Слайд 2
![Вопросы Натурфилософские ориентации досократической философии. Древнегреческая философия классического этапа. Эллинистическая и римская философия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-1.jpg)
Вопросы
Натурфилософские ориентации досократической философии.
Древнегреческая философия классического этапа.
Эллинистическая и римская философия.
Слайд 3
![Вопрос 1 Натурфилософские ориентации досократической философии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-2.jpg)
Вопрос 1
Натурфилософские ориентации досократической философии.
Слайд 4
![Этапы развития античной философии VII – V вв. до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-3.jpg)
Этапы развития античной философии
VII – V вв. до н.э. – досократовский
(Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, Левкипп и Демокрит);
пол. V – конец IV вв. до н.э. – классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель);
к. IV – II вв. до н.э. – эллинистический (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм);
I в. до н.э. – V – VI вв. – римский (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Слайд 5
![Аристотель назвал ранних греческих философов «физиками», исследователями природы; для характеристики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-4.jpg)
Аристотель
назвал ранних греческих философов «физиками», исследователями природы;
для характеристики ранней греческой философии
используется термин «натурфилософия»;
натурфилософия – это наука, изучающая философию природы.
Слайд 6
![Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-5.jpg)
Греческая античная философия
сформировалась в VII – VI вв. до н.э.;
первая в
истории попытка рационального постижения окружающего мира.
Слайд 7
![Милетская школа (VI в. до н.э.) Фалес (625 – 547](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-6.jpg)
Милетская школа (VI в. до н.э.)
Фалес
(625 – 547 гг. до
н.э.),
Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.),
Анаксимен
(585 – 524 гг. до н.э.).
Слайд 8
![Милетская школа носила материалистический характер, ее представители поставили вопрос о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-7.jpg)
Милетская школа
носила материалистический характер, ее представители поставили вопрос о первооснове всего;
Фалес
– вода;
Анаксимандр – апейрон, беспредельное абстрактное вещество (неопределенная материя);
Анаксимен – воздух.
Слайд 9
![Гераклит Эфесский (520 – 460 гг. до н.э.) материалист и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-8.jpg)
Гераклит Эфесский
(520 – 460 гг. до н.э.)
материалист и диалектик;
первооснова
всего – огонь;
все течет, все изменяется («в одну и ту же реку нельзя войти дважды)»;
учение о роли противоположностей («война есть царь всего»).
Слайд 10
![Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-9.jpg)
Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.)
Слайд 11
![Пифагорейская философия первое идеалистическое направление в античной Греции; первооснова всего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-10.jpg)
Пифагорейская философия
первое идеалистическое направление в античной Греции;
первооснова всего – числа, образующие
космический порядок как прообраз общественного порядка («Числу все вещи подобны», «Где нет числа и меры, там хаос и химеры»);
постановка вопроса о роли и значении количественной стороны явлений природы.
Слайд 12
![Пифагорейская философия мысль о закономерности природных явлений; абсолютизировала, обожествляла числа; развивала стихийно-диалектические идеи (таблица противоположностей).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-11.jpg)
Пифагорейская философия
мысль о закономерности природных явлений;
абсолютизировала, обожествляла числа;
развивала стихийно-диалектические
идеи (таблица противоположностей).
Слайд 13
![Пифагорейцы сторонники учения о бессмертии души (метемпсихоз); бессмертная душа временно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-12.jpg)
Пифагорейцы
сторонники учения о бессмертии души (метемпсихоз);
бессмертная душа временно вселяется в
смертное тело, а после смерти живого существа переселяется в другое тело, совершая перевоплощение.
Слайд 14
![Элеаты (к. VI – н. V в. до н.э.) Парменид](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-13.jpg)
Элеаты (к. VI – н. V в. до н.э.)
Парменид (к.
VI – V вв. до н.э.) ввел понятие «бытие» («бытие есть, а небытия нет»);
отождествил бытие и мысль («мысль о предмете и предмет мысли есть одно и то же»);
истинное знание может быть достигнуто при помощи разума.
Слайд 15
![Зенон Элейский (сер. V в. до н.э.) движение и множество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-14.jpg)
Зенон Элейский
(сер. V в. до н.э.)
движение и множество относятся к
чувственному восприятию;
невозможно достичь истинного знания путем чувственного восприятия;
признание движения приводит к неразрешимым противоречиям, затруднениям («апориям»).
Слайд 16
![Апория «дихотомия» (деление пополам): движущийся предмет должен дойти до половины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-15.jpg)
Апория «дихотомия»
(деление пополам):
движущийся предмет должен дойти до половины пути,
прежде чем достигнет его конца, а прежде чем пройдет эту половину, должен пройти ее половину, и т.д.;
вывод Зенона: признание движения приводит к противоречию, следовательно, невозможно разумом разрешить проблему движения;
Зенон абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность;
в действительности движение есть единство прерывности и непрерывности.
