормы - правила поведения, закрепленные в религиозных текстах, являющиеся жизненными принципами для верующих, устанавливающие процедуры совершения религиозных обрядов и охраняемые мерами духовного воздействия, предусмотренными религиозными канонами.
- корпоративные нормы - правила поведения, которые устанавливаются организациями, распространяются на членов, работников этих организации и охраняются мерами корпоративного воздействия, предусмотренными регламентами, порядками организации (например, правилами членства в политической партии, дресс-кодом и т.д.).
- правовые нормы – правила поведения, устанавливаемые либо санкционируемые государством и охраняемые его принудительной силой.

Слайд 23

6. СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Система социального регулирования, представленная нормами разных

видов, каждый из которых обладает уникальными, присущими только этому виду свойствами, в то же время объединяет их в единое целое. Действительно все нормы в системе выполняют общую функцию – упорядочивают общественные отношения. Однако, нельзя не отметить, что правовые нормы, являющиеся продуктом государственной воли, занимают особое место в системе.
Имя файла: Понятие-и-социальная-ценность-права.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0