Сократ: изобретение майевтики. Платон: новый познавательный алгоритм презентация

Содержание

Слайд 2

Сократ и софисты

Сократ (ок. 469 г. до н. э.
- 399 до н. э)

Сократ

отличается от софистов тем, что признавал существование объективной истины.

Сократ похож на софистов методологически, так как тоже активно использовал в дискуссии софистические приемы.

Слайд 3

Особенности философского метода Сократа

РЕЗЮМЕ: Сократ подобно софистам критиковал расхожие принятые мнения, но верил

в существование объективной истины и искал ее в осмыслении собственной внутренней интуиции, результат которой подтверждался в диалоге, когда его собеседники приходили к аналогичным выводам.

Слайд 4

Образ Сократа активно эксплуатируется в современной культуре

Слайд 5

Теория идей Платона

Вещи являются несовершенными копиями идей (в отличии от элеатов Платон признает

их существование), поэтому чувственное познание не может дать нам истину.

Идеи составляют иерархию во главе с высшей идеей – идеей блага.

Платон
(427 (428) г. до н. э. -347 (348) г. до н. э)

Слайд 6

Теория метемпсихоза у Платона

Мир вещей

Мир идей

«Круговорот душ в природе»

Слайд 7

Теория анамнезиса (припоминания) у Платона

В мире идей

В мире вещей

Майевтика выступает здесь инструментом припоминания

(педагогическим методом).

Слайд 8

Платоновский философский метод

Теории метемпсихоза и анамнезиса позволяют объяснить, почему получаемое посредством осмысленной индивидуальной

знание является объективным и находит подтверждение у других людей. Причина в объективном существовании идей, и объективном же созерцании их человеком за гранью его земной жизни.

Важный практический вывод: все существующее имеет свою идею, и чем сильнее оно соответствует этой идее, тем оно объективно лучше. А это значит, что в рамках человеческой деятельности необходимо ориентироваться на идею того, что собираешься создать.

Примером реализации подобной логики на практике является теория идеального государства Платона, в рамках которой вся государственная жизнь строится таким образом, чтобы наиболее полно отражать саму идею государства как такового.

Слайд 9

Идеальное государство по Платону

Государство Платона предельно функционально, его составляют три основные группы людей,

жестко разделенных по своим функциям. И это функциональное деление аналогично соответствующему функциональному делению на части человеческой души.

Слайд 10

Образ Платона также активно эксплуатируется в современной культуре

Слайд 11

Критика платоновской теории идей Аристотелем

Аристотель
(384 г. до н. э. - 322 г. до

н. э.)

С точки зрения Аристотеля мира идей не существует, а идеи содержаться в самих вещах, отражая их существенные свойства

Поэтому теория познания у Аристотеля обращается за истиной к реальному предметному миру и должна давать другой ответ на софистический вызов, нежели это сделал Платон.

Аристотель сосредотачивается поэтому не на источнике истины, а на методе его получения. Таким методом у него выступает логика.

Слайд 12

Логика Аристотеля

Основные законы аристотелевской логики:
закон тождества — понятие должно употребляться в одном и

том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — мысль и ее отрицание не могут быть одновременно истинными;
закон исключённого третьего — мысль и ее отрицание не могут быть одновременно ложными.

Аристотелем была разработана теория силлогизма, ставшая основанием классической формальной логики.

Слайд 13

Учение о причинах Аристотеля

У всего на свете есть четыре причины

действующая

целевая

материальная

формальная

Вещи связаны причинно-следственными связями.

Слайд 14

Учение о государстве по Аристотелю

Метод Аристотеля подразумевает тотальную систематизацию и классификацию всех объектов

реальности на основании их существенных свойств и установление между ними связей.

Наглядным примером аристотелевского метода является его классификация видов государства.

Имя файла: Сократ:-изобретение-майевтики.-Платон:-новый-познавательный-алгоритм.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0