Содержание
- 2. Рассматриваемые вопросы: 1. Предыстория и становление русской философии (Х-ХУ11 века). 2. Обособление философии от религии и
- 3. Андрей Рублев «Троица»
- 4. 1. Предыстория и становление русской философии (Х-ХУ11 века) Говоря о предыстории русской философии, необходимо выделить её
- 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЛОСОФИИ При этом следует помнить о качественной специфике древнерусской мысли, разнообразных формах её
- 6. ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ? Здесь уместно вновь задать вопрос о том, что есть философия? Уже в античности
- 7. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Подобное размежевание обнаруживается и в древнерусской культуре. В качестве представителя первого типа можно
- 8. Феодосий Иларион Максим Грек Печерский
- 9. БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ Известный тезис о философии как служанке богословия (philosophia ancilla theologiae), принятый на латинском
- 10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРИЛЛА Отметим, что существовали и другие определения философии. С самого раннего периода в славянской письменности
- 11. ИЛАРИОН В «Слове и Законе и Благодати (1051) Киевского митрополита Илариона –предлагается своеобразная РЕЛИГИОЗНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ, согласно
- 12. ВЛАДИМИР МОНОМАХ В «Поучении» Владимир Мономах выводит неодинаковость людей, не допускает их нивелировки в плане моральных
- 13. Владимир Мономах
- 14. РАННИЕ ЕРЕСИ РАННИЕ ЕРЕСИ представлены СТРИГОЛЬНИКАМИ (основатели – «простец» Карп и дьякон Никита). Другое крупное еретическое
- 15. КУРБСКИЙ И ИВАН ГРОЗНЫЙ Курбский и Иван Грозный представляют в политической литературе ХУ1 века две противоположных
- 16. ЦЕНТРЫ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Центрами схоластической философии становятся Киево-Могилянская и московская Славяно-греко-латинская духовные академии. В эпоху петровских
- 17. 2. Обособление философии от религии и её утверждение как теоретической науки (ХУШ век). Семнадцатым веком завершается
- 18. М.В.ЛОМОНОСОВ Идеи «дружины» разделял и М.В.Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный мирового значения. Его труды создали
- 19. М.В. Ломоносов
- 20. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Вторая половина ХУШ века знаменует собой утверждение философии как теоретической науки; возникает ДВОРЯНСКО-ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ.
- 21. 3. Разработка проблем методологии науки и социального преобразования (первая четверть Х1Х века). Вступлением России в Х1Х
- 22. ГЕРЦЕН И БЕЛИНСКИЙ В начале Х1Х века в Россию из Германии приглашается большое количество философов. Вместе
- 23. 4. Идейно-философская борьба 30-40-х годов Х1Х века. Материализм и диалектика революционной демократии. Разгромом движения декабристов кончается
- 24. ИДЕОЛОГИЯ «ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» Программа господствующего класса получает оформление в идеологии «официальной народности». Ее принципы сформулировал министр
- 25. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ Оппозиционные силы выступали в виде различных группировок, от самых правых до крайне левых.
- 26. П.А.ЧААДАЕВ На оформление ЗАПАДНИЧЕСКОЙ И СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ идеологии больше всех повлиял П.А.Чаадаев. В своих «Философических письмах» он
- 27. П.Я. ЧААДАЕВ
- 28. А.И. ГЕРЦЕН Значительный шаг в укреплении материализма и соответствующей ему диалектики совершает Александр Иванович Герцен (1812-1870).
- 29. А.И. ГЕРЦЕН
- 30. ГРУППА ПЕТРАШЕВСКОГО А в России в 50-х годах Х1Х века возникло общество М.В.Буташевича-Петрашевского (1821-1866). «Пятницы» Петрашевского
- 31. Н.Я. ДАНИЛЕВСКОЙ Представитель органической теории - Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), автор нашумевшей работы «Россия и Европа»
- 32. Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
- 33. «РОССИЯ И ЕВРОПА» Книгу «Россия и Европа» Н.Страхов верно назвал её «целым катехизисом», или «кодексом славянофильства».
