Российское государство-цивилизация презентация

Содержание

Слайд 2

1. Государство, государственность, нация Государство – политическая организация общества, при

1. Государство, государственность, нация

Государство – политическая организация общества, при которой органы

публичной власти обладают исключительным правом на централизованное управление и на применение средств принуждения.
Слайд 3

Основные признаки государства – организация политической власти – состоит в

Основные признаки государства

– организация политической власти – состоит в том, что эта власть

не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; эта власть внешне и официально представляет все общество; цель этой власти – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей;
– суверенитет – выражает единство и верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет) и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами (внешний суверенитет);
– территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства; отделяется от территорий других государств государственной границей;
– налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата;
– легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.
К факультативным признакам государства относятся: армия, государственный язык, гимн, герб, флаг, памятные даты, правила обращения граждан (подданных) друг к другу и др.
Слайд 4

2. Государственность Государственность – качественное состояние государственно организованного общества, определяемое

2. Государственность
Государственность – качественное состояние государственно организованного общества, определяемое устойчивостью

и преемственностью конкретных исторических, национальных, культурологических и иных факторов.
Слайд 5

Государственность - локальный тип культуры построения и эксплуатации инструмента «государство»;

Государственность

- локальный тип культуры построения и эксплуатации инструмента «государство»;
- форма политической

организации общества, устойчивая, воспроизводимая, поддающаяся осмыслению в вербальных понятиях, обладающая системной структурой, охватывающая и регулирующая отношения общественных субъектов;
- историческая ступень \ стадия развития культуры политических отношений, обеспечивающая жизнеспособность (политическую, экономическую, социальную, культурную) крупных социальных общностей: корпораций, народов и наций.
Слайд 6

Нация распространенное в науке и политике понятие, которое обозначает совокупность

Нация

распространенное в 
науке и политике понятие, 
которое обозначает 
совокупность граждан одного государства как 
политического 
сообщества

историческая общность людей,  складывающаяся на основе 
общности их  языка, территории, 
экономической жизни, 
культуры и некоторых 
особенностей характера

Слайд 7

3. Поиск новой формы бытия российского государства Государство-нация (национальное государство) Государство-империя Государство-цивилизация

3. Поиск новой формы бытия российского государства

Государство-нация (национальное государство)
Государство-империя
Государство-цивилизация

Слайд 8

Государство-нация (национальное государство) Государства-нации возникли на определенном этапе истории Европы

Государство-нация (национальное государство)

Государства-нации возникли на определенном этапе истории Европы по итогам

выстраивания международной системы Вестфальского мира.
Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения, подписанных в 1648 г. Ими завершилась 30-летняя религиозная война в Европе и была установлена новая система международных отношений.
Слайд 9

Государство-нация Основными принципами Вестфальской системы международных отношений стали взаимное признание

Государство-нация

Основными принципами Вестфальской системы международных отношений стали взаимное признание национального государственного

суверенитета и равноправия государств.
Эти принципы, получившие с течением времени глобальное распространение, остаются основой международных отношений до настоящего времени.
Слайд 10

Основные принципы Вестфальской системы: - приоритет национального интереса; - принцип

Основные принципы Вестфальской системы:

- приоритет национального интереса;
- принцип баланса сил;
-

приоритет государств-наций;
- обеспечение государственного суверенитета:
- право государств требовать невмешательства в свои дела;
- равенство прав государств;
- обязательство выполнять заключенные договоры;
- признание международного права и применения дипломатии в международных отношениях.
При этом соблюдение договоров, уважение принципов и норм международного права признаются важнейшими элементами двусторонних и многосторонних международных связей и неотъемлемым атрибутом отношений между государствами.
Слайд 11

Государство-нация Суверенное государство, подавляющее большинство жителей которого составляет единую нацию,

Государство-нация

Суверенное государство, подавляющее большинство жителей которого составляет единую нацию, например Италия,

Франция.
В идеальном виде такое государство создается по формуле «одно  государство - 
одна нация». 
Положение о национальном характере государства содержится в Конституции Румынии.
Слайд 12

Государство- нация «Мир и Запад» За последние полтора века …

Государство- нация

«Мир и Запад»

За последние полтора века … мы, западный политический

институт "национальных государств», прорвали границы своей первородины, Западной Европы, и проложили путь, усеянный шипами гонений, резни и лишений   в Восточную Европу, Юго-Восточную Азию и Индию… Смута и опустошение, вызванные в этих регионах установлением заимствованного западного института "национальных государств", намного масштабнее и глубже, нежели вред, нанесенный тем же институтом в Великобритании или Франции".


