Слайд 2
![Ф. Бэкон (1561-1626) Главная идея учения – необходимость познания природы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-1.jpg)
Ф. Бэкон (1561-1626)
Главная идея учения – необходимость познания природы и подчинения
ее власти человека.
«Знание – сила».
Сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей.
Слайд 3
![Истина религиозная и научная. Основной труд – «Великое восстановление наук»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-2.jpg)
Истина религиозная и научная.
Основной труд – «Великое восстановление наук» («Новый Органон»)
Для
возрождения и развития науки следует очистить разум от заблуждений
Заблуждения – это идолы или призраки человеческого разума
Слайд 4
![4 вида идолов разума: 1) Идолы рода – находят основание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-3.jpg)
4 вида идолов разума:
1) Идолы рода – находят основание в самой
природе человека;
2) Идолы пещеры – происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, из воспитания, привычек, случайностей;
3) идолы площади – возникают вместе со словами и именами;
4) идолы театра – из догматов философии и неправильных научных теорий.
Слайд 5
![3 пути познания: «путь паука» - чистый рационализм «путь муравья»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-4.jpg)
3 пути познания:
«путь паука» - чистый рационализм
«путь муравья» -
накопление эмпирических данных без их осмысления;
«путь пчелы» - сочетает достоинства первых двух путей и исключает их недостатки
Слайд 6
![Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-5.jpg)
Эмпиризм -
направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником
истинного знания.
Слайд 7
![Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-6.jpg)
Рационализм -
направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее
достоверного познание с помощью разума.
Слайд 8
![Р. Декарт (1596-1650) «Рассуждения о методе», «Начала философии». Сотворенный мир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-7.jpg)
Р. Декарт (1596-1650)
«Рассуждения о методе», «Начала философии».
Сотворенный мир состоит из двух
субстанций: духовной и материальной.
Главный атрибут духовной субстанции – мышление.
Главный атрибут материальной субстанции – протяженность.
Слайд 9
![В человеке соединяются две субстанции 1) В поисках истины нужно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-8.jpg)
В человеке соединяются две субстанции
1) В поисках истины нужно руководствоваться
только разумом, чувствам доверять нельзя
2) Надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить новые идеи, проверенные разумом.
3) Отыскать истину можно, только правильно применяя разум.
Слайд 10
![Главенствующая роль в познании отведена дедукции – движению от общего к частному.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-9.jpg)
Главенствующая роль в познании отведена дедукции – движению от общего к
частному.
Слайд 11
![Д. Локк (1632- 1704) Опыт внешний и внутренний. Источник внешнего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-10.jpg)
Д. Локк (1632- 1704)
Опыт внешний и внутренний.
Источник внешнего опыта – объективный
материальный мир.
Самый достоверный род познания – интуиция.
С помощью интуиции познаем бытие.
Теория абстрагирования.
Слайд 12
![Д. Беркли (1685- 1753) Нет абстрактных общих идей Бывают частные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-11.jpg)
Д. Беркли (1685- 1753)
Нет абстрактных общих идей
Бывают частные идеи.
Существование вторичных и
первичных качеств предметов обусловлено нашим восприятием.
«Быть – значит быть воспринимаемым»
Вещи продолжают существовать в силу того, что их может воспринимать другой человек.
Слайд 13
![Д. Юм (1711- 1776) Основа процесса познания – опыт. Человеческому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-12.jpg)
Д. Юм (1711- 1776)
Основа процесса познания – опыт.
Человеческому уму недоступно ничего,
кроме образов и восприятий.
Основные элементы опыта: восприятие (перцепции)- впечатлений и идей.
«впечатления ощущения» и «впечатления рефлексии»
Слайд 14
![Пантеизм - философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-13.jpg)
Пантеизм -
философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при
этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.
Слайд 15
![Б. Спиноза (1632- 1677) Мир – единая субстанция. «Богословский политический](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-14.jpg)
Б. Спиноза (1632- 1677)
Мир – единая субстанция.
«Богословский политический трактат», «Этика».
Центральная идея
– пантеизм.
Отличал мир отдельных конечных вещей – модусов.
Модусов бесчисленное множество.
Слайд 16
![= Человек – существо, в котором модусу протяженности соответствует модус](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-15.jpg)
= Человек – существо, в котором модусу протяженности соответствует модус мышления
– душа.
= Телесное и идуховное не зависят друг от друга.
= Человеческая воля не в состоянии что-то изменить.
Слайд 17
![Г. Лейбниц (1646- 1716) «Монадология» Субстанция делится на бесконечное множество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-16.jpg)
Г. Лейбниц (1646- 1716)
«Монадология»
Субстанция делится на бесконечное множество – монады.
Монады вечны
и неуничтожимы.
Свойства монад: деятельность, движение и стремление к восприятию.
Неделимые монады – сущность всей вселенной.
Слайд 18
![Монады по уровню сознательности: Монады «нижней ступени» Монады «средней ступени»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-17.jpg)
Монады по уровню сознательности:
Монады «нижней ступени»
Монады «средней ступени»
Высшие монады (монады-духи)
Монады –
микрокосм, бесконечно малый мир.
Слайд 19
![Г. Гроций (1583- 1645) Возникновение общества объяснил природой человека. Родоначальник](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-18.jpg)
Г. Гроций (1583- 1645)
Возникновение общества объяснил природой человека.
Родоначальник концепции естественного права
и общественного договора.
Чтобы гарантировать естественные права учреждают государство.
Слайд 20
![Т. Гоббс (1588- 1679) «Левиафан» По природе человек - существо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-19.jpg)
Т. Гоббс (1588- 1679)
«Левиафан»
По природе человек - существо разумное.
«война всех против
всех»
«естественное право на все»
Слайд 21
![Ж.-Ж. Руссо (1712- 1778) Против религии так таковой. Предлагал создать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-20.jpg)
Ж.-Ж. Руссо (1712- 1778)
Против религии так таковой.
Предлагал создать «гражданскую религию»
Главная причина
противоречий – частная собственность.
В идеальном обществе все должны обладать равными правами.
Слайд 22
![Сенсуализм - Направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/98654/slide-21.jpg)
Сенсуализм -
Направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного
познания являются ощущения.