Философия просвещения xvii-xviii веков презентация

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ №9 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ XVII-XVIII ВЕКОВ.

1. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ – XVII-XVIII
ВЕКОВ.


2. НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
3. ФИЛОСОФИЯ ФРАНСУА ВОЛЬТЕРА.
4. ФИЛОСОФИЯ ШАРЛЯ ЛУИ МОНТЕСКЬЁ.
5. ФИЛОСОФИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО.
6. ФИЛОСОФИЯ ЖЮЛЬЕНА ЛАМЕТРИ.
7. ФИЛОСОФИЯ ДЕНИ ДИДРО.
8. ФИЛОСОФИЯ КЛОДА ГЕЛЬВЕЦИЯ.
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЛЯ ГОЛЬБАХА.
10. ФИЛОСОФИЯ КЛОД А СЕН-СИМОНА.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Слайд 3

1. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ – XVII-XVIII веков


Просвещение возникает в 17

веке в Англии (Дж.Локк), в 18 веке во Франции – Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро и др., и в Германии - Вольф, Лессинг, Гердер; в 19 веке в США - Т.Джефферсон, Б.Франклин, и в России – Н.Новиков, А.Радищев, В.Белинский, Н.Чернышевский, А.Герцен.
Французскую философию XVIII в. принято называть
ФИЛОСОФИЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Впервые термин «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Вольтер и Гердер, имея ввиду замену
религиозных воззрений на идеи о решающей роли знаний
и особенно для исправления социальных отношений.
Философия Просвещения идеологически подготовила
Великую французскую революцию 1789 -1794 гг.

Слайд 4

ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ИОГАНН ГЕРДЕР ЛЕССИНГ

Слайд 5

1. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ – XVII-XVIII веков

3. Философская основа – деистская

форма материализма
(дуализм материи и движения).

2. Теоретическое обоснование буржуазно-демократических
социальных преобразований.

1. Развитие просветительской идеологии и антиклерикализма.

4. Утверждение деистами Бога как «разумной первопричины»,
а религии как регулятора социального процесса.

5. Отрицание теологической истории развития общества,
утверждение теории общественного договора.

6. Материализм обосновывает материю как объективную реальность,
а её атрибуты -
1) движение, 2) вечность во времени, 3) бесконечность в пространстве.

7. Отвергается объективный и субъективный идеализм.

Слайд 6

2. НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. ДЕИСТЫ:
1) отвергали идею Бога;
2) отвергали отождествление

Бога и Природы (пантеизм);
3) видели в Боге только первоначало;
4) отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей.
Представители: Вольтер, Монтескье, Руссо.
2. АТЕИСТЫ-МАТЕРИАЛИСТЫ:
1) отвергали идею существования Бога в любых формах;
2) объясняли происхождение мира и человека с материалистических и научных позиций;
3) в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представители: Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах.

В философии ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
выделяют три основных направления:
ДЕИСТИЧЕСКОЕ;
АТЕИСТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ;
3. УТОПИЧЕСКО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ (КОММУНИСТИЧЕСКОЕ).

Слайд 7

2. НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗCКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

3. УТОПИСТЫ-СОЦИАЛИСТЫ (КОММУНИСТЫ):
Расцвет направления во время

Великой французской революции 1789 -1794 гг.
Главная проблема - разработка и построение идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Представители:
1) К.Сен-Симон
2) Р.Оуэн.

Слайд 8

3. ФИЛОСОФИЯ ФРАНСУА ВОЛЬТЕРА

ВОЛЬТЕР (прозвище - Voltaire), настоящее имя Франсуа Мари Аруэ

(Arouet) (1694-1778) – знаменитый франц. писатель и философ-деист.
Главные труды: «Философские письма», «Философский словарь».
Выступал против религии, считая её «гадиной, которую нужно раздавить».
В теории познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому.
В противовес Руссо подчеркивал ценность культуры и историю человечества считал историей борьбы человека за прогресс и образование.
Выступал за гуманное отношение к простому народу, выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» или абсолютной монархии во главе с просвещенным монархом (например, императрица России Екатериноа II).

Считал Бога лишь первоначалом, так как доказательств наличия
или отсутствия Бога нет.
Видел необходимость существования Бога лишь для поддержания
порядка в обществе и запугивания людей Божьим наказанием.

Вольтер ввел в науку понятие «Philosophie de l'histoire» -
«ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ».

Слайд 9

ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР

Слайд 10

4. ФИЛОСОФИЯ ШАРЛЯ ЛУИ МОНТЕСКЬЁ

ШАРЛЬ ЛУИ СЕКОНДА МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) - барон, франц.

философ-деист, писатель, юрист, ученый.
Главный труд: «ПЕРСИДСКИЕ ПИСЬМА» (1721).
С позиций деизма видел в Боге первоначало, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы.
Бог – это лишь средство для поддержания порядка и воспитания нравственности людей.

Автор теории «ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА» о влиянии
климата и географии на устройство общества:
южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деcпотизму,
северные с холодным климатом - к демократии,
среднеевропейские с умеренным климатом совмещают деспотизм и демократию.

Автор теории «РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ», оказавшей большое влияние
на развитие конституционной мысли 18-20 вв.
В государственной власти в существуют три ветви –
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ.

