Содержание
- 2. Предмет и структура философского знания Основные вопросы 1. Определения философии, ее предмет. 2. Происхождение философии. 3.
- 3. 1. Определения философии, ее предмет . Мы должны ответить на вопросы: что такое философия? каков круг
- 4. Останавливаясь на первом значении, дадим следующее определение: философия – наука о наиболее общих вопросах природного, человеческого
- 5. Логика первой позиции: философия – наука, поскольку представляет собой систему обоснованных знаний, состоящую из понятий, категорий
- 6. Логика второй позиции: философия представляет собой искусство мысли и в этом значении сродни любому другому искусству.
- 7. Во втором значении философия – форма духовной культуры. Под духовной культурой понимают духовные ценности, создаваемые человечеством
- 8. В третьем значении философия – особое мировоззрение. Мировоззрением называют систему взглядов на мир, отношение человека к
- 9. Художественное мировоззрение представляет собой восприятие и оценку мира с точки зрения красоты. В отличие от него,
- 10. В отличие от обыденного мировоззрения, философское является более глубоким. Философ никогда не удовлетворяется общепринятым мнением, поскольку
- 11. 1. Предмет философии Рассмотрим круг философских проблем и выясним, т.о., предмет философии. По мнению английского философа
- 12. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или же все образы жизни являются только
- 13. Предмет философии представлен следующими философскими вопросами. - Что есть сущее, какова его структура? - Какое место
- 14. 2. Происхождение философии Одним из источников философии является житейская мудрость. Мудрость – некое знание, опыт, позволяющий
- 15. ПЛАТОН Начало философии – не что иное как удивление, утверждал Платон. Философ – человек, способный видеть
- 16. Философия преодолевает житейскую мудрость, но не отгораживается от людей, стоящих на перепутье своей жизни и нуждающихся
- 17. 3. Функции философии Рассмотрим наиболее важные функции философии. Мировоззренческая функция. Можно добавить, что, наряду с особым
- 18. 2.Методологическая функция Поскольку философия является метанаукой, она вправе разрабатывать методы познания для частных наук, т.е. быть
- 19. 3. Гуманистическая функция философии роднит ее с искусством. Интерес к человеку, человеческим проблемам, осмысление места человека
- 20. 4. Моральная функция следует из гуманистической. Философия учит глубже разбираться в вопросах поведения в обществе, т.е.
- 21. 4. Структура философского знания Философия плюралистична и по своей сути, и по структуре. Она не представляет
- 22. 4. Структура философского знания Аксиология – учение о ценностях - о том, что наиболее важно для
- 23. 4. Структура философского знания Процесс предметной детализации философского знания происходит постоянно. Сегодня, например, можно выделить такие
- 24. Рекомендуемая литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2021. Гуревич П.С. Философия. М., 2015. Канке В.А.
- 25. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! .
- 26. Основные этапы и направления исторического развития философии 19 .01. 2022 Основные вопросы 1. Философия Древнего Востока.
- 27. 3. Средневековая философия. Отличительные особенности средневековой философии. Периодизация и проблематика средневековой философии. 4. Философия эпохи Возрождения.
- 28. 1. Философия Древнего Востока. Философия Древней Индии Происхождение древнеиндийской философии тесно связано с ведической религией. Священные
- 29. Философия Древней Индии Брахманами назывались и жрецы, и особые тексты, составленные жрецами, - комментарии к Ведам.
