Философия истории презентация

Содержание

Слайд 2

1. МЕСТО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.  


Слайд 3

Философия истории как самостоятельная часть философского знания появилась в 18 в. Автор термина

Ф.Вольтер (1694-1778)

Философия истории изучает природу исторической реальности, процесс возникновения общества, закономерности, факторы исторического процесса, а также особенности и формы самого исторического познания.

Слайд 4

В 18 в., в ответ на социально-исторические изменения, вызванные развитием индустриального общества,

формируется устойчивый исследовательский интерес к проблемам социально-исторической динамики. В обществознании появляются новые понятия – “цивилизация”, “культура”, “прогресс” и др.; формируется классическая философия истории, представленная Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтером, И. Кантом, Гегелем и др.

Слайд 5

Концепции классического периода имели целый ряд общих идей и ценностных установок, которые делали

их созвучными либерально-прогрессистским настроениям, доминировавшим в обществе и культуре Нового времени

История общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, обосновывающих его прогрессивную направленность.

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

Слайд 6

Неклассическая философия истории оформилась к к. 19 – н.20 вв. в творчестве В.

Дильтея, О. Шпенглера, К. Ясперса, А. Тойнби, П. Сорокина, Ж. Броделя, П. Бурдьё и др.

В центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии исторического познания (история в человеке). Отказ от объективистских и умозрительных установок инициировал интерес к многообразию исторической реальности, единичности и уникальности культур, особенностям исторического времени и пространства, проявлениям нелинейности в истории и др.

Карл Ясперс (1883-1969)

Слайд 7

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ 2.1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА  


Слайд 8

креационистский подход формировался в русле религиозного понимания общества.

Исследование природы общественной жизни затрагивает проблему

социогенеза – возникновения общества. Выделяют несколько подходов к интерпретации этого процесса.

Слайд 9

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ подход утверждал естественный характер возникновения общества

Качественные различия между закономерностями общества и

природы представители этого подхода (Платон, Аристотель, Монтескье, Мечников, Дарвин, Спенсер, и др.), как правило, не рассматривали.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Слайд 10

Эволюционный подход трактовал возникновение общества как результат выделения общества из природы в

процессе длительной исторической эволюции.

Наиболее важные вехи социогенеза:
трудовая деятельность;
возникновение мышления и речи;
возникновение разнообразных форм социальности и культуры вместе с возникшими в результате неолитической революции моногамной семьей, институтом частной собственности, государством и сложными формами духовности.

Слайд 11

Эволюционная трактовка происхождения общества стимулировала формирование в 20 веке целого ряда философских концепций

Например,

игровая концепция Й. Хёйзинги, культурно-символическая Э. Кассирера, Л. Мэмфорда, психоаналитическая З. Фрейда и др. Эти концепции социогенеза, рассматривали культурное творчество человека как ведущий фактор этого процесса.

Хёйзинга Йохан (1872-1945)

Слайд 12

2.2. Факторы, определяющие развитие общества

Слайд 13

Развитие и функционирование общества определяется рядом закономерностей. Специфика социальных закономерностей состоит в том,

что они действуют, с одной стороны, объективно, независимо от человека, но с другой – через деятельность людей, благодаря их активности. Это внутреннее противоречие реализации социальных законов фиксируется классической философской традицией в представлении о субъективных и объективных факторах общественного развития.
Факторы, определяющие развитие общества

Слайд 14

ОБЪЕКТИВНЫЕ факторы

Объективные факторы – независимые от воли и сознания людей феномены и

обстоятельства, необходимые для возникновения, функционирования, изменения определенного исторического явления.

Слайд 15

Наиболее важными объективными факторами являются:

социально-экономические (изменения экономики, прогресс в научно-технической сфере и

др.);
природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.);
демографические (смена поколений, качество и количество народонаселения и др.);
этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.),
технико-технологические. Роль этих факторов неравноценна и по-разному оценивается в различных системах и концепциях социальной философии.

