Черты русского антропологизма. Понятие аскезы. (Лекция 17) презентация

Содержание

Слайд 2

Общие черты русского антропологизма.
Понятие аскезы.
Личность как центральная проблема русской философской антропологии.
Идея активности личности.
Идея

универсальности личности Вл. Соловьева и Ф.Достоевского.
Антропологическое мышление Льва Толстого.
Спектр антропологических воззрений конца XIX века
Русская экзистенциальная философия начала ХХ века.

Вопросы

Слайд 3

Специфика русской философии

Цель - указать человеку пути его собственного жизнеустроения.
Эволюция антропологической мысли: нравственно

обостренное отношением русского человека к жизни, стремление к духовному самоусовершенствованию, к социальному протесту против сложившегося общественного порядка, к нигилизму, бунту и революционным манифестам.
Отличие русской философии проявлялось также в ее религиозной и этической окрашенности.

Слайд 4

Русский аскетизм

Конечная цель христианской аскезы - святость, Это путь бесконечного совершенствования.
Монашество - путь

пресуществления собственной природы, было «наукой из наук» о борьбе со страстями, о смирении, терпении, сосредоточении, самоотвержении. Такова одна из уникальных версий антропологического мышления.
Даже наиболее ортодоксальные православные мыслители шли к христианскому пониманию жизни через опыт западноевропейского образования.

Слайд 5

Философия позитивизма (А.Герцен Н.Чернышевский)

Чернышевский Н.

Позитивисты рассматривали человека как природное существо. Различие между животным и

человеком сводится к чисто количественному различию степени развитости тех или иных качеств и способностей.
Задачи человека в – укрепить себя в борьбе с социальным абсурдом (смертью).

Слайд 6

Идея личности в русской религиозной философии

С.Франк, С.Карсавин, И.Ильин и др. считали, что сущность

человеческого бытия нельзя выразить отвлеченными понятиями.
Понять человека, можно не наукой, а сердцем, которое соединяет Бога с каждым человеком.
Зло - только в человеке. Поэтому надо найти возможности для человека достичь высшего совершенства, исключающего зло и страдания.
Создание новой личности, обладающей цельностью духа, т.е. сочетала бы разум и духовную веру. Один из способов ее создания – соборность, т.е. познание общечеловеческого опыта.

Слайд 7

Философия общего дела

Основное зло для человека - в смерти, порабощенности его слепой силой

природы. Федоров выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции - преодоление смерти, воскрешение умерших поколений.
Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие есть «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству.
Христианскую идею личного бессмертия он считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.

Слайд 8

Идея универсальной личности Достоевского и Соловьева

В основе их учения лежит стремление к универсальному

всеединству человечества.
Их учение двойственно: с одной стороны, их интересуют составляющие личностного бытия, с другой - страшные глубины человеческого бытия только доказывают, какой внутренне противоречивый характер носит свобода и творческая энергия личности.
В своей философии они стремятся к созданию всеединого человечества, приобщенного к божественной Софии (мудрости).

Слайд 9

Антропология Льва Толстого

В основе учения писателя понятие веры в Бога придающей смысл человеческой

жизни.
Личное бытие - призрачное бытие, искажающее божественное предназначение человека своим своеволием. Истинное бытие - безличное бытие. Подлинно только родовое бытие.
Смысл жизни для каждого связан с раскрытием в себе второго, коллективного измерения.

Слайд 10

Персонализм русской философии конца XIX века

Значимость идей личного бытия человека внутри общества (Чичерин).


Индивид находится вне божественной жизни и свободен принять или отвергнуть идеальную цель, поставленную перед ним. Христианство – это единственная религия, в которой человеческий элемент не поглощается божественным, а божественный – человеческим (П.Трубецкой).
Святость как совпадение мысли и действия, воплощение нравственного идеала в жизнь.

Слайд 11

РУССКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Русские экзистенциалисты заявляют о мистичности, иррациональности бытия человека. Осмыслить человека можно только

через художественные образы искусства и «бессистемную» философию. Необходимо живое, трепетное понимание жизни, выявляемое через поток сознания человека, его переживания.

Слайд 12

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ В. РОЗАНОВА

Розанов считал, что смерть есть переход от существования в

одном мире к существованию в другом. Рождение и смерть это связь человеческой личности с бесконечным бытием и бесконечностью жизнью.
Превосходство посмертного в христианстве радикально искажает наше отношение к жизни. Розанов считает самым главным земную, неповторимую жизнь. Человек реализует себя только в своей жизни.

Слайд 13

АБСУРД И ЖИЗНЬ

Небытие или «царство Абсурда» человек открывает в своем экзистенциальном опыте. В

нем он находит основу для веры в свою способность через творчество преобразить себя самого и свой мир.
В этом же опыте он обнаруживает отчаяние и ужас – Абсурдность бытия. Человеку не остается ничего иного, как уповать на Бога, на его способность выбрать ту модель жизни, о которой мечтает человек. Именно Бог выступает все-таки хозяином Абсурда и, значит, всевластным распорядителем человека.
Имя файла: Черты-русского-антропологизма.-Понятие-аскезы.-(Лекция-17).pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0