- 30. Философия Древней Индии В ранних Упанишадах излагается учение о четырех стадиях жизни человека: 1) изучение Вед
- 31. Тот – невыразимое высшее блаженство: и Брахман, и Атман, и Пуруша Мир двойствен: он разделяется на
- 32. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Древнейшая из всех философских школ Древней Индии – санкхья (7 в. до н.э.) –
- 33. Джайнизм (6 – 5 вв. до н.э.) Согласно учению джайнизма, мир представляет собой протяженную субстанцию, состоящую
- 34. Чарвака (около 5 в. до н.э.) – материалистическая школа. Согласно этому учению, все сущее состоит из
- 35. Йога (2 в. до н.э.). 1) пятеричное самообуздание – ненасилие, правдивость, неворовство, половое воздержание, неприятие даров;
- 36. Вайшешика (1 в. н.э.) - особенное . Последователи этой школы считали, что мироздание образуется из различных
- 37. Ньяя (1 в. н.э.) – метод, правило В этой философии речь идет о правилах рассуждений. Назначение
- 38. Веданта (5 в. до н.э.) – конец Вед. Миманса (2 в. до н.э.) – размышление. Веданта
- 39. Философия Древнего Китая Возникновение древнекитайской философии относят к середине 1-го тысячелетия до н.э. В VI –
- 40. Конфуцианство История этого направления насчитывает более 2 тысяч лет. Основоположником его является Кун Фу-цзы (551 –
- 41. Даосизм Основателем этого направления считают Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.), автора трактата «Канон дао
- 42. Античная философия . Отличительные особенности античной философии Античная философия включает в себя философское наследие Древней Греции
- 43. Отличительные особенности античной философии Понимание действительности в античную эпоху характеризуется представлением о космической упорядоченности. Весь мир
- 44. КОСМОЦЕНТРИЗМ Понимание действительности определило и способ философствования. Главным философским принципом античной философии является принцип космоцентризма. Говоря
- 45. Периодизация античной философии 1) Досократики – VI – V вв. до н.э. К ним относят ионийскую
- 46. Периодизация античной философии 3) Период зрелой классики – V - IV вв. до н.э. К нему
- 47. Философия досократиков: ионийская школа Главная философская проблема ионийской школы – поиски первоначал сущего. Название школы произошло
- 48. Фалес — первый античный философ Его учение восстановлено по свидетельствам древних авторов. Согласно Фалесу, все образуется
- 49. Мировоззрение Фалеса мифологично, но все-таки мы рассматриваем его учение как философское, поскольку поиск первоначала сущего –
- 50. АФОРИЗМЫ «Природа любит скрываться». Скрываться – вести свою собственную жизнь, иметь убежище, куда можно уйти от
- 51. АФОРИЗМЫ «Наш космос не создал никто из людей и богов, но он всегда будет: живой огонь,
- 52. Анаксимандр - первоосновой сущего считал апейрон – беспредельное начало. Чтобы понять мысль Анаксимандра, выделим и поясним
- 53. ПИФАГОР По философской проблематике к ионийцам примыкает Пифагор из Самоса (остров в Эгейском море). Пифагор и
- 54. Философия досократиков: элейская школа Представители элейской школы философии досократиков – Парменид и его ученик Зенон из
- 55. Гуманистический период: софисты и Сократ Софисты – странствующие философы, обучавшие философской мудрости за деньги. По сути
- 56. СОФИСТЫ Протагор утверждал, что человек – мера всех вещей, а истины относительны. Горгий также проповедовал относительность
- 57. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) - выдающийся философ античности, учитель Платона - основатель традиции
- 58. СОКРАТ В отличие от натурфилософов, Сократ сосредоточился на проблематике человека, поскольку поиски первоначал сущего представлялись ему
- 59. «Сократовский интеллектуализм» Добродетель есть знание, порок – всегда невежество. Никто не грешит сознательно; тот, кто совершает
- 60. УЧЕНИКИ СОКРАТА Сократ имел учеников и последователей, которые продолжили его дело после его казни. Среди наиболее
- 61. Зрелая классика: Платон и Аристотель Платон (Аристокл) (427 – 347 гг. до н.э.). А. Теория идей
- 62. Что такое идея у Платона? Идея – это не мысль, а то, по поводу чего мысль
- 63. В. Космология Платона. Каким образом возник космос и все вещи в нем? Космология Платона, т.е. учение
- 64. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). А. Теория форм Аристотеля против теории идей Платона. Он
- 65. Аристотель критикует теорию идей Платона по нескольким пунктам Платоновские идеи - это двойники чувственных вещей, не
- 66. Философия Аристотеля начинается с признания объективного существования мира материальных вещей. Каждая конкретная чувственная вещь представляет собой
- 67. Аристотель вводит две философские категории: возможность и действительность Это позволяет ему рассматривать движение вещей как взаимопереход
- 68. Аристотель различает четыре виды причин всякая вещь имеет материальную причину - материю; формальную причину - форму;
- 69. Определение метафизики Науку, изучающую первоначала бытия, Аристотель называл «первой философией» в отличие от второй философии, физики.
- 70. Философия эллинистической эпохи Эллинистическая эпоха – эпоха заката греческого полиса и упадка могущества Эллады. В 147
- 71. Эллинистическая философия представлена следующими школами: кинизм; стоицизм; эпикуреизм; скептицизм.
