Битва полей: свобода воли. Моральная ответственность и каузальный детерминизм презентация

Содержание

Слайд 2

Моральная ответственность и каузальный детерминизм Существуют ли моральные феномены –

Моральная ответственность и каузальный детерминизм

Существуют ли моральные феномены – свобода воли и ответственность?
Если

да, то как они связны с физической реальностью?
Физическая реальность – каузально замкнутый мир, который имеет только одно возможное прошлое и будущее. Каузальная связь событий и состояний физической реальности описывается законами природы.
Каузальный детерминизм – принцип существования мира, согласно которому всякое событие или состояние имеет свою собственную достаточную причину.
Моральная ответственность – особая связь между агентом и совершенным им действием, благодаря которой агент становится объектом особых ответных реакций (негодование, осуждение, похвала и т.д.) со стороны других агентов.
Для возникновения и наложения моральной ответственности на агента необходимо наличие:
Намерения (действие в качестве своего источника имеет намерение агента);
Свобода воли (совершаемое действие не исключает для агента возможность поступить иначе);
3. Тождество (совершаемое действие должно принадлежать тому же самому агенту, на которого возлагается ответственность).
Слайд 3

Свобода воли и каузальный детерминизм Совместима ли свобода воли с

Свобода воли и каузальный детерминизм

Совместима ли свобода воли с КД?
Аргумент последствий

(против совместимости) – Питер ван Инваген (р. 1942 г.):
Свобода воли заключается в отсутствии детерминации агента предшествующими событиями (от нас не зависит, что происходило в далеком будущем);
2. В мире Z, агент X, обладающий свободой воли, в момент времени t… совершает или не совершает действие А;
3. Поскольку совершение или не совершение действий А в момент времени t… является детерминированными решением агента X, в мире Z в момент времени t… существует независящая от агента X причина, которая с необходимостью предопределяет его действие или бездействие (от нас не зависят последствия того, что от нас не зависит → необходимые последствия).
4. Следовательно, действие или бездействие агента X в момент времени t… - результат влияния внешней причины. Агент не несет ответственности за события, которые от него не зависят (от нас не зависят последствия прошлого и законов природы; наши поступки являются последствиями прошлого → от нас не зависят наши поступки).
5. Свобода воли не совместима с детерминизмом.
Слайд 4

Совместима ли свобода воли с каузальным индетерминизмом? Аргумент удачи (против

Совместима ли свобода воли с каузальным индетерминизмом?

Аргумент удачи (против совместимости) –

Дерк Перебум:
Свобода воли заключается в отсутствии детерминации действия или бездействия агента предшествующими событиями.
2.1. В мире Z₁ агент X, обладающий свободой воли, в момент времени t… совершает действие А.
2.2. В мире Z₂ агент X, обладающий свободой воли, в момент времени t… совершает действие А.
3. Совершение или не совершение действия А в момент времени t… является свободным решением агента X, в мирах Z₁ и Z₂ не существует причин, которые предопределял бы действие или бездействие агента X.
3.1. Ничто из способностей, убеждений и мотивов агента X в момент времени t не является причиной действия или бездействия в момент времени t.
4. Следовательно, действие или бездействие в момент времени t… - дело случая. Агент не несет ответственности за случайные события.
5. Свобода воли не совместима с индетерминизмом.
Слайд 5

Классический компатибилизм (англ. Compatibilism - совместимый) – учение о совместимости

Классический компатибилизм (англ. Compatibilism - совместимый) – учение о совместимости свободы

воли и детерминизма

«…допустим, что кого-нибудь во время глубокого сна внесли в комнату, где находится человек, с которым спящий жаждет повидаться и поговорить, и что его крепко заперли здесь, так что не в его власти уйти; он просыпается, рад видеть себя в таком желанном обществе и охотно остается, т. е. предпочитает оставаться, а не уходить. Я спрашиваю, разве не остается он здесь по доброй воле? Мне кажется, никто не усомнится в этом; и тем не менее очевидно, что, так как человек крепко заперт, он не волен не остаться, у него нет свободы уйти. Так что свобода есть идея, относящаяся не к хотению или предпочтению, но к лицу, обладающему силой действовать или воздерживаться от действия согласно выбору или распоряжению ума. Наша идея свободы простирается так же далеко, как и эта сила, но не дальше. Ибо, где сдерживание ограничивает эту силу либо где принуждение устраняет эту нейтральность способности той или другой стороны действовать или воздерживаться от действия, там свобода, а также наше понятие о ней сейчас же прекращается» (Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т. Т. 1.Кн. 2. М.: Мысль, 1985. С. 290).

