Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) презентация

Содержание

Слайд 2

АКСИОЛОГИЯ

Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира,

способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Основатель аксиологии - Рудольф Герман Лотце (ввел понятие ценности в 19 в.)

Слайд 3

Этапы развития аксиологического знания: Античность

Ценности отождествлялись с самим бытием, Космосом как упорядоченном целым.

Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, бытия (Платон).

Ценности относительны (софисты): «человек есть мера всех вещей».
Ценности абсолютны (Сократ, Платон).

Точки зрения на ценности

Слайд 4

Этапы развития аксиологического знания: Средневековье

Ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Бог

– главный источник ценностей для человека.

Слайд 5

Этапы развития аксиологического знания: Возрождение

Выдвигаются ценности гуманизма, человеческой индивидуальности, творчества и свободы.

Слайд 6

Этапы развития аксиологического знания: Новое время

Ценности отождествлялись с истиной.

Слайд 7

Виды ценностей, по Гегелю:

1) Экономические (утилитарные): выступают как товары и характеризуются со

стороны их «количественной определенности». Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики».

2) духовные: ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

Слайд 8

Современные подходы к ценностям

Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и

психологических потребностей людей.
Представители: Дж. Дьюи, К. И. Льюис. Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Слайд 9

Современные подходы к ценностям: аксиологический трансцендентализм:

Ценности понимаются как то, что человеку задано

свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало. Здесь ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний.
Представители: неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

добро

истина

красота

Слайд 10

Современные подходы к ценностям: персоналистический онтологизм (материальная этика ценностей М. Шелера):

Ценности объективны и

даются человеку априорно (доопытно) в интенциях симпатии и антипатии, любви и ненависти.

Ценности выстроены в строго объективном иерархическом порядке:

Существует порядок Ordo amoris - строй любви и ненависти, который выше нормативов и долга, выше познания, воли, поскольку вырывает человека за пределы его Я, его сознания навстречу познаваемому

1

2

Слайд 11

Современные подходы к ценностям: социологическая концепция ценностей

Ценность - это норма, которая имеет определенную

значимость для социального субъекта.

Особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Слайд 13

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ

Ценность - философская категория, обозначающая социально обусловленные значения материальных и духовных явлений,

определяющих смыслы бытия человека и общества в целом. Ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла, и в этом плане она субъективна

ПРИМЕР: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; "жарко" - это субъективная оценка этой температуры; а "тепло" как условие жизни - это ценность.

Слайд 14

ОЦЕНКА

Оценка - суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними

в оценочные отношения. Оценка позволяет «измерить» ценность, это количественная характеристика ценности.

Слайд 15

Ценность и истина

Ценность – результат оценивания как некой формы деятельности, которая осуществляется на

основе познавательной деятельности. Истина есть одна из важнейших ценностей познания вообще и науки в частности, она выступает идеалом и нормой научного познания.
Истина – это установление соответствия между знанием об объекте познания и самим объектом. Она всегда стремится к объективности. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность.

Слайд 16

Ценность и норма

Ценности имеют не только индивидуальный уровень выражения, но и общественный. На

уровне общества ценности предстают как нормы.

Норма – это представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл.

НАПРИМЕР: жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма.

Слайд 17

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации – направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность. В

данное понятие включены: интересы, представления, убеждения, взгляды, чувства, принципы поведения.

Слайд 18

Конструкция междисциплинарного понятия ценности (Д.А. Леонтьев)

Ценность как общественные идеалы, которые укоренены в первую

очередь в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт его жизнедеятельности».

Ценность как «зафиксированные в культуре предметные воплощения».

Ценности как личностные ценности. Личностные ценности «представляют внутренний мир личности, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного».

Слайд 19

Мораль/нравственность

Гегель полагал, что нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести

и свободной воле, а мораль является внешним требованием к поведению индивида.

Моральные ценности – ценности, диктуемые обществом на том или ином культурно-историческом этапе его развития (какое общество, такая и мораль).

Нравственные ценности – это преломление общественных ценностей в самом человеке, как правило, они универсальны.

Слайд 20

КАТЕГОРИИ МОРАЛИ: ДОБРО И ЗЛО

Добро - самая общая категория для обозначения моральных ценностей.

Добро (в широком смысле слова) – благо, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.

Слайд 21

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Слайд 22

СОВЕСТЬ

Совесть - способность личности осознавать свой долг перед людьми. Совесть иногда называют другой

стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Имя файла: Ценность-как-способ-освоения-мира-человеком-(аксиология).pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0