- 72. Кинизм (IV – III вв. до н.э.) Этот термин можно перевести как «собачья философия» (от греческого
- 73. Эпикуреизм (IV – III вв. до н.э.) Основатель школы – Эпикур, который выбрал для своих занятий
- 74. Эпикур предлагает классификацию удовольствий: естественные и необходимые – те, что непосредственно связаны с сохранением жизни индивида,
- 75. Физика Эпикура Можно выделить следующие основания физики Эпикура. Ничто не рождается из небытия. Вся реальность образована
- 76. Стоицизм (конец IV в. до н.э. – II в. н.э.) Основателем школы был Зенон Китийский. Не
- 77. Скептицизм (IV – III вв. до н.э.). Представители этой школы – Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик Главный
- 78. Скептицизм (IV – III вв. до н.э.). Представители этой школы – Пиррон, Карнеад, Секст Эмпирик Главный
- 79. Контрольные вопросы 1. Каким образом античный полис способствовал формированию и развитию философии? 2. Назовите характерные особенности
- 80. ЛИТЕРАТУРА Антология мировой философии. Античность. - М., Мн., 2001. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т.
- 81. Средневековая философия Отличительные особенности средневековой философии Возникновение средневековой философии тесно связано с распространением христианства. Укреплению христианства
- 82. Важнейшие идеи средневековой философии, которые явились философской интерпретацией теологических догм: Креационизм Иерархичность бытия Провиденциализм Откровение и
- 83. Иерархичность бытия – идея многоступенчатости мира, в котором каждое творение Бога занимает определенную ступень. Из представления
- 84. Провиденциализм – понимание истории как осуществления Божественного провидения, т.е. плана спасения человечества. По словам Аврелия Августина,
- 85. Теодицея – учение об оправдании Бога в существовании зла. Почему в мире существуют страдания, несправедливость? Бог
- 86. Периодизация и проблематика средневековой философии Выделяют два периода: патристику (II – VI вв.); схоластику (VI –
- 87. Квинт Септимий Тертуллиан (160 – 230) считал, что философия и христианская теология несовместимы. Тертуллиан прославился своим
- 88. Согласно Августину, Бог – подлинное бытие, высшая сущность. Бог абсолютно совершенен, вечен, является творцом всего, в
- 89. Схоластика Для данного периода характерно использование так называемого схоластического метода (от лат. scholastikos – ученый, школьный),
- 90. В схоластике принято выделять четыре этапа: 1) VI – IX вв. Представители данного этапа – Боэций
- 91. 3) XIII в., «золотой век» схоластики Представители этого этапа – Фома Аквинский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот.
- 92. В «Сумме теологии» Фомы Аквината представлены 5 доказательств бытия Бога: 1. Доказательство от движения. Каждый предмет
- 93. 4) XIV в., поздняя схоластика Представитель этого последнего этапа схоластики – Уильям Оккам (1280 – 1349),
- 94. Номиналисты (от лат. nomen – имя) отрицали реальность универсалий и считали, что существуют только единичные вещи
- 95. 4. Философия эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения занимает временной период с XV по XVI в. Термин
- 96. На смену философскому принципу теоцентризма приходит принцип антропоцентризма Это означает, что в центре внимания философов теперь
- 97. Эстетизм эпохи Возрождения – это творчество и стремление к свободе Эстетизм эпохи Возрождения следует понимать как
- 98. Рассмотрим идеи выдающихся мыслителей эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401 – 1464). Одна из выдающихся работ Кузанского
- 99. Марсилио Фичино (1433 – 1499) С 1462 г. возглавлял «платоновскую академию», которая была не организованной школой,
- 100. Пико делла Мирандола (1463 – 1494) теоретик доктрины человеческого достоинства. Его «Речь о достоинстве человека» была
- 101. Мишель Монтень (1533 – 1592) автор «Опытов», произведения, в котором возрождается античный скептицизм. Философская программа Монтеня
- 102. Эразм Роттердамский (1466 – 1536) автор трактата «Похвала глупости», в котором он излагает свою концепцию глупости
- 103. Николо Макиавелли (1469 – 1527) автор работы «Государь», в которой излагает концепцию политического реализма. Политик должен
- 104. Джордано Бруно (1548 – 1600) наиболее сложный для понимания из философов Возрождения. Пытался соединить неоплатонизм и
- 106. Скачать презентацию