- 34. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Свой путь к почвенничеству проходит Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). от ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА. Непродолжительное сближение
- 35. ПОЧВЕННИЧЕСТВО Пересмотрев свою прежнюю жизнь и убеждения, он отрёкся от социалистических идеалов, осудил политическое насилие и
- 36. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
- 37. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ Происходит ПОЛЯРИЗАЦИЯ философских направлений. Лидеры РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ – Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а
- 38. 5. Философия и социология 70-90-х годов Х1Х века. Реформа 1861 года положила начало капиталистическому развитию России.
- 39. В.С. СОЛОВЬЁВ Правые группы консолидируются вокруг фигуры Победоносцева (Мещерский, Катков, Леонтьев). Сюда примыкает ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ
- 40. ИДЕАЛ «ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ» Его идеалом была «вселенская» церковь, прообраз которой он видел в Ватикане. Но объединение
- 41. В.С. СОЛОВЬЕВ
- 42. Л.Н. ТОЛСТОЙ Говоря о русской философии, невозможно не обратиться к идейным исканиям Льва Николаевича Толстого (1828-1910),
- 43. «ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ» В своей «истинной религии» Толстой отобрал нравственные принципы, которые одинаково свойственны всем религиям: равенство
- 44. ТОЛСТОЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ Толстой находит четыре понимания смысла жизни: - НЕВЕДЕНИЕ; - ЭПИКУРЕЙСТВО; - «СИЛЫ
- 45. Л.Н. ТОЛСТОЙ
- 46. РУССКИЙ АНАРХИЗМ БУНТАРСКО-АНАРХИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА представлена в основном Михаилом Александровичем Бакуниным(1814-1876) и Петром Алексеевичем Кропоткиным (1842-1921). Вернувшись
- 47. М.А. БАКУНИН П.А. КРОПОТКИН
- 48. ЛИДЕР ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Оригинальное сочетание анархических идеалов и позитивистской социологии присутствует у Льва Ильича Мечникова (1838-1888).
- 49. Л.И. МЕЧНИКОВ В своей книге «Цивилизации и великие исторические реки», он изложил свою социологическую концепцию. В
- 50. 6. Религиозный ренессанс и философия «русского космизма» (конец Х1Х – начала ХХ века). Именно в России
- 51. РУССКИЙ КОСМИЗМ Но и у представителей русского религиозного ренессанса, у Соловьёва, Флоренского, Булгакова, Бердяева также выделяется
- 52. РУССКИЙ КОСМИЗМ Под влиянием Н.Ф. Фёдорова, но на научной основе вызревали идеи В.И.Вернадского о постепенном формировании
- 53. Н.А. БЕРДЯЕВ
- 54. Н.А.БЕРДЯЕВ В заключение отметим Николая Александровича Бердяева(1874-1948) не только как одного из русских космистов, но и
- 55. «РЕВОЛЮЦИОНЕР ДУХА» Его АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - не гордынное превознашение человека над природой а, напротив, поставление человека в
- 56. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ В книге «Философия свободы» (1911примат бытия над свободой означает для Бердяева детерминацию свободы. Но
- 57. СВОБОДА ВЫШЕ БЫТИЯ ЛИЧНОСТЬ РЕАЛИЗУЕТСЯ ТОЛЬКО В СВОБОДЕ, а именно в высшей свободе, которая укоренена в
- 58. Литература: Антология мировой философии: в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1972. Галактионов А.А., Никандров П.Ф.
- 59. Первоисточники: Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли Х1Х – начала ХХ вв. //Вопросы философии,1990.
- 60. ПЕРВОИСТОЧНИКИ: Леонтьев К.Н. Византизм и славянство//Россия глазами русского. – СПб., 1991. Чаадаев П.Я. Статьи и письма.
- 62. Скачать презентацию