Соучастие в мусульманской системе права презентация

Содержание

Слайд 2

В шариате, как и в уголовном законодательстве арабских стран, не содержится конкретного определения

соучастия, и только в исламской и арабской доктрине указываются основные его признаки:

Слайд 3

1. Участие двух и более лиц в совершении преступления. При этом имеется в

виду, что эти лица являются субъектами преступления, т.е. вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности.

Слайд 4

2. Другой важнейший признак соучастия – совершенное преступление является результатом совместных усилий нескольких

лиц, хотя роли соучастников могут быть разными (неодинаковыми).

Слайд 5

3. Наличие причинной связи между действиями соучастников и совершенным непосредственным исполнителем преступления, т.е.

взаимную обусловленность их преступных действий, наступление единого результата.
4. Важнейшее значение в характеристике соучастия имеют субъективные признаки. Большинство криминалистов исходит из того, что соучастие – преступление умышленное. Это означает, что у каждого соучастника имеется умышленная вина. Как подчеркивает Джунди Абдель Малик, соучастие предполагает заранее обусловленную договоренность (умышленное участие, знание, волю) о совместном исполнении преступления. Умысел соучастника должен охватывать содержание преступных намерений исполнителя и то, что он своими действиями вносит свой вклад в совершение преступления, а также оказывает содействие исполнителю совершить преступление.

Слайд 6

Существуют 2 основные формы: прямое соучастие, т.е. совершение действий, составляющих материальный элемент преступления;

опосредственное соучастие — соучастие в тесном смысле слова, т.е. выполнение действий, не образующих объективную сторону совместно совершаемого преступления, но посредственным путем связанные с ним. На основе этих форм выделяются: прямые соучастники (исполнитель, соисполнитель); опосредственные соучастники (сговорившиеся, подстрекатели, пособники)

Слайд 7

Прямое соучастие

Исполнителем признается тот, кто непосредственно сам совершил преступление, либо принимал участие в

реализации конструктивных элементов преступления совместно с другими.

Слайд 8

В любой арабской уголовно-правовой системе центральной фигурой среди различных видов соучастников признается исполнитель

преступления. Как правило, именно в зависимости от его действий определяется характер и тяжесть преступления, его квалификация и, в конечном счете, ответственность других соучастников. Согласно УК арабских стран исполнителем признается «тот, кто сам совершает преступное деяние либо непосредственно участвовавший в его совершении» (ст.ст. 75, 211, 212 соответственно УК Иордании, Сирии и Ливана)

Слайд 9

Соисполнительство предполагает, что все участники преступления принимают непосредственное участие в реализации конструктивных элементов

конкретного преступления. Иначе говоря, при соисполнительстве каждый соучастник непосредственно участвует в осуществлении состава преступления. Так, в соответствии со ст. 76 УК Иордании, если несколько лиц совместно совершают преступление или проступок, состоящие из нескольких действий с целью совершения преступления или проступка, все они являются соучастниками преступления, а каждый из них рассматривается как исполнитель преступления. Например, если преступление состоит из нескольких действий, и каждый из них совершил часть преступления1 (при мошенничестве один обманывает, а другой поддерживает его обман; при краже один из преступников взламывает дверь, другой в это время проникает в дом и отбирает имущество). И тот и другой должны быть признаны исполнителями преступлений, поскольку, несмотря на различный характер исполнительства, оба они непосредственно выполняли объективную сторону кражи.

Слайд 10

Сговорщик по мусульманскому уголовному праву признается тот, кто заранее договорился о совместном совершении

преступления. 
Подстрекатель – это тот, кто подтолкнул или пытался подтолкнуть другого к совершению преступления подарками, деньгами, обещаниями, угрозами, злоупотреблением влияния и власти или обманами. УК Сирии и Ливана не указывают на различные способы склонения. Необходимо отметить, что подстрекательство по мусульманскому праву имеет место только в том случае, если оно направлено на совершение определенного преступления и имело решающее влияние на подстрекаемого.

Слайд 11

Подстрекательства не будет, если исполнитель (подстрекаемый) уже сам намеревался совершить преступление. Определение пособничества

и подстрекательства в ряде кодексов (УК Иордании и Ирака) дословно воспроизводит положение ст. 60 УК Франции.
Однако, в соответствии с нормами шариата допускается наказание за подстрекательство, даже если склоняемый не совершил «заказанного» подстрекателем преступления.

Слайд 12

Соучастие в преступлении может выражаться и в пособничестве. Пособником признается лицо, которое оказывает

помощь или содействие исполнителю преступления или проступка:
1. советами в совершении преступного деяния;
2. предоставлением оружия или иных средств для его совершения;
3. присутствием на месте и во время совершения преступления с целью вселить потерпевшему, в случае оказания им сопротивления, страх или усилить решимость исполнителя;

Слайд 13

4. совершением действий, подготавливающих, облегчающих, устраняющих препятствием или завершающих совершения деяния;
5. обещанием сокрытия

следов деяния, орудия и средств совершения преступления, укрывательством добытого в результате его совершения, а также заранее приобрести или сбыть такие предметы.

Слайд 14

Согласно мусульманскому праву исполнитель не подлежит уголовной ответственности за совершение преступления, если он

добровольно и без всякого принуждения отказался от доведения этого преступления до конца. Однако исполнитель, добровольно отказавшийся от завершения преступления, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактическое совершенное им деяния признается преступлением (грехом) по мусульманскому праву.

Слайд 15

Сутью этой теории в шариате является то, что сговор о совершении кражи, подстрекательство

или оказание содействия преступнику в краже считается само по себе самостоятельным преступлением в независимости от того, совершено преступление или нет. Оно считается преступлением по двум причинам; во-первых, шариат запрещает приказ на греховное, сговор или помощь в этом, а кража является жесточайшим и величайшим грехом в шариате; во-вторых, договоренность о краже, подстрекательство и оказание помощи в ней неизбежно ведут к совершению того, что запрещено шариатом, так как одна из норм шариата гласит «то, что ведет к греху

Слайд 16

Принцип шариата о наказании за сговор, подстрекательство и пособничество, считающиеся самостоятельными преступлениями, полностью

согласуется с его же принципом о не наказании за намерение, не реализованное в деянии или слове. Так, если лицо высказывает свое желание словом, то это считается сговором или подстрекательством. Пособник в краже проявляет свое желание действием, а именно помощью. Каждый из них становится объектом для наказания не за то, что они замыслили, а за то, что они проявили это делом или словом.
Арабские законодательства согласуются с шариатом в том, что они не наказывают за желание в отрыве от слова или действия.

Слайд 17

Анализ норм шариата и действующее УК арабских стран об ответственности за соучастие позволяет

сделать следующие выводы и предложения:
1. Учитывая распространенность совершения преступлений посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих уголовной ответственности, необходимо дополнить ст.ст. 75, 211, 212 соответственно УК Иордании, Сирии и Ливана следующим образом «…, а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц не подлежит уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и иных обстоятельств, предусмотренных УК». В этом плане, УК Ирака, содержащие подобные нормы мог бы служить примером для УК других арабских стран.
Имя файла: Соучастие-в-мусульманской-системе-права.pptx
Количество просмотров: 13
Количество скачиваний: 0