Слайд 17
![Зенон Элейский диалектика как сопоставление противоположных взглядов с целью отыскания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-16.jpg)
Зенон Элейский
диалектика как сопоставление противоположных взглядов с целью отыскания истины;
апории
– первая попытка рационально осмыслить движение.
Слайд 18
![Материалисты V в. до н.э. Эмпедокл (490 – 430 гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-17.jpg)
Материалисты V в. до н.э.
Эмпедокл (490 – 430 гг. до н.э.)
основой всего считал четыре материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю;
Анаксагор (500 – 428 гг. до н.э.) за первооснову всего принимал мельчайшие неделимые материальные частицы – «гомеомерии» (семена вещей);
движение «гомеомерий» объяснял внешней по отношению к ним силой – «Нусом» (мировым разумом).
Слайд 19
![Материалисты-атомисты V в. до н.э. Левкипп (500 – 440 гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-18.jpg)
Материалисты-атомисты
V в. до н.э.
Левкипп
(500 – 440 гг. до н.э.);
Демокрит
(460 – 370 гг. до н.э.).
Слайд 20
![Согласно Демокриту, атомы – это бытие, а пустота – небытие;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-19.jpg)
Согласно Демокриту,
атомы – это бытие, а пустота – небытие;
атомные вихри,
возникающие в различных местах Вселенной, образуют бесчисленные миры, которые возникают, развиваются и уничтожаются;
Вселенная бесконечна, движение неотделимо от материи;
существует причинная обусловленность, закономерность явлений (детерминизм).
Слайд 21
![С именами Левкиппа и Демокрита связывают рождение материализма как философского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-20.jpg)
С именами Левкиппа и Демокрита связывают
рождение материализма как философского учения, признающего
первичность материи по отношению к сознанию.
Слайд 22
![Вопрос 2 Древнегреческая философия классического этапа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-21.jpg)
Вопрос 2
Древнегреческая философия классического этапа
Слайд 23
![Софисты (V в. до н.э.) преподаватели философии, мудрецы, мастера слова;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-22.jpg)
Софисты (V в. до н.э.)
преподаватели философии, мудрецы, мастера слова;
представители –
Горгий (483 – 373 гг. до н.э.), Протагор (481 – 411 гг. до н.э.);
переносят центр внимания из области природы на человека;
наиболее известное изречение Протагора – «человек есть мера всех вещей»;
сторонники релятивизма – точки зрения, согласно которой все относительно.
Слайд 24
![Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-23.jpg)
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Слайд 25
![Сократ в центр философии поставил проблему человека; изречения Сократа «я](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-24.jpg)
Сократ
в центр философии поставил проблему человека;
изречения Сократа «я знаю, что
ничего не знаю», «познай самого себя» являются объяснением необходимости более глубокого познания самого себя;
своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах;
письменных трудов не оставил, о его воззрениях мы узнаем из работ его учеников Платона и Ксенофонта;
Слайд 26
![Сократ задача философии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения; основное внимание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-25.jpg)
Сократ
задача философии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения;
основное внимание обращал на познание
сути добродетели;
знание – основа добродетели, если человек знает, он никогда не поступит плохо, ошибки – результат незнания (этический рационализм);
совесть как «внутренний голос», гарант постижения истины.
Слайд 27
![Философский метод Сократа понятийная (субъективная) диалектика; его целью было достижение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-26.jpg)
Философский метод Сократа
понятийная (субъективная) диалектика;
его целью было достижение истины путем обнаружения
противоречий в утверждениях противника.
Слайд 28
![Правила метода ирония – посредством правильно подобранных вопросов выяснить слабые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-27.jpg)
Правила метода
ирония – посредством правильно подобранных вопросов выяснить слабые места в
знаниях противника;
майевтика (повивальное искусство) – стремление помочь слушателям обрести новое познание;
индукция – обнаружение нравственной основы отдельных случаев человеческого поведения;
дефиниция – окончательное определение.
Слайд 29
![Платон (427 – 347 гг. до н.э.) ученик Сократа, основал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-28.jpg)
Платон (427 – 347 гг. до н.э.)
ученик Сократа, основал Академию
– центр античного идеализма;
материальный мир является лишь «тенью», производной от мира идей;
явления и предметы материального мира преходящи, идеи – вечны и неизменны, идеи – это подлинное бытие.
