Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях презентация

Содержание

Слайд 2

Основные вопросы темы: Мифологическое сознание древнего человека Древнеиндийская философия: как

Основные вопросы темы:

Мифологическое сознание древнего человека
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий

мира
Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».
Слайд 3

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение. Мифология

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.

Мифология - это

исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни

идеи о происхождении мира и людей в древних мифах :

идея творения - мир создан существом-богом

идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

Слайд 4

Мифологические идеи Идея творения – мир создан существом – богом

Мифологические идеи

Идея творения – мир создан существом – богом

Слайд 5

Идея развития – мир создан из хаоса Мифологические идеи

Идея развития – мир создан из хаоса

Мифологические идеи

Слайд 6

Мифологическое сознание древнего человека О чем нам рассказывают мифы? «В

Мифологическое сознание древнего человека
О чем нам рассказывают мифы?
«В австралийском мифе журавль

Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху , когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился ыв яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, а другая золотой. Серебряная – это земля, золотая – небо»
Слайд 7

Мифология МИФ СКАЗКА Основная функция мифа — объяснительная. Миф воспринимается

Мифология

МИФ

СКАЗКА

Основная функция мифа — объяснительная.
Миф воспринимается и рассказчиком и слушателем как

реальность.

Основная функция сказки — развлекательная.
Сказка воспринимается и рассказчиком и слушателем как выдумка.

Слайд 8

Мифологическое сознание древнего человека Основные тематические циклы мифов: 1) космогонические

Мифологическое сознание древнего человека
Основные тематические циклы мифов:
1) космогонические мифы – мифы

о происхождении человека и человеческого общества;
2) мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении культурных благ;
3) эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен.
Слайд 9

1. Мифологическое сознание первого человека В первобытном и традиционных обществах

1. Мифологическое сознание первого человека

В первобытном и традиционных
обществах миф, повествующий
о

происхождении Вселенной и
человека,
о зарождении жизни и явлении
смерти, выполняет функции
религии, идеологии, философии,
истории, науки.

Мифология осваивает действительность в формах
образного повествования

Слайд 10

1. Мифологическое сознание первого человека Для мифологического сознания все, что

1. Мифологическое сознание первого человека

Для мифологического сознания все, что существует -

одушевлено.
Мифологическое пространство - это пространство души.

Мифологическое сознание - наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических
взглядов, разных видов искусства и философского осмысления.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют
собой единое и неразрывное целое. Миф совмещает в себе 2 аспекта:

диахронический
(рассказ о прошлом)

синхронический (объяснения
настоящего и будущего)

Слайд 11

2. Древнеиндийская философия Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов,

2. Древнеиндийская философия

Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных

формул

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Буклова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания

Слайд 12

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира «Гимн о сотворении

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

«Гимн о сотворении мира»
«Нечто одно»
«дыхание»
Вселенная
Жертвоприношение

(космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ
Слайд 13

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира МИР I место

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

МИР
I место – мир богов

– «пространство, где процветает райская жизнь»
II ступень – мир людей, подчиняется строгой комической иерархии (касты):
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
Кшатрии – воины и правители
Вайшьи – класс земледельцев и скотоводов
Шудры – слуги
III ступень – мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов
Слайд 14

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Первым источником

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Первым источником религиозно-философской мудрости

в Древней
Индии стала так называемая ведическая литература

Ве́ды (санскр. वेद,—
«знание», «учение») —
сборник самых древних
священных писаний
индуизма на санскрите

Мир видится как извечное
противостояние Космоса и Хаоса,
боги часто выступают олицетворением
природных сил

Упаниша́ды (санскр. उपनिषद्)  - древнеиндийские трактаты
религиозно-философского характера

Реинкарнация (переселение душ) впервые упоминается в Ведах,
обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в
Упанишадах

Слайд 15

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира В индуизме

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

В индуизме душа, называемая

атманом, 
- бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти.