Слайд 11

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЁ

Слайд 12

5. ФИЛОСОФИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО

ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778) - социально-политический философ.
Главные труды: «Об общественном

договоре», «Эмиль, или О воспитании».
Теория общественного договора Руссо связывается с обладанием каждого гражданина равными правами, равномерным распределением частной собственности. Осуществлением власти через парламент и собрания.
Педагогика Руссо основана на новой системе воспитания детей в специальных учебных заведениях вдали от города, на идеях личной свободы, нетерпимости к религии, овладением профессией и науками.

Основные положения философии:
1) Бог - это мировая воля и мировой разум.
2) Материя несотворима и объективно существует всегда.
3) Человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
4) Познание человека ограничено (не может до конца познать сущностей вещей)
5) Критиковал религию (христианство), предлагал создать заменитель
религии – «гражданскую религию».
6) Выступал за эмпирическое (опытного) познание.

Автор ТЕОРИИ ОТЧУЖДЕНИЯ, главной причиной которого является
частная собственность. Виды отчуждения:
политическое, моральное, трудовое, психологическое, культурное,

Слайд 13

ЖАН-ЖАК РУССО

Слайд 14

6. ФИЛОСОФИЯ ЖЮЛЬЕНА ЛАМЕТРИ

ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709-1751) – философ-атеист-материалист.
Главные труды: «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА».
Основные положения философии:
1)

Отвергал идеализм и теологию.
2) Окружающий мир – это различные проявления одной
субстанции - материи, которая несотворима, вечна, бесконечна.
3) Душа, сознание, чувства - свойства материи.
4) Мир полностью познаваем органами чувств.
6) В морали за утилитаризм: смысл жизни человека – личное счастье.
7) Частная собственность - гарантия свободы человека.
8) Идеал государства - «просвещенный абсолютизм».

Слайд 15

7. ФИЛОСОФИЯ ДЕНИ ДИДРО

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784) – выдающийся философ-материалист.
Создатель первой «Энциклопедии наук,

искусств и ремесёл».
Главные труды: «Философские принципы материи и движения», «Сон дАламбера».

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» была свободна от религиозных взглядов,
содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства.
В её создании (Т. 1-35) (с 1751 по 1780 гг. ) принимали участие
ведущие философы: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др.
Основные положения философии:
1. Признавал материю единственной субстанцией, проявлением которой
являются все единичные вещи.
2. Движение объяснял свойством материи.
3. Отвергал дух как первоначало мира, считал сознание свойством материи.
4. В основе общества и государства видел «общественный договор»,
исходя из которого, отрицал божественность власти короля.
5. Идеалом государства считал «просвещенную монархию»,
а экономики – частную собственность.

Слайд 16

ДЕНИ ДИДРО

Слайд 17

8. ФИЛОСОФИЯ КЛОДА ГЕЛЬВЕЦИЯ

КЛОД ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) - франц. философ и психолог.
Главный труд:

«ОБ УМЕ» (1758) - в 1759г. был сожжен.
Основные положения философии:
1. Мир материален и бесконечен во времени и пространстве.
2. Мышление и ощущения – свойства материи.
3. Потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность
выводятся из чувственной способности ощущения человека (sensibilite).
4. «Человек – это машина, которая приводится в движение
чувственными ощущениями и совершает все, что она совершает.
5. Сознание и чувственные ощущения – голод, жажда и т. д. –
главная движущая сила общественного развития, заставляющие людей
объединяться в общество и заключать между собой договоры.
6. Мотивом деятельности людей является себялюбие (interet),
поэтому моральные проповеди ничего не дают.
7. Среда играет решающую роль в формировании личности.

Слайд 18

КЛОД ГЕЛЬВЕЦИЙ

Слайд 19

9. ФИЛОСОФИЯ ПОЛЯ ГОЛЬБАХА

ПОЛЬ ГОЛЬБАХ (1723-1789) - барон, французкий философ; принимал участие

в создании «Энциклопедии».
Главный труд: «СИСТЕМА ПРИРОДЫ» (1924). В нем дается изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма.
Гольбах придерживался теории «общественного договора».

В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическом
положение о формирующей роли среды по отношению к личности.
Отсюда его знаменитый тезис: «МНЕНИЕ ПРАВИТ МИРОМ».

Утверждал вечность и несотворённость материи, которая в процессе
развития порождает весь реальный мир. То, что в материи выступает
как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается
как косность, любовное влечение, ненависть.

Слайд 20

10. ФИЛОСОФИЯ КЛОДА СЕН-СИМОНА

КЛОД СЕН-СИМОН (1760-1825) - философ, утопический социалист.
Главный труд: «Новое

христианство».
Основные положения философии:
Целью философии - создание лучшего, разумного общества.
2. Выдвинул теорию социальной физиологии или общества как целостного
организма.
3. В качестве базовой сферы жизни общества видел экономику.
4. Лучшим считал «промышленное общество», построенное по
иерархической системе, критерием которой являются способности человека.
5. Выступал за запрет права наследования, чтобы каждый «начал с нуля».
6. Был за введение всеобщей обязанности трудиться, и плановое развитие
экономики.
7. Руководить данным обществом будут лучшие представители «класса»
(буржуазия).
8. Пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустриальный.
9. Общество из классово-антагонистического преобразуется в ассоциативное.

Выдвинул идею «новой религии», лозунг которой:
«ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ – БРАТ».

Слайд 21

КЛОД АНРИ СЕН-СИМОН

Имя файла: Философия-просвещения-xvii-xviii-веков.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0