Слайд 6

«...человек имеет силу мыслить или не мыслить, двигаться или не

«...человек имеет силу мыслить или не мыслить, двигаться или не двигаться,

согласно предпочтению или распоряжению своего собственного ума, постольку он свободен. А где действие или воздержание от действия в одинаковой степени не находится во власти человека, где выполнение или невыполнение действия в одинаковой степени не подчиняется предпочтению его ума, распоряжающегося этим, там человек не свободен, хотя действие может быть произвольным. Так что идея свободы есть идея способности (power) в каком-нибудь действующем лице совершить какое-нибудь отдельное действие или воздержаться от него, согласно определению или мысли ума, благодаря чему одно действие предпочитают другому. А где ни одно из двух действий не находится во власти действующего лица, не может быть совершено им согласно его хотению, там это действующее лицо не свободно и подчинено необходимости. Так что не может быть свободы там, где нет мысли, нет хотения, нет воли; но мысль может быть, может быть воля, может быть хотение там, где нет свободы» (Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т. Т. 1.Кн. 2. М.: Мысль, 1985. С. 290).
Слайд 7

Свобода воли Метафизический принцип: Мир должен содержать в себе реально

Свобода воли

Метафизический принцип:
Мир должен содержать в себе реально доступные альтернативные возможности

для действий. Свобода воли есть, когда есть возможность поступить иначе. Агент X может поступить иначе, значит он обладает свободой воли.
Нормативный принцип:
Агент должен иметь реальную возможность альтернативных желаний как причин для действий. Агент X может поступить иначе, когда он этого хочет, а значит – он обладает свободой воли, когда может пожелать для себя иного.
Метафизический и нормативный принципы свободной воли на уровне агента описываются его физиологией и психологией.
Если физиология агента связана с его психологией, какие условия должны соблюдаться, чтобы мы могли считать агента свободным в своих действиях?
Способность к контролю (обеспечивает знание агентом своих собственных действий);
Способность реагировать на рациональные доводы (обеспечивает власть агента над своими собственными желаниями)
Слайд 8

▪ Моральная ответственность агента существует даже тогда, когда у него

▪ Моральная ответственность агента существует даже тогда, когда у него отсутствует

возможность поступить иначе.
▪ Агент не может действовать добровольно, если у него отсутствует контроль над действием.
▪ Регулирующий контроль (метафизический доступ к возможности альтернативных действий)
Направляющий контроль (разворачивание фактической последовательности практических размышлений агента).
▪ КД лишает агента регулирующего контроля , но оставляет место для направляющего, следовательно, агент обладает свободой воли в каузально детерминированном мире.
КД верен.
2. Свобода воли совместима с КД.
3. Люди обладают свободой воли.

Компатибилизм (Гарри Франкфурт, Дэниел Деннет, Джон Фишер)

Слайд 9

Либертарианство ● Моральная ответственность за совершенные агентом действия существует, поскольку

Либертарианство

● Моральная ответственность за совершенные агентом действия существует, поскольку агент несет

«изначальную ответственность» за свои свободные, не детерминированные прошлыми событиями поступки.
Роберт Кейн (р. 1938 г.) – американский философ.
Гарри Франкфурт → у нас есть воля, или желания первого порядка, которые мы желаем иметь и которым всем сердцем привержены;
Роберт Кейн → действовать по своей собственной свободной воле означает «действовать по воле, которая до определенной существенной степени является „свободно мною созданной“».
Инкомпатибилизм vs. Компатибилизм:
▪ условие изначальной ответственности (ИО) vs. «мог бы поступить иначе» или иметь альтернативные возможности (АВ);
▪ формирующие самость действия (ФСД);
▪ Каким образом действия или решения без достаточных причин и мотивов сами могут быть свободными и ответственными поступками?
Слайд 10

1. Важность представляют не любые действия, а действия, посредством которых

1. Важность представляют не любые действия, а действия, посредством которых мы

формируем из самих себя личность;
2. Эти действия выполняются в сложные моменты жизни;
3. Любой наш выбор потребует усилия воли;
4. Мыслить индетерминизм не как причину, а как препятствие;
5. Индетерминизм не устраняет ответственность.
▪ Возражения:
1. Отсутствие интроспективного или осознанного опыта совершения двух усилий и выполнения нескольких когнитивных задач;
2. Иррационально пытаться выполнить два несовместимых дела;
▪ Ослабленный контроль не влечет снижения ответственности;
▪ Отсутствие индетерминизма не дало бы нам свободы добровольно и рационально выбрать себе другую цель, поскольку не было бы конкурирующих оснований для этого;
▪ Возможность разнообразных регрессов;
Вывод: остаточная произвольность сохраняется во всех «формирующих самость» решениях; «формирующий самость» свободный выбор не может быть полностью объяснен совокупностью прошлого.
«Я выбираю этот путь. Его не делают необходимым мои прошлые мотивы, однако он совместим с моим прошлым и является одной из развилок, по которой может осмысленно пойти моя жизнь. Верен ли этот выбор, покажет лишь время. Тем временем я хочу так или иначе взять на себя ответственность» (Кейн Р. Поступать «по своей собственной свободной воле»: современные размышления о древней философской проблеме // Логос. 2016. Т.26. №5. С. 124.).
Слайд 11

