Методология экономической науки. Этическая проблематика и экономическая наука презентация

Содержание

Слайд 2

«Человек ни в коем случае не смеет отдавать себе предпочтение

«Человек ни в коем случае не смеет отдавать себе предпочтение перед

прочими людьми в такой мере, чтобы причинить им вред ради личной пользы, хотя бы последняя была несравненно значительнее, чем наносимый им вред»
«…мы сумеем вернуться к некоторым наиболее ясным и недвусмысленным принципам религии и традиционной добродетели: что алчность — грех, что давать деньги в рост преступно, а любовь к деньгам отвратительна…»
Слайд 3

Факты 1. Марк Пирсон (ОЭСР, 2015): «Если посмотреть на общее

Факты

1. Марк Пирсон (ОЭСР, 2015): «Если посмотреть на общее благосостояние домохозяйств,

то можно увидеть, что наиболее бедные 40% населения в богатых странах обладают лишь 3% всех богатств, в то время как в руках наиболее зажиточных 10% находится более 50% всего благосостояния".
Т. Пикетти «Капитал в XXI веке»
«Окно Овертона» - теория или концепция, с помощью которой в сознание даже высокоморального общества можно насадить любую идею. Шаги: немыслимо, радикально, приемлемо, разумно, стандартно, действующая норма.
Слайд 4

Вопросы для обсуждения: 1. Религиозные и морально-философские истоки экономической мысли:

Вопросы для обсуждения:

1. Религиозные и морально-философские истоки экономической мысли: Аристотель, экономические

нормы Нового Завета.
2. Классики. Утилитаризм. Оптимум Парето с точки зрения этики.
Слайд 5

Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc Кейнс Дж.М.

 Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc
Кейнс Дж.М. Экономические возможности

наших внуков.
Петер Козловски. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая шко­ла, 1999.
Ролз Дж. Теория справедливости.
Булгаков С. Философия хозяйства. М., 2009.
+ статьи в научных журналах
Слайд 6

Этика – наука о морали Мораль – совокупность представлений человека

Этика – наука о морали

Мораль – совокупность представлений человека о добре

и зле, справедливом и несправедливом… (совокупность норм поведения)
От греч. слова этос (нрав, обычай)
Аристотель: к этосу –щедрость, мужество… ;
не относятся к этосу: качества ума (память); телесная природа (ярость).
Слайд 7

АРИСТОТЕЛЬ: ХРЕМАТИСТИКА («хремата» - запасы) Богатство – совокупность средств, необходимых

АРИСТОТЕЛЬ: ХРЕМАТИСТИКА («хремата» - запасы)

Богатство – совокупность средств, необходимых для жизни

и полезных для семьи и государства
Хрематистика – умение обеспечивать себя запасами
Запасы: 1) естественные (продукты) – имеют пределы; 2) искусственные (деньги) – «никогда не бывает предела в достижении цели»
Искусственная хрематистика – крайнее выражение – ростовщичество – «вызывает ненависть»
Слайд 8

«…в искусстве наживать состояние … никогда не бывает предела в

«…в искусстве наживать состояние … никогда не бывает предела в достижении

цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности» искусственная хрематистика «вызывает ненависть». [Аристотель. Политика. СПб., 1911, стр. 25–26.];
«Накопление прибавочной ценности притекает – благодаря развитию всевозможных форм кредита – и к лицам, не имеющим отношения к производству, число этих лиц возрастает и образует класс рантье. …можно определить сферу «деятельности» таких рантье, как сферу потребления. Потребление есть основа всей их жизни, и психология «чистого потребления» сообщает этой жизни ее особый «стиль». [Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. М.: Орбита, 1988: ]
Слайд 9

– Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту

– Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось,

вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки.
– «Пределы роста. 30 лет спустя» [Доклады Римского клуба, 2007], экологические границы роста.
Косвенные затраты воды на некоторые товары: чашка кофе 125 мл. – 140 л.; сыр на 1 кг.– 5000 л.
Около 2 млрд. тонн отработанной воды (смесь удобрений, нечистот, промышленных отходов) ежедневно сбрасываются в реки, моря, океаны…»
В среднем один человек производит
до 1,95 кг мусора ежедневно, по
сравнению с 1,25 кг в 1960 году
Слайд 10

Экономические нормы в Новом Завете «не можете служить Богу и

Экономические нормы в Новом Завете

«не можете служить Богу и маммоне»
Изгнание скототорговцев

и менял из храма
Назидание о том, что легче верблюду (канату?)…
Апостол Павел «имея пропитание и одежду, будь доволен тем»
!!! «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», «не унывайте, делая добро» - санкции на труд и на благотворительность
Отношение к взиманию % - отрицательное
(древнерусский протест против ростовщичества – легенда о новгородском посаднике Щиле (нач. XV в.)
Слайд 11

Гуманизм, протестантизм Гуманизм: оправдание денежного богатства (Флоренция, Медичи Архиепископ Антонин

Гуманизм, протестантизм

Гуманизм: оправдание денежного богатства (Флоренция, Медичи
Архиепископ Антонин (1389-1459) «деньги –

нужнейший нерв государства, корыстолюбцы – его опора, фундамент»
Протестантизм: санкция на деловитость и ростовщичество
Слайд 12

Классики – маржиналисты: представления о природе человека

Классики – маржиналисты: представления о природе человека

Слайд 13

Модель гедониста - оптимизатора «экономический человек» (занят максимизацией своей выгоды)

Модель гедониста - оптимизатора

«экономический человек» (занят максимизацией своей выгоды)
-описывала поведение хозяйствующего

субъекта в терминах оптимизационной задачи на «исчисление удовольствий», в духе гедонизма И. Бентама
Иеремия Бентам (1748-1832): человек по природе гедонист, мыслит и действует в соответствии со стремлением испытывать наслаждения и избегать страданий.
«интерес отдельного лица — это удовольствие», а «интерес общества — сумма интересов отдельных членов, составляющих его»
Слайд 14

Иеремия Бентам, Владимир Одоевский (1804-1869) «Город без имени» (1839 г.)

Иеремия Бентам, Владимир Одоевский (1804-1869)

«Город без имени» (1839 г.)
Утопия: страна «Бентамия»

Главная идея - Нельзя строить жизнь на принципе индивидуальной выгоды. Ведь выгода одного может оборачиваться (и чаще всего оборачивается) убытком для другого.
Слайд 15

Критерий Парето-улучшений Одно состояние лучше другого только при условии, что

Критерий Парето-улучшений

Одно состояние лучше другого только при условии, что оно лучше

хотя бы для одного члена общества (по его индивидуальной шкале предпочтений) и ни для кого из членов общества не хуже (по их индивидуальным шкалам предпочтений).
определяется на модели общего экономического равновесия для совершенно конкурентной экономики
Проблема: точкой отсчета при использовании этого критерия служит сложившееся на данный момент распределение ресурсов между членами общества.
Слайд 16

Стивен Ландсбург «Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь»

Стивен Ландсбург «Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь»
Рочестерский университет
«Люди

реагируют на стимулы»
«Экономика в самом узком смысле - наука свободная от ценностей»
«Экономика – это наука конкурирующих предпочтений» (почему я не защитник окружающей среды?)
Имя файла: Методология-экономической-науки.-Этическая-проблематика-и-экономическая-наука.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0