Слайд 16

СУБЪЕКТИВНЫЕ факторы исторического процесса

Представлены сознательной деятельностью различных социальных субъектов, направленной

на изменение, развитие или сохранение общественного порядка. В качестве социальных субъектов могут выступать индивиды, социальные группы (классы, нации и др.), политические институты (государство, партии), элиты (экономическая, политическая, художественная и др.), массы, толпа, человечество в целом.

Людовик XV ( 1710-1774)

Слайд 17

Сложность в объяснении действия социальных законов, противоречивость в их реализации выражаются в

абсолютизации роли либо объективных, либо субъективных факторов исторического процесса

В традиции философского течения волюнтаризма ( от лат. voluntas − воля) воля человека как надындивидуальное иррациональное начало становится высшим принципом социального бытия. Автор понятия немецкий социолог Ф. Теннис (1855-1936).

Хрущев Н.С. (1894-1971)

Слайд 18

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги 28 июня 1914 г. В

Сараево

Противоположное течение фатализм (от лат. fatum -- судьба) исключает свободный выбор субъекта, активную роль человека в истории.

Слайд 19

2.3. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Слайд 20

Серов В.А. «Зимний взят»

Проблема источника социальной динамики рассматривается в социальной философии с

различных позиций.
 • Так, в марксизме источником социальных изменений выступают социальные антагонистические противоречия (например, между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией и др.), которые ведут к разрушению исходной социальной системы и переходу общества на новую ступень развития.

Слайд 21

Толкотт Парсонс (1902-1979)

• В концепциях структурного функционализма (Т. Парсонс) устойчивое функционирование и

бесконфликтное развитие общества обеспечиваются гармонией между подсистемами социума и равновесием социальных сил.

Слайд 22

Юрген Хабермас

В теории социального конфликта (Р. Дарендорф), в концепции коммуникативной рациональности (Ю. Хабермас)

динамизм обществу сообщают разнообразные, универсальные по характеру социальные конфликты. В развитом либерально-демократическом обществе они перемещаются из экономической области в административно-управленческую и коммуникативную сферу, и их решение увеличивает степень устойчивости общества.

Слайд 23

2.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА  

Слайд 24

История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего

раскрывает историю как направленный процесс. Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиально-поступательный) и нелинейный.

Слайд 25

Геродот (между 490-480 – ок. 425 до н.э.)

ЛИНЕЙНЫЙ подход оценивает историю как поступательное

восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм)

Слайд 26

К. Маркс (1818-1883)

Прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Гегель, Маркс) предлагает понимание общественного

прогресса как процесса поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества.
Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской формационной концепции. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов – общественно-экономических формаций. 

Слайд 27

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

Во второй половине 19 в. проблема направленности истории получила

свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П.А. Сорокина, концепция “осевого времени” К. Ясперса.

Слайд 28

Нелинейные концепции социодинамики подчеркивают своеобразие, уникальность судеб различных этносов. Не отрицая повторяемости

в истории, они утверждают цикличность и нелинейность ее развертывания, подчеркивают духовное культурное единство людей. История человечества выступает в них как история локальных цивилизаций и культур, а синхронный срез любого исторического момента обнаруживает множество вариаций устройства общественной жизни.

Слайд 29

2.5. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Слайд 30

Заседание английского парламента (впервые был образован в XIII в. Как орган сословного представительств)

Основные формы социальной динамики – это эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Вместе с тем реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.

Слайд 31

Взятие Зимнего дворца (в ночь с 24 на25 октября 1917 года по старому

стилю)

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ движения охватывают широкие массы, общественные классы.

Слайд 32

Причина революции – это чаще всего глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем

ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение классово-социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений. Проблема социально-исторической оправданности революции не может быть решена однозначно. В целом в 20 в. в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений.

Слайд 33

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОРИИ

Слайд 34

Современная социальная философия развивает ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ подход к исследованию социальных и исторических явлений.

Он отражает единство многообразных проявлений в процессе развития общества. Конкретный синтез различных сторон жизни (политической, морально-нравственной, религиозной, экономической и др.) преломляется в реальных отношениях и действиях людей, системе ценностей и норм, функционировании социальных институтов. Цивилизационный подход опирается на несколько основных значений понятия “цивилизация”, в которых нашли отражение различные стороны, аспекты цивилизационного развития.