Два типа либертарианских теорий: Агент-каузальные (свобода воли обеспечивается существованием агентов,

Два типа либертарианских теорий:
Агент-каузальные (свобода воли обеспечивается существованием агентов, которые в

силу своих свойств, – например, наличия сознания (как нефизический феномен) – обладают каузальной силой делать выбор для своих действий, не будучи детерминированы к нему) → агент влияет на мир;
Событийно-каузальные (исходят из того, что агент в процессе своей жизни сталкивается с необходимостью свободно выбирать между разными альтернативными действиями, каждое из которых не детерминировано прошлыми событиями в жизни агента. Такие свободные выборы формируют характер и поведенческие диспозиции агента, которые влияют (детерминируют) его будущие действия. Свобода воли имеет место в тех случаях, когда агент желает достичь двух и более несовместимых между собой целей. Мотивы в пользу каждой из целей достаточно сильны, чтобы возник внутренний конфликт. В человеке как бы образуются две воли, каждая направлена в сторону желаемой этой волей цели. Принимая такие трудные решения, человек формирует свой характер и поэтому может нести ответственность, в том числе за те действия, которые прямо проистекали из сформированного предыдущими решениями характера, но сами не предварялись выбором. КИ делает возможным существование агентов, наделенных свободой воли) → событие влияет на мир.
1. КД ложен.
2. Свобода воли несовместима с КД.
3. Свобода воли совместима с КИ.
4. Люди обладают свободой воли.
Слайд 12

Инкомпатибилизм (англ. Incompatibilism - несовместимый) – свобода воли несовместима с

Инкомпатибилизм (англ. Incompatibilism - несовместимый) – свобода воли несовместима с каузальным

детерминизмом (Питер ван Инваген, Сол Смилянски, Дерк Перебум)

▪ Агент всегда детерминирован в своих действиях причинами, которые находятся за пределами возможного контроля с его стороны.
▪ Компатибилизм ложен, потому что ни один агент не способен контролировать каузальные ряды событий, существующих до возникновения этого агента.
▪ Если физиология агента детерминирует его психологию, физические состояния мозга непосредственно определяют конкретные действия, совершаемые агентом.
▪ Физические состояния мозга агента детерминированы: 1) фактами, имевшими место до его появления, и 2) законами природы.
▪ Агент не имеет контроля над такими фактами, равно как над законами природы; следовательно, агент не имеет контроля над своими действиями (не может поступать иначе, чем он в действительности поступает).

Слайд 13

▪ Эмпирическим свидетельством этого может стать возможность предсказывать решение агента

▪ Эмпирическим свидетельством этого может стать возможность предсказывать решение агента действовать

так, а не иначе, прежде чем сам агент примет для себя такое решение (эксперименты Бенджамина Либета).
▪ Каузальный детерминизм делает невозможным существование агентов, наделенных свободой воли.
▪ Либертарианство ложно, потому что для агента невозможно контролировать случайные индетерминированные действия.
▪ Не существует никаких разумных условий, позволяющих агенту иметь контроль над тем, будет ли принято решение совершить то или иное действие.
▪ Каузальный индетерминизм также делает невозможным существование агентов, наделенных свободой воли.
1. КД верен.
2. Свобода воли несовместима с КД.
3. Свобода воли также несовместима с КИ.
4. Люди не обладают свободой воли.
Слайд 14

Литература Мишура А. Поле битвы: Свобода воли // Логос. 2016.

Литература
Мишура А. Поле битвы: Свобода воли // Логос. 2016. Т.26. №5.

С. 19-58.
2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т. Т. 1.Кн. 2. М.: Мысль, 1985.
3. Перебум Д. Оптимистичный скептицизм относительно свободы воли // Логос. 2016. Т.26. №5. С. 59-102.
4. Кейн Р. Поступать «по своей собственной свободной воле»: современные размышления о древней философской проблеме // Логос. 2016. Т.26. №5. С. 103-130.
http://www.logosjournal.ru/arch/89/logos-89.pdf
https://ru.coursera.org/lecture/osnovy-filosofii/6-2-1-klassiki-kompatibilizma-8eHj6
Имя файла: Битва-полей:-свобода-воли.-Моральная-ответственность-и-каузальный-детерминизм.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0