Слайд 2
![Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-1.jpg)
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из
главных представителей философии Нового времени.
Слайд 3
![Немного биографии Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-2.jpg)
Немного биографии
Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. Его родители
были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции. Первоначальное образование Спиноза получил под руководством раввина Мортейры. Уже на 14-м году от роду он усвоил себе всю премудрость талмуда и каббалы, так что поражал знаниями всех своих учителей. Но его пытливый ум не мог оставаться в тесных рамках ортодоксального учения раввинов, и после некоторой борьбы с отцом Спиноза, стал брать уроки латинского языка у свободомыслящего врача и философа фан-ден-Энде. Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем.
Слайд 4
![Немного биографии Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-3.jpg)
Немного биографии
Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста. В
1653 г. сбылось горячее желание Спинозы: его наставником стал доктор филологии Франциск ван ден Энден, открывший перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии. Также Спиноза начинает изучение латинского языка под его руководством. Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини, относившийся к последователям Джордано Бруно.
Слайд 5
![Немного биографии Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-4.jpg)
Немного биографии
Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился
в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище. В этот период биографии круг его знакомств значительно расширился, в том числе за счет людей, не принадлежавших к еврейской общине. Спиноза отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Он становится учащимся частного колледжа. В это время он знакомится с сочинениями Декарта.
Слайд 6
![Основные работы «Этика» «Богословско-политический трактат» «Трактат об усовершенствовании разума» «Основы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-5.jpg)
Основные работы
«Этика»
«Богословско-политический трактат»
«Трактат об усовершенствовании разума»
«Основы философии Декарта,
доказанные геометрическим методом»
«Метафизические размышления»
Слайд 7
![Философия Спинозы Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-6.jpg)
Философия Спинозы
Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном труде –
«Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы).
Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы
Слайд 8
![Философия Спинозы «Под субстанцией я разумею то, что существует само](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-7.jpg)
Философия Спинозы
«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе
и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»
Слайд 9
![Учение Спинозы о единой субстанции не существует различия между высшей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-8.jpg)
Учение Спинозы о единой субстанции
не существует различия между высшей субстанцией —
Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).
Слайд 10
![Учение Спинозы о единой субстанции Субстанция постижима для человеческого разума.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-9.jpg)
Учение Спинозы о единой субстанции
Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет
в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы.
Атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.
Слайд 11
![Учение Спинозы о единой субстанции Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-10.jpg)
Учение Спинозы о единой субстанции
Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans)
и «природы сотворенной» (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые как модусы, – природой сотворенной.
Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины;
Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.
Слайд 12
![Учение Спинозы о единой субстанции Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-11.jpg)
Учение Спинозы о единой субстанции
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
самостоятельна
и независима от кого-либо;
имеет внутреннюю причину самой себя;
обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение;
бесконечна в пространстве и времени;
вечна (не сотворима и неуничтожима); неподвижна.
Слайд 13
![Схема субстанции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-12.jpg)
Слайд 14
![3 рода познания Мнение и воображение Рациональное познание Интуитивное познание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-13.jpg)
3 рода познания
Мнение и воображение
Рациональное познание
Интуитивное познание
Слайд 15
![Этика Спинозы В природе все целесообразно и практично, всякая вещь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-14.jpg)
Этика Спинозы
В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на
своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды.
Слайд 16
![Этика Спинозы «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-15.jpg)
Этика Спинозы
«Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как
полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».
Слайд 17
![Таким образом... Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-16.jpg)
Таким образом...
Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с
помощью человеческого разума.
Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя.
Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать».
Слайд 18
![А чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/416179/slide-17.jpg)
А чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
максимально познать
необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.