Философия Средних веков презентация

Содержание

Слайд 2

Философия Средних веков

Название дали итальянские гуманисты конца XV в.:
medium aevum, «Средние века».
Периодизация:
раннее

Средневековье (V-IX вв.);
2) классическое (высокое) Средневековье
(X-XIV вв.);
3) позднее Средневековье
(XV — середина XVII вв.) (?)

Слайд 3

Особенности средневековой философии

1) теоцентризм;
2) креационизм;
3) провиденциализм;
4) идея Откровения;
5) традиционализм.

Слайд 4

Периодизация развития средневековой философии

1 этап – патристика
II-VIII вв.
(от греч. πατήρ, или лат. pater,

«отец»)
«Учение отцов церкви»
2 этап – схоластика
IX- XV вв.
(лат. scholastica
от греч. σχολαστικός – школьный)

Слайд 5

Патристика (II-VIII вв.)

«Патристика – это христианская Античность»
С.Аверинцев

Ранний период патристики – апологетика
(от греч.

«защищаюсь», «оправдываюсь»)

325 г. – Никейский собор,
принимается Символ веры.

Основные проблемы:
1) Троичность Бога
2) Природа Христа
3) Свобода воли (и теодицея)
4) Вера и разум в познании

Слайд 6

Патристика (II-VIII вв.)
Теоцентризм и фатализм
Главные темы – Бог и человеческая душа

Аврелий Августин
или

Блаженный Августин
(354 – 430)
Идея непрерывного творения
Провиденциализм
Основные функции души – мысль, память, воля
Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием

Свобода воли:
Грех – часть природы человека, поэтому
без помощи Бога человек не может не грешить.
Т.е. свобода воли есть источник зла.

Слайд 7

Проблема веры и разума в познании

Путь веры
(принятие за истину без доказательств)

Путь разума


«Верую, ибо нелепо» Тертуллиан (160-220)

«Верую, чтобы понимать»
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

«Понимаю, чтобы веровать»
П.Абеляр (1079-1142)

Слайд 8

Схоластика (IX- XV вв.)

Рационализация положений христианского вероучения.

Важные проблемы:
1. Вера и разум в познании
2.

Доказательства бытия Бога
3. Проблема универсалий

Суть: любой вопрос можно решить
с помощью логики.

Опиралась на Аристотеля

Слайд 9

Схоластика (IX- XV вв.)

Фома Аквинский (1225/1226—1274)

В 1879 учение Фомы Аквинского (томизм) было признано

официальной философской доктриной католицизма.

«Концепции двойственной истины»

Доказательства бытия Бога:
1. Бог как перводвигатель;
2. как первопричина;
3. как абсолютно необходимая причина;
4. высшее совершенство;
5. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Идея однократного творения
Человек – это единство души и тела

Опирался на Аристотеля

Слайд 10

Схоластика (IX- XV вв.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины),

обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Концептуализм (лат. сonceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Слайд 11

Схоластика (IX- XV вв.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины),

обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм: универсалии есть
реальные сущности

Номинализм:
универсалии есть
имена, т.е. слова

Концептуализм:
универсалии есть
понятия разума

Слайд 12

Схоластика (IX- XV вв.)

Спор об универсалиях

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины),

обозначающие всё то, что может говориться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Фома Аквинский признавал
троякое существование универсалий:
1) до конкретных вещей— в уме Бога;
2) в конкретных вещах;
3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них).

Роджер Бэкон
(ок. 1214 - 1292)

Номинализм
(есть только единичные вещи)

Эмпиризм

Слайд 13

Философия эпохи Возрождения

XIV – XVI вв.
(зависит от страны)

Началось в Италии
(Флоренция).

1459г. –

основание во Флоренции Платоновской Академии
(гл.представители –
Марсилио Фичино
Джованни Пико дела Мирандола)

Слайд 14

Философия эпохи Возрождения

Основные черты философии

1. Гуманизм

2. Антропоцентризм

от «studia humanitatis» (грамматика, риторика, поэзия, история,

этика)
или
выведение на первый план проблемы человека, утверждение самоценности человеческой личности

Ф.Петрарка «О монашеском досуге»:
“На что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам, из которых даже наивысшие пали под его тяжестью. Конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое”.

Франческо Петрарка
(1304—1374)

Слайд 15

Философия эпохи Возрождения

Пантеизм – это философское учение,
сближающее (вплоть до отождествления) природу и

Бога.

Николай Кузанский
(1401 – 1464)

Основные идеи:
1. «Ученое незнание»
2. Принцип совпадения противоположностей

Слайд 16

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия

Николай Коперник (1473–1543)

Гелиоцентрическая
модель

Галилео Галилей
(1564–1642)

"Книга природы" написана на языке

математики.

Слайд 17

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия
Пантеизм

Джордано Бруно
(1548– 1600)

Основные идеи:
1) «Природа есть Бог в вещах»
2) Вселенная

бесконечна
3) Есть бесконечное множество миров, подобных нашему

Слайд 18

Философия эпохи Возрождения

Социальная философия

Никколо Макиавелли
(1469 – 1527)

Утописты

Томас Мор
(1478 – 1535)

Трактат «Государь»

Томмазо

Кампанелла
(1568 – 1639)

«Город Солнца»

Слайд 19

Философия Нового времени

3. Формирование первой научной картины мира – механистической.