«Как человек, снимая
старые одежды,
надевает новые, так
и душа входит
в новые
материальные тела,
оставляя старые
и бесполезные»

Идея перевоплощения
души любого
живого существа —
людей, животных и
растений - тесно связана
с понятием кармы

Слайд 16

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Карма (буквально:

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Карма (буквально: «действие») является

совокупностью действий
индивидуума, выступающая причиной его следующего воплощения

Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой,
называется сансарой

Душа находится в постоянном цикле рождения и смерти

Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова
и снова ради удовлетворения своих материальных желаний,
которое возможно только через посредство материального тела

После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в
ограниченных и мимолётных наслаждениях, и начинает поиск высших
форм наслаждения которые возможно достичь только с помощью
духовного опыта

Слайд 17

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира После продолжительной

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

После продолжительной духовной практики

(садханы) индивидуум
в конце концов осознаёт свою вечную духовную природу  - то есть,
осознаёт тот факт, что его истинным «Я» является вечная душа, а
не бренное материальное тело

Когда все материальные желания прекращаются, душа более
не рождается и освобождается из круговорота сансары

Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что
индивидуум достиг мокши, или спасения

В индуизме одним способом для достижения мокши является
йога - совокупность различных духовных, психических и
физических практик

Слайд 18

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Буддизм -

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Буддизм - религиозно-философское учение
о

духовном пробуждении, возникшее около
VI века до н.э. в южной Азии. Основателем
учения считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни

После нескольких лет наблюдения за
своим сознанием Будда Шакьямуни
пришёл к выводу, что причиной
страдания людей являются их
собственные действия и желания

Прекратить страдания, достичь
нирваны, можно практикой
самоограничения и медитацией

Будда (563 - 483 до н.э.)

Слайд 19

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Нирва́на (санскр.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Нирва́на (санскр. निर्वाण«угасание,
прекращение»)

- свобода от желаний,
страданий и привязанностей (отсутствие
их влияния на события жизни)

Четыре
благородные
истины
буддизма

Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть - удел всех
существ.
2. Желания и привязанности есть причина страданий и
неудовлетворённости жизнью.
3. Избежать страданий можно путем достижения нирваны.
4. Достичь состояния нирваны можно Благородным Восьмеричным
Путём.

Слайд 20

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Благородный Восьмеричный

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Благородный Восьмеричный Путь

1. Правильное

понимание
2. Правильное намерение
3. Правильная речь
4. Правильные действия
5. Правильные средства к существованию
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление
человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем
ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний

Слайд 21

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Даоси́зм -

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Даоси́зм - учение о

«дао» или «пути вещей», китайское
традиционное учение, включающее элементы религии и философии

Лао-цзы

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец)
древнекитайский философ VI-V веков до н.э.,
один из основателей учения даосизма, автор
трактата «Дао Дэ Цзин»

Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао - своего рода закон бытия, космоса,
универсальное единство мира.
Дао всегда и господствует везде и во всем,
безгранично.
Дао никто не создал, но всё происходит от
него, чтобы затем, совершив кругооборот,
снова в него вернуться.

Слайд 22

Древнекитайская философия Человек объединяет: Темное и светлое Мужское и женское Пассивное и активное

Древнекитайская философия

Человек объединяет:
Темное и светлое
Мужское и женское
Пассивное и активное

Слайд 23

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Нравственный идеал

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Нравственный идеал даосизма 
- это

отшельник, который с
помощью религиозной
медитации, дыхательных и
гимнастических упражнений
добивается высокого духовного
состояния, позволяющего ему
преодолеть все страсти и
желания, погрузиться
в общение с божественным Дао

Даосизм учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами
завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации,
погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться
в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания

Слайд 24

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Конфуцианство -

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Конфуцианство - китайское этико-политическое

учение,
приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.)

Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа,
человеколюбия и правил ритуала

Управлять государством призваны
благородные мужи во главе с государем
(Императором) - «сыном Неба»

Благородный муж - это образец
нравственного совершенства, человек,
который всем своим поведением утверждает
нормы морали

Слайд 25

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Главная задача

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Главная задача благородных мужей

- воспитать в
себе и распространить повсеместно человеколюбие

попечение родителей о детях

сыновнюю почтительность
к старшим в семье

справедливые отношения между теми, кто не связан
родственными узами

Перенесённые в сферу политики,
эти принципы должны были
послужить фундаментом всей
системы управления

Воспитание подданных –
важнейшее государственное
дело, и осуществлять его
надо силой личного примера

«Управлять — значит поступать правильно»

Слайд 26

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» В свою

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

В свою очередь, народ

обязан проявлять сыновнюю
почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться

Конфуций был решительным
противником управления
на основе законов

Он осуждал правителей, делавших
ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за
сохранение традиционных
религиозно-моральных
методов воздействия

«Если руководить народом
посредством законов и
поддерживать порядок
при помощи наказаний,
народ будет стремиться
уклоняться [от наказаний] и
не будет испытывать
стыда»

«Если же руководить народом
посредством добродетели и
поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится»

Имя файла: Человек-и-общество-в-ранних-мифах-и-первых-философских-учениях.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0