Слайд 30
![Платон ввел в философию понятие «материя»; понимал материю как возможность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-29.jpg)
Платон
ввел в философию понятие «материя»;
понимал материю как возможность любых геометрических фигур,
отождествляя ее с пространством.
Слайд 31
![Платон истинное познание – это познание разумное; чувственное познание информирует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-30.jpg)
Платон
истинное познание – это познание разумное;
чувственное познание информирует нас лишь о
кажущемся бытии;
теория познания – это теория воспоминания (анамнесис): душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и познавала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей.
Слайд 32
![Идеальное государство Платона три социальные группы: правители (философы), стратеги (воины)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-31.jpg)
Идеальное государство Платона
три социальные группы: правители (философы), стратеги (воины) и производители
(земледельцы и ремесленники);
у философов преобладает разумная часть души, у воинов – воля и благородная страсть, у народа – чувственность и влечения;
каждому сословию соответствует добродетель: мудрость – философам, храбрость – воинам, умеренность – народу, справедливость (четвертая добродетель) является «надсословной».
Слайд 33
![Философия Платона первая рационально построенная система объективного идеализма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-32.jpg)
Философия Платона
первая рационально построенная система объективного идеализма.
Слайд 34
![Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) ученик Платона, основал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-33.jpg)
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
ученик Платона, основал в
Афинах Ликей (лицей);
дуалистическая философская позиция.
Слайд 35
![Аристотель выдвинул ряд возражений против идеализма Платона; критикуя идеи Платона,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-34.jpg)
Аристотель
выдвинул ряд возражений против идеализма Платона;
критикуя идеи Платона, сказал: «Платон мне
друг, но истина дороже»;
признавал объективное существование материального мира;
считал, что сущность находится в самих вещах.
Слайд 36
![По Аристотелю, материя заключает в себе лишь возможность развития, нуждается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-35.jpg)
По Аристотелю,
материя заключает в себе лишь возможность развития, нуждается в оформлении;
благодаря
воздействию формы она превращается в действительность;
материя и форма диалектически взаимосвязаны.
Слайд 37
![По Аристотелю, «форма всех форм» – первый двигатель, Бог, это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-36.jpg)
По Аристотелю,
«форма всех форм» – первый двигатель, Бог, это форма, не
связанная с материей; это конечная причина и цель всех природных явлений (телеологический взгляд на мир).
Слайд 38
![Теория познания Аристотеля материалистический сенсуализм; чувства дают нам представления об](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-37.jpg)
Теория познания Аристотеля
материалистический сенсуализм;
чувства дают нам представления об отдельных предметах;
разум, разлагая
их на простейшие составные элементы, находит между ними общее.
Слайд 39
![Аристотель разработал учение о различных видах движения и развития; сформулировал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-38.jpg)
Аристотель
разработал учение о различных видах движения и развития;
сформулировал основные законы логики;
впервые
дал классификацию категорий.
Слайд 40
![Космологическая теория Аристотеля геоцентризм; Земля – центр шарообразного мира, конечного в пространстве, но бесконечного во времени.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-39.jpg)
Космологическая теория Аристотеля
геоцентризм;
Земля – центр шарообразного мира, конечного в пространстве, но
бесконечного во времени.
Слайд 41
![Аристотель выдвинул теорию происхождения государства из семьи; человека определил как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-40.jpg)
Аристотель
выдвинул теорию происхождения государства из семьи;
человека определил как «общественное (политическое) животное,
наделенное разумом»;
подвел итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в Древней Греции, создал «энциклопедическую науку».
Слайд 42
![Вопрос 3 Эллинистическая и римская философия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-41.jpg)
Вопрос 3
Эллинистическая и римская философия
Слайд 43
![Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-42.jpg)
Эллинистический период
начинается после распада государства Александра Македонского.
Слайд 44
![Киническая школа Антисфен (446 – 366 гг. до н.э.); нравственный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-43.jpg)
Киническая школа
Антисфен
(446 – 366 гг. до н.э.);
нравственный идеал – бесстрастие
(апатия), равнодушие ко всему;
вершина добродетели – автаркия, автономия нравственной личности.
Диоген Синопский
(404 – 323 гг. до н.э.) пропагандировал презрительное отношение к культуре и возврат к «естественному» состоянию.
Слайд 45
![Эпикурейская школа Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) основал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-44.jpg)
Эпикурейская школа
Эпикур
(341 – 270 гг. до н.э.) основал в Афинах
философскую школу «Сад», центр материализма и атеизма;
цель философии – познать законы природы и обеспечить счастливую жизнь.
Слайд 46
![Эпикур развивал материализм и атеизм Демокрита; высказал догадку о вечности](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-45.jpg)
Эпикур
развивал материализм и атеизм Демокрита;
высказал догадку о вечности и неуничтожимости материи;
прямолинейное
движение атомов вследствие тяжести сочетается с их спонтанным, внутренне обусловленным отклонением в сторону от прямой линии (попытка найти внутренний источник движения материи);
Слайд 47
![Эпикур чтобы свободно наслаждаться земной жизнью, человек должен бороться со](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-46.jpg)
Эпикур
чтобы свободно наслаждаться земной жизнью, человек должен бороться со страхом смерти
и со страхом перед богами: «Смерти не нужно бояться; пока есть мы, ее нет, когда она приходит, то нас уже нет»;
цель жизни – удовольствие как отсутствие страдания (гедонизм).
Слайд 48
![Эпикур говорил об умеренности, чувстве меры; идеалом жизни считал атараксию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-47.jpg)
Эпикур
говорил об умеренности, чувстве меры;
идеалом жизни считал атараксию – безмятежность,
невозмутимость духа;
сторонник теории «общественного договора»;
мудрый человек (философ) должен избегать общественно-политической деятельности («Проживи незаметно»).
Слайд 49
![Римский эпикуреизм Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.); дал систематическое обоснование материалистического атомизма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-48.jpg)
Римский эпикуреизм
Тит Лукреций Кар
(99 – 55 гг. до н.э.);
дал систематическое
обоснование материалистического атомизма.
Слайд 50
![Стоицизм греческие стоики – Зенон из Китиона (336 – 264](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-49.jpg)
Стоицизм
греческие стоики – Зенон из Китиона
(336 – 264 гг. до
н.э.) и Хрисипп
(280 – 207 гг. до н.э.);
название получил по месту собраний приверженцев (стоя – расписной, узорчатый портик).
Слайд 51
![Стоики «жить согласно с природой, согласно с добродетелью»; основная часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-50.jpg)
Стоики
«жить согласно с природой, согласно с добродетелью»;
основная часть философии – логика;
дуалисты, признают материальный принцип как основу, и духовный принцип – Логос (Бог), проникающий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи;
Бог пропитывает всю природу, проявляется везде в мире, является законом необходимости (пантеизм);
Слайд 52
![Стоики основой познания выступает чувственное восприятие; центром и носителем познания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-51.jpg)
Стоики
основой познания выступает чувственное восприятие;
центром и носителем познания является душа, ее
центральная часть – разум;
разум связывает человека с миром, индивидуальный разум является частью мирового разума;
Слайд 53
![Стоики идеал стоика – атараксия (покой и безучастное терпение); стоический](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-52.jpg)
Стоики
идеал стоика – атараксия (покой и безучастное терпение);
стоический мудрец – это
воплощенный разум, он отличается терпимостью, сдержанностью, его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья»;
человек должен подчиниться космическому порядку, не должен желать того, что не находится в его власти;
космополиты, общество возникает естественным образом.
Слайд 54
![Римский стоицизм Сенека (4 г. до н.э. – 65 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-53.jpg)
Римский стоицизм
Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.),
Эпиктет
(50 – 138),
Марк Аврелий (121 – 180);
фатализм, мистика, самосозерцание, пантеизм и учение о бессмертии души;
Сенека: «Желающего судьба ведет, а не желающего тащит».
Эпиктет: «Терпи и воздерживайся».
Слайд 55
![Скептицизм основатель – Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-54.jpg)
Скептицизм
основатель – Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.);
вещи непознаваемы, о
них нельзя сказать ничего – ни истинного, ни ложного; даже нельзя утверждать, существуют вещи или нет;
воздержание от суждений дает покой и равнодушие к страстям;
идеал скептика – атараксия;
отказ от познания объективной истины, уход от практической жизни и полное безразличие к ней.
Слайд 56
![Римский скептицизм представляют Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-55.jpg)
Римский скептицизм
представляют Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик.
Слайд 57
![Римский неоплатонизм Плотин (204 – 270), Порфирий, Ямвлих, Прокл; первоисточник](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-56.jpg)
Римский неоплатонизм
Плотин (204 – 270), Порфирий, Ямвлих, Прокл;
первоисточник всего существующего –
Божество, порождающее из себя всё существующее вследствие своего переполнения (эманации);
Слайд 58
![Римский неоплатонизм эманация представляет собой ступени убывающего совершенства: мировой разум](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/593186/slide-57.jpg)
Римский неоплатонизм
эманация представляет собой ступени убывающего совершенства: мировой разум (мир идей);
мировая душа, следствиями которой являются частные души; чувственный мир явлений;
цель жизни человека – возвращение к Божеству, освобождение души от тела, уподобление Божеству и соединение с ним в мистическом экстазе.