Особенности периода:

1. Бурное развитие

науки.
«Точная наука – это философия Нового времени».

2. Развитие техники.

Слайд 20

Механистическая картина мира

1) Материя — это вещество, состоящее из атомов;
2) все движение -

механическое;
3) пространство и время существуют независимо от материи;
4) Вселенная есть механизм, существующий по строгим законам;
5) у живого нет особой специфики.

Исаак Ньютон
(1643-1727)

В философии на первый план выходят проблемы гносеологии.

Слайд 21

Гносеологические проблемы периода Нового времени:

достоверность результатов познания;
2. универсальный научный метод.

Рационализм

Эмпиризм

Слайд 22

Эмпиризм

Фрэнсис Бэкон (1561—1626)

Среди указаний, или признаков, нет более верного и заслуживающего внимания, чем

принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий.
«Новый Органон»

«Знание – сила!»

Слайд 23

Эмпиризм

Фрэнсис Бэкон (1561—1626)

Проблема достоверности знания
Учение об «идолах» («призраках») разума

Слайд 24

Эмпиризм

Фрэнсис Бэкон (1561—1626)

Проблема универсального метода
научного познания

Опыт

Теория

!

Универсальный метод – индукция!

Слайд 25

Рационализм

Рене Декарт (1596-1650)

1. Cogito ergo sum (мышление, разум)
2. Бог существует (доказательство –

само наличие представления о нем)
3. Бог дает человеку врожденные идеи

Универсальный метод - дедукция

Аксиоматический метод:
истина – то, что воспринимается ясно и отчетливо.

Системе знаний нужен надежный фундамент

Слайд 26

Рационализм

Рене Декарт (1596-1650)

Cogito ergo sum

Слайд 27

Проблема познания

Сенсуализм
(форма эмпиризма)

Рационализм

Джон Локк (1632—1704)

Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Слайд 28

Проблема познания

1. Сенсуализм

Джон Локк (1632—1704)

Врожденных идей не существует

«Нет ничего в разуме,
чего не

было бы
в ощущениях»

Разум новорожденного - tabula rasa (лат. чистая доска)

Слайд 29

Проблема познания

2. Рационализм

«Нет ничего в разуме,
чего не было бы
в ощущениях,
кроме

самого разума»

Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Врожденные идеи – не в готовом виде, они скорее в виде предрасположений, актуализируемых опытом.

Опыт не может дать необходимого знания и
правил умозаключений.

Продолжает линию Р.Декарта

Слайд 30

Проблема познания

2. Рационализм

«Нет ничего в разуме,
чего не было бы
в ощущениях,
кроме

самого разума»

Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Существуют

Истины факта
(случайны, противоположное возможно)

Истины разума
(необходимы, противоположное невозможно)

Слайд 31

Проблема субстанции

Они соединяются только в человеке

Их две:
протяженная (материальная);
мыслящая (духовная).

Р.Декарт

Барух (Бенедикт)

Спиноза
(1632 - 1677)

Монизм

Плюрализм

Г.В.Лейбниц

Дуализм

Субстанция = Бог = природа
Пантеизм

Субстанций множество
Это монады

Слайд 32

Философия эпохи Просвещения

18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ. Enlightenment)

Просвещение —

это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…
Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
И.Кант

Слайд 33

Философия эпохи Просвещения

18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ. Enlightenment)

Важнейшие идеи:
1)

Разум - единственное средство и способ познания человека и общества.
2) Разум один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур.
3) разум – это ключ к решению не только научных и философских, но и социальных проблем.

Слайд 34

Философия эпохи Просвещения

«Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
(1751–1780)

Жан Лерон

Д'Аламбер
(1717–1783)

Дени Дидро
(1713-1784)

Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)

Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

Слайд 35

Философия эпохи Просвещения

Важнейшие понятия:
разум
природа
воспитание
суверенная личность
- здравый смысл

Учение о природе

Социальные теории

Слайд 36

Философия эпохи Просвещения

1. Учение о природе
Материализм
Атеизм

Поль Гольбах
(1723 – 1789)

Вселенная, это колоссальное

соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий.
П.Гольбах «Система природы»

Жюльен Офре
де Ламетри
(1709-1751) 

Деизм

Слайд 37

Философия эпохи Просвещения

2. Социальные теории

1) Человек – естественное, природное существо, все его свойства

определены природой;
2) им движет «любовь к себе», забота о себе;
3) разум позволяет понять, что нужно ограничить себя, учесть интересы других людей для собственной же выгоды.

Теория разумного эгоизма

Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)

Слайд 38

Философия эпохи Просвещения

2. Социальные теории

Теория общественного договора
естественное состояние государство

Джон Локк (1632—1704)

Томас Гоббс
(1588

– 1679)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

- часть свободы

Слайд 39

Философия эпохи Просвещения

2. Социальные теории

Теория общественного договора
естественное состояние государство

Томас Гоббс
(1588 – 1679)

-

часть свободы

Слайд 40

Философия эпохи Просвещения

2. Социальные теории

Теория общественного договора
естественное состояние государство

Джон Локк (1632—1704)

- часть свободы

Полная

свобода
+
риск

Частичная свобода
+
гарантия соблюдения естественных прав

Имя файла: Философия-Средних-веков.pptx
Количество просмотров: 168
Количество скачиваний: 0