Арнольд Тойнби
(1889-1975)

Слайд 13

Государство-нация «Мир и Запад» «В Западной Европе люди, говорящие на

Государство-нация

«Мир и Запад»

«В Западной Европе люди, говорящие на одном языке, в

большинстве случаев живут компактными сообществами на одной компактной же территории, где достаточно четкие лингвистические границы отделяют одно сообщество от другого; и там, где языковые границы образуют нечто вроде лоскутного одеяла, эта лингвистическая карта удобно соответствует политической, так что и "национальные государства" появились как естественный продукт социальной среды …

Арнольд Тойнби

Слайд 14

Государство-нация Государство-нация понимается как социокультурный синтез, поднимающийся над этническими различиями,

Государство-нация

Государство-нация понимается как социокультурный синтез, поднимающийся над этническими различиями, а национальная

принадлежность рассматривается как дело личного выбора. Идентификация сообщества в государстве-нации—гражданско-политическая, связанная прежде всего с гражданством, для нее этничность не важна.
Государство-нация исходит из суверенности всей гражданской общности. И нация развивается лишь в рамках суверенного государства: государственные институты, объединив различные этнические группы в границах общего государства, формируют из них нацию.
Слайд 15

Государство-империя Империя – (от лат. Imperium – власть) – 1)

Государство-империя

Империя – (от лат. Imperium – власть) –
1) монархическое государство,

глава которого носил титул император;
2) государство, имеющее колониальные владения (например, Британская империя)
Слайд 16

Государство-империя: базовые характеристики Многосоставностъ: империя - это политическое образование, включающее

Государство-империя: базовые характеристики

Многосоставностъ: империя - это политическое образование, включающее в себя «народы»,

«нации», «национальности», «этносы», «политические организмы», «разнокультур­ные земли» и др. 
Наличие центра и периферии (метрополии и ко­лоний), отношения между которыми имеют асиммет­ричный и неравноправный характер. Нередко под­черкивается насильственный характер «удержания» периферии, а также несправедливый обмен ресурсами в пользу центра.
Автократический способ интеграции территорий и общества «сверху». Данное значение понятия подчеркива­ет вертикальный характер политических связей в импе­рии  Таким образом, «империя» рассматривается как способ организации власти, при котором объектами автократи­ческого принуждения оказываются не только полити­ческие сообщества, но и индивиды.
Наличие «универсальной объединяющей идеи», некоего глобального цивилизационного проекта, во имя кото­рого империя вбирает в собственное «тело» и в орбиту своего влияния народы и территории. «Империя» при таком понимании выступает не просто как способ орга­низации власти, но как воплощение некоего мессианс­кого проекта.
Влияние на международной арене / стремление подчинить этому влиянию другие государства без утраты ими са­мостоятельного государственного статуса. В этом значении «империя» — это, прежде всего «великая держава», в полной мере реализующая свой потенциал влияния.
Н.А.Баранов
Слайд 17

Государство-империя: базовые характеристики Универсализм – ключевой признак имперской власти. Империя,

Государство-империя: базовые характеристики

Универсализм – ключевой признак имперской власти.
Империя, если хочет сохранить

сама себя, вынуждена искать универсальные нормы и идеи, за счет которых возможно организовать народы. Империя ищет общечеловеческие ценности и общечеловеческое основание для своей власти. Империя – это не отчуждение от мира, не замыкание в себе, но включение мира в себя. Империя – это построение Мира миров.
Слайд 18

Государство-цивилизация Государство-цивилизация – исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее

Государство-цивилизация

Государство-цивилизация – исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную

модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику.
Слайд 19

4. Российское государство-цивилизация

4. Российское государство-цивилизация

Слайд 20

Российское государство-цивилизация В мировоззренческой матрице, на которой собираются цивилизации, центральное

Российское государство-цивилизация

В мировоззренческой матрице, на которой собираются цивилизации, центральное место занимает

«картина мира». Человек видит мир не как хаотический поток образов, а этот поток упорядочен как система понятий и символов.
Картина мира – это совокупность взаимосвязанных 
систематизированных представлений об устройстве 
мира,  Вселенной, о месте в ней человека, его 
познавательных и творческих возможностях.
Слайд 21

Картина мира: мир как космос В России видят мир как

Картина мира: мир как космос

В России видят мир как Космос, упорядоченное

целое, с каждой частицей которого человек связан мириадами невидимых нитей, струн. Он не изолирован и не противопоставлен миру, а отвечает за него.
Слайд 22

Мир как космос Гавриил Романович Державин (1743-1816) «Бог» Частица целой

Мир как космос

Гавриил Романович Державин
(1743-1816)

«Бог»

Частица целой я вселенной;
Поставлен, мнится мне, в

почтенной
Средине естества…
Я связь миров повсюду сущих;
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих;
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю
Умом громам повелеваю
Слайд 23

Мир как космос Павел Флоренский (1882-1937?) «Столп и утверждение истины»

Мир как космос

Павел Флоренский
(1882-1937?)

«Столп и утверждение
истины»

«Человек есть сумма мира,

сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его»
Слайд 24

Мир как космос Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) Земля — колыбель человека, Космос — его дом

Мир как космос

Константин Эдуардович Циолковский
(1857-1935)

Земля — колыбель человека, Космос — его

дом
Слайд 25

Человек как соборная личность Человек как соборная личность есть средоточие

Человек как соборная личность

Человек как соборная личность есть средоточие множества человеческих связей. Здесь

человек всегда включен в солидарные группы (семьи, деревенской и церковной общины, трудового коллектива и пр.).
Слайд 26

Соборность Соборность – понятие русской философии, означающее свободное духовное единение

Соборность

Соборность – понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как

в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках. 
Слайд 27

Общество Николай Александрович Бердяев (1874-1948) «Творчество и объективация» «Есть два

Общество

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

«Творчество и объективация»

«Есть два понимания общества: или общество

понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство… Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше».
Слайд 28

Русский мир а) пространство, освоенное российской/русской культурой б) территория существования

Русский мир

а) пространство, освоенное российской/русской культурой
б) территория существования русскокультурных диаспор по

всему земному шару
Русский Мир состоит как бы из двух структурных компонентов – территории собственно Российской Федерации и многочисленных мест проживания «людей... говорящих и думающих на русском языке»
Тогда фрагменты Русского Мира мы обнаруживаем не только на территории бывшего Советского Союза, но и в Израиле, США, Австралии, Франции, Аргентине и т. д.
Слайд 29

Россия как государство-цивилизация - Формирование цивилизации происходит на основе ценностей

Россия как государство-цивилизация

- Формирование цивилизации происходит на основе ценностей и идей,

в российском варианте основополагающие ценности – защита добра и правды.
- Наличие зоны пограничья и взаимодействия одновременно с Западом и с Востоком (географический фактор), масштаб государственного пространства (одна шестая часть в ХХ в., одна восьмая часть суши в настоящее время)
-Национальное и конфессиональное многообразие с запросом на
интеграцию.
- Особенности природы – суровые условия, низкая урожайность и
недостаточность воспроизводства для запуска рыночных механизмов, высокая роль мобилизационного механизма при значительных сезонных колебаниях сельскохозяйственного производства. Отсюда проистекает значительная роль государства, общины, прихода в российской цивилизации.
- Внешние вызовы – восточные Орды и агрессия Запада веками находились в центре государственной политики.
Имя файла: Российское-государство-цивилизация.pptx
Количество просмотров: 10
Количество скачиваний: 0