Слайд 2
Особенности кинизма (1)
Идеал – абсолютная свобода;
концентрация внимания на пороках общества;
непризнание авторитетов;
асоциальность,
отрицание культуры, нигилизм;
добровольное самоограничение, отверженность, одиночество, скитания;
минимизация потребностей, нищенский образ жизни, попрошайничество;
восхваление физической и духовной бедности, крайний аскетизм;
Слайд 3
Особенности кинизма (2)
критика идеалистических философских учений, книжной мудрости, понятийной формы познания;
агрессивность в
отстаивании своих взглядов;
космополитизм, отсутствие патриотизма;
в современную эпоху большое сходство с философией киников имеют философия и образ жизни йогов, хиппи.
Слайд 4
Одним из основателей школы киников был Диоген Синопский
древногреческий философ
412 до н. э.- 323 до
н. э.
Слайд 5
Диоген Синопский (2)
Фундаментальных философских трудов не оставил, однако вошел в историю своим
скандальным поведением и образом жизни.
Выдвинул лозунг: « Без общины, без дома, без отечества»;
Вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
Отвергал брак;
Жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
Не признавал ни каких законов, кроме закона природы;
Гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
Идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Слайд 6
Образ жизни
Он не селился ни у кого из гостеприимцев, а стал жить
под открытым небом; изрядно потрескавшаяся от времени бочка (а точнее: большая глиняная амфора для хранения жидкостей и зерна — по-гречески «пифос») служила ему убежищем и пристанищем;
был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой;
был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья;
ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника;
ко всем он относился с язвительным презрением;
его собственноручные сочинения: «О любви»; «Государство» («Политая»); «Эдип»; «Фиест». (Трагедия);
Слайд 7
Слайд 8
Диоген Синопский в своем жилище
Слайд 9
Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришел в Афины. Там он
застал Антисфена, основателя школы киников, с ним он общался охотно, хваля его учение, полагая, что только оно раскрывает истину и может принести пользу людям.
Диоген утверждал: Антисфен научил меня различать, что является моим и что мне чужое. Богатство, имущество — не мои; родные, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с другими — все это — чужое. Что же принадлежит тебе? — Твои представления. Они абсолютно свободны, никому не подвластны, никто не может им ни помешать, ни заставить воспользоваться иначе, чем я этого хочу.
Слайд 10
Из жизни Диогена
Философия Диогена – поступки, эпатирующие общественные нравы и побуждающие к
рефлексии.
Слайд 11
- Ищу человека, а не негодяя.
/Такой ответ Диоген дал, когда его, озабоченно что-то
разыскивающего днем с зажженным фонарем, спросили о том, что он делает./
Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ, он замахнулся палкой: «Я звал людей, а не дерьмо». Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое животное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил:
«Вот человек Платона».
/После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями»./
Слайд 12
Беседа Диогена с Александром Македонским: - Я — великий царь Александр.
- А я,
— ответил Диоген, — собака Диоген.
- И за что тебя зовут собакой?
- Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.
- А меня ты боишься? — спросил Александр.
- А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
- Добро, — сказал тот.
- А кто же боится добра?
Наконец, Александр сказал:
- Проси у меня чего хочешь.
- Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — сказал Диоген и продолжил греться.
Слайд 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323
года до н. э., съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила “от задержки дыхания”.
На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса.