Типизация общества в учениях Ф. Тённиса презентация

Слайд 2

Краткая биография

Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в

Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля. Занимался изучением социальной философии 18-19 в. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере. Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881. В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения. Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги: «Мораль» «Критика общественного мнения» «Собственность» «Прогресс и социальное развитие» «Введение в социологию»

Слайд 3

Общество и общности

Слайд 4

Два типа воли

Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни
Kurwille

- воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).

Слайд 5

Формы социальной жизни

в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных
Социальные отношения-объективны. Они представлены

правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

Слайд 6

Классификация социальных норм

Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей –

самостоятельна):
нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция;
правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии.
Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

Слайд 7

***
По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, -

он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.
***
Имя файла: Типизация-общества-в-учениях-Ф.-Тённиса.pptx
Количество просмотров: 104
Количество скачиваний: 0