Исторические формы диалектики презентация

Содержание

Слайд 2

Слово «диалектика» в переводе с греческого означает «искусство вести беседу, рассуждать». В современном

понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Слайд 3

Стихийная диалектика Античности

Гераклит из Эфеса писал, что все течет и изменяется, все существует

и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность:

«Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно – то, изменившись, есть это».

Слайд 4

Аристотель трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных

вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля - это дедуктивно-аксиоматическое размышление, имеющее в качестве образца геометрическое доказательство.

Слайд 5

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре.

Он же первым и ввел термин "диалектика".

Слайд 6

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей,

движения мысли от низших понятий к высшим. Он говорил, что бытие заключает в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – это необходимое условие для побуждения души к размышлению.

Слайд 7

Диалектика в китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и

ян, восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы — инь и активной мужской — ян. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга.

Первичные субстанции, или силы Ян и Инь:
5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли;
5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода;
5 основных человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления,
и 5 основных аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности.

Слайд 8

Диалектика в Средние века

В средние века диалектика понималась обычно в широком смысле как

способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы (дедуктивное умозаключения), используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Слайд 9

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII век

В теории познания Кант развивает диалектические

идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

Фихте

Шеллинг

Кант

Слайд 10

Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Также он сформулировал законы и категории диалектики.

Ввел категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела, а также количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики:
1. Закон перехода количественных отношений в качественные.
2. Закон направления развития (отрицание отрицания).
3. Закон единства и борьбы противоположностей.

Слайд 11

Диалектика революционных демократов
XIX век

Герцен является основоположником народничества. Он заявлял, что единство бытия

и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.

Белинский говорил об идеях необходимости прогресса. Говорил, что буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому он ратовал за отмену патриархата на Руси.

По Чернышевскому человек - это природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Суть Чернышевского антропологического принципа - человек существует как материя и как количественное сочетание материальных веществ. Человек является частью природы и естественной эволюции.

Слайд 12

Материалистическая диалектика
XIX-XX века

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс,

которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развитие истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения всё это — наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Слайд 13

Сознание, по Марксу, есть свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная,

самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевёрнута с ног на голову. Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.»

Слайд 14

Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм.

Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики.

Основные прицепы и законы материалистической диалектики:
• принцип всеобщей взаимосвязи;
• принцип развития;
• закон единства и борьбы противоположностей;
• закон перехода количественных изменений в качественные;
• закон отрицания отрицания.

Слайд 15

В.И. Ленин сделал следующие утверждения: основополагающий вывод состоит в том, что «диалектика не

в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности», причем В.И. Ленин фиксирует то, что идея отлична от сознания, что было снятыми у К. Маркса положениями. Ленин также заявлял в своих заметках, что диалектика – объективна. По вопросу природы диалектики «противопоставление идеалистической и реалистической философии не имеет никакого значения», противоречия в понимании диалектики нет, если его не актуализировать из-за глупости или в связи с какими-то идеологическими, целями.
Имя файла: Исторические-формы-диалектики.pptx
Количество просмотров: 118
Количество скачиваний: 1