Слайд 35

• первоначально просто оседлое, городское, грамотное общество, далее как обозначение высокоразвитых, прогрессивно развивающихся

обществ, (философы эпохи Просвещения, Гегель);
• как ступень развития человечества, последовавшая за дикостью и варварством (Л. Морган, Энгельс);
• как синоним культуры (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби);
• как стадия упадка и деградации локальных культур (О. Шпенглер);
• для глобального членения исторического процесса и др. Имеет место глобальный (западная, восточная), региональный (Запад - Восток, Север - Юг; западноевропейская, латиноамериканская) и локальный (национальный) уровни выделения цивилизаций. 
Понятие “цивилизация” (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет ряд значений и чаще всего употребляется:

Слайд 36

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» (Р. Киплинг)

Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – восточного и западного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет “маятникообразный” характер: каждая из них поочередно доминировала в истории.

Слайд 37

Традиционное общество

ВОСТОЧНАЯ цивилизация – это, прежде всего, традиционное общество. Эту стадию

развития прошло и западное общество, однако именно на Востоке данный тип цивилизационной динамики получил большое распространение.

Слайд 38

Современный Восток неоднороден по этническому составу, экономическому положению, религиозному признаку, однако имеет общие

черты социальной жизни – это:

экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности; подчинение общества государству, личности – общине (с жесткой социальной иерархией); деспотическое государство; регуляцию социальной жизни обычаями и традициями; доминирование культурных ценностей над экономическими. Современный Восток меняется, демонстрируя как эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), так и варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.).

Слайд 39

ЗАПАДНЫЙ путь развития представлен прежде всего техногенной цивилизацией. В историко-генетической модели (Д.

Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.) выделяются три основные стадии развития западной цивилизации:
доиндустриальная (аграрная, традиционная),
индустриальная,
постиндустриальная.

Слайд 40

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)

В к. XIX- н. XX вв. сформировался новый

культурологический вариант к пониманию истории. Он был представлен такими мыслителями как Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж. Тойнби.
Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своем труде «Россия и Европа» (1869) развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющиеся через своеобразные формы общественного развития – религиозного, промышленного, политического, научного, художественного. Смысл всемирной истории он усматривает не в ее делении на древнюю, среднюю и новую, а в выявлении положительной деятельности самобытных цивилизаций.

Слайд 41

Освальд Шпенглер (1880-1936)

В работе «Закат Европы» (1918) Шпенглер рассматривает культуры, образующие мировую

историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Далее культура умирает, но не исчезает бесследно, а перерождается в цивилизацию. Цивилизация – противоположность культуры. Это перерождение есть переход от творчества к бесплодию, от «героических деяний» к механической «работе». С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество становится ненужным, поэтому Шпенглер предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

Слайд 42

Сэмюэл Хантингтон (1927- 2008)

В современной философии популярной является концепция этнокультурного разделения −

«столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. В современном мире он выделяет семь-восемь основных (крупнейших) цивилизаций мира: западную, конфуцианскую, японскую, синскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и, «возможно, африканскую» (позже Хантингтон добавляет девятую цивилизацию – буддистскую).

Слайд 43

Основой цивилизации является язык и религия. Цивилизация, в отличие от стран, существует

долгое время, как правило, более тысячелетия. Столкновение цивилизаций совершенно неизбежно. Основным источником конфликтов ближайшего будущего станут взаимоотношения между Западом и некоторыми незападными цивилизациями представленными в виде «конфуцианско-исламского блока».

Слайд 44

4. ФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  

 

Слайд 45

Марксистская теория – исторический материализм – рассматривает историю человечества как естественный процесс

прогрессивного типа. История человечества едина и подчиняется общим закономерностям. Цель человеческой истории – построение социально справедливого, коммунистического общества.

Слайд 46

• На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в

особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение).
• Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений.
• Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису.

Основные положения исторического материализма:

Слайд 47

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга: в зависимости от уровня

развития производительных сил и производственных отношений выделяют общественно-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальная формация, капиталистическая и коммунистическая, основанная на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Имя файла: Философия-истории.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0