Слайд 2
Философия Древнего мира
План
Философские системы Древней Индии и Древнего Китая.
Философия Древней Греции:
натурфилософия(VI –
IV вв. до н.э.);
классическая(V – IV вв. до н.э.);
эллинистическая(III в. до н.э. – VI в. н.э.).
Слайд 3
Древнеиндийская философия
Источник – Веды и Упанишады
Все подчинено закону круговращения Вселенной
Брахман – макрокосм,
абсолютная первооснова всего существующего, начало и конец всех вещей
Атман – микрокосм, жизненный дух, субъективное психическое начало, абсолютная душа
Слайд 4
Жизнь – колесо сансары – перерождения души в новом образе.
Карма - общая сумма
совершенных всяким живым существом поступков и их последствий.
Дхарма – (от санскр. «закон», «порядок», «долг», «справедливость»), некий образец, которому надлежит следовать как норме.
Мокша - состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями.
Нирвана – (от санскр. «угасание») психологическое состояние полноты внутреннего бытия, полного покоя, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности.
Слайд 5
Буддизм
(учение Сиддхартхи Гаутамы)
«Четыре Благородные Истины»:
Жизнь есть страдание.
Причина всех страданий – желание.
Страдания можно прекратить
путем избавления от желаний, а для этого необходимо:
Вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения, самоуглубления и внутреннего самосозерцания.
Слайд 6
Философия Древнего Китая
Даосизм
Основатель - Лао-цзы
Дао (Путь) – единое первоначало всего сущего и
одновременно Закон изменения вещей
весь мир есть развертывание Дао
главная цель мудрого человека - чувствовать Дао и подчиняться ему, следовать естественности своего бытия и бытия Вселенной
принцип «недеяния» - отказа от нарушения собственной природы и природы сущего, отказ от субъективной целеполагающей деятельности.
Слайд 7
Конфуцианство
(Кунфу-Цзы)
Гармония принципов личного нравственного самосовершенствования и идеального общества.
государство - большая патриархальная семья,
в которой монарх должен занимать место полновластного главы рода
учение о «благородном муже»
форма проявления гуманности - сыновняя почтительность (сяо), лежащую в основе семейных, а значит, и государственных отношений
Слайд 8
Характерные черты индийской философии: иррациональность и асоциальность мировоззрения.
Характерные черты китайской философии: рационализм, сосредоточенность
на земных делах, жизненных проблемах, управлении обществом и государством.
Общее: обусловленность жизни человека внешней необходимостью, направленность на изменение не внешнего мира, а внутреннего состояния человека, пассивность по отношению к переустройству окружающего мира, консерватизм.
Слайд 9
Натурфилософия
«Из чего все?»
Милетская школа
Фалес:«все из воды»
Анаксимандр: апейрон - первооснова всего сущего
Анаксимен: началом
всего является воздух
Значение: поворот человеческого мышления от мифологических воззрений к полаганию объективного единства мира, доступного теоретическому осмыслению.
Слайд 10
Пифагор и пифагорейцы
«Все есть число»
все явления Космоса пронизаны удивительной количественной согласованностью
гармония Вселенной
обусловлена математической пропорциональностью, мерой и числом.
душа тоже является числом
Значение: математические формулы можно использовать для объяснения физического мира
Слайд 11
Эфесская школа (Гераклит)
основная субстанция - огонь
относительность мироздания
текучесть и неповторяемость всех вещей и
явлений
борьба и единство противоположностей
Значение: вывел философию на новый уровень, положил начало философии процесса
Слайд 12
Элейская школа
Парменид: ничего не изменяется
Зенон Элейский: утверждение противоречивости всего сущего
(продемонстрировал в знаменитых
апориях -
«логических затруднениях»)
Значение: невозможность истинного познания чувственного мира и неизбежность появления противоречий в познавательном процессе.
Слайд 13
Атомизм (Демокрит)
реальный мир - это бесконечное множество различных атомов, движущихся в пустоте
от вещей,
слагающихся из атомов, истекают своего рода флюиды, которые воздействуют на душу через органы чувств
Значение: представление о реальности пустоты и о бытии небытия
Слайд 14
Социальная философия и этика
Софисты (Протагор)
предметом осмысления стал не сам по себе мир, а
отношение человека к этому миру
«человек есть мера всех вещей»
разработали особые принципы рассуждений и приемов спора, основанные на скрытых логических ошибках, благодаря чему можно было доказать практически что угодно
отрицали саму возможность существования объективных и истинных общественных нормативов.
Слайд 15
Сократ
разработал диалектика как учение о нахождении истины посредством спора
утверждение антропоцентризма и самопознания как
философских принципов («Познай самого себя»):
добродетели человека можно научить, зло происходит от незнания добра
назначение учителя-помощь ученику в самопознании собственной души, в которой он и должен отыскать высшие истины.
Значение: начало моральной философии и морального
сознания, развитие духа свободы и критицизма, автономность и свобода выбора общественного поведения.
Слайд 16
Платон
Идеи суть общие родовые понятия.
Идеи суть первообразы предметов, они вечны и неизменны.
Идеи суть
умопостигаемые нормы и первоначала достойного существования.
Слайд 17
Платон
мир идей первичен по отношению к миру вещей
идеи существуют независимо от вещей
главная идея – добро, отождествляемая с Божеством (Демиургом)
Значение: признание существовании идей, независимых от человеческой воли и произвола, начало объективного идеализма
Слайд 18
Аристотель
материя объективна, она несотворима и неуничтожима
взаимосвязь материи и формы: нет материи без формы,
а формы - без материи
разработка формальной логики
типологизация государств, в зависимости от количества правящих на правильные формы правления и неправильные
Значение: вершина древнегреческой философии
Слайд 19
Эллинистическая философия.
Киники (Диоген)
Пренебрежение ко всяким социальным институтам, благам, обычаям и установлениям
культуры («без общины, без дома, без отечества») и стремление к добродетели.
Слайд 20
Стоицизм (Зенон из Китиона):
Все события предопределены роком, фатумом, судьбой.
Условие достижения полной
и истинной свободы - это добровольное следование законам неумолимого рока.
Идеал поведения мудреца-сохранение им состояния спокойствия, душевной безмятежности («атараксии») в любых жизненных ситуациях.