Философия ценностей. Происхождение нравственности. Проблема ценностей презентация

Содержание

Слайд 2

Аксиология:

взгляды и направления изучения природы ценностей
и
ценностных ориентаций человека

Слайд 3

"Стремление выделить аксиологию как особый аспект в рассмотрении философских проблем основывается на необходимости

… постановки вопроса о том, каков "смысл" бытия, каково назначение человека, что движет им в практической и духовной деятельности." Дробницкий О.Г.

Слайд 4

Ценности:
многообразие интерпретаций

Слайд 5

Проблема аксиологии – что есть благо?

Главная задача аксиологии - показать как возможна

ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности.

(Сократ)

Слайд 6

И. Кант - мир ценностей и норм – мир должного
Р. Лотце – психологическая

трактовка ценностей «мы ценим то, что приносит нам удовольствие»
Виндельбанд - ценности – это нормы, которые образуют общий план всех функций культуры
М. Шелер – объективизация ценностей, "материальная этика ценностей"

Слайд 7

Школа культурно-исторического релятивизма

(В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

проблема моральных

ценностей

три типа этики

Идеационная
этика

Чувственная
этика

Идеалистическая
этика

Слайд 8

Традиционные аксиологические концепции западных исследователей

Слайд 10

Ценность связана со способностью идей, явлений выступать средством удовлетворения интересов людей (В.П.Тугаринов)
Ценность -

это значимость явлений, вещей, процессов для субъекта деятельности (В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, М.С.Коган и др.)
Ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она в конечном счете связана с социальным прогрессом (А.М.Коршунов)

Слайд 11

Проблема структуры системы ценностей – как системы координат, необходимой для реализации оценочной функции

Слайд 12

Ценности различаются (I вар.):

по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные и т.п.),


по роли в жизнедеятельности индивида (терминальные и инструментальные),
по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие)

Слайд 13

(II вар.)

Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни)
Витальные (жизнь,

здоровье, благосостояние, личная безопасность)
Общественного признания (трудолюбие, социальное положение)
Межличностного общения (честность, бескорыстие, взаимопонимание)
Демократические (свобода слова, партий, совести, национальный суверенитет)
Утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость)

(Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 426)

Слайд 14

Система ценностей

Выражается в форме идеалов личности

Специфична у определенных возрастных,
профессиональных,
этнических, религиозных и

др. групп

Иерархия ценностей обуславливается
национальной, классовой,
социальной принадлежностью

Слайд 15

Система ценностей образовательного учреждения

Методологические (универсальные) ценности

Концептуальные (социетальные)
ценности

Инструментальные
(коллективистские и
личностные) ценности

Слайд 16

Анализ психологических подходов А. Маслоу

Высшие ценности

Низшие ценности

Ценности развития

Регрессивные ценности,
способствующие выживанию

эстетические

нравственные

познавательные

покой

сон

безопасность

Слайд 17

Анализ психологических подходов В. Франкл

Три класса ценностей,
позволяющие сделать человеческую жизнь
осмысленной

Ценности творчества
(труд)

Ценности

переживания
(любовь)

Ценности
отношения

Высшие ценности,
позволяющие человеку выработать свою позицию

Слайд 18

Анализ психологических подходов М. Рокич

Терминальные ценности
(ценности цели)- предельные цели и смыслы существования


Инструментальные ценности
(ценности средства)- предпочитаемые образы действия, принципиальные стратегии поведения, выступающие в роли средств по отношению к терминальным ценностям

Слайд 20

Анализ психологических подходов В.А. Ядов

Теория иерархической системы диспозиций.
Низший уровень - элементарные фиксированные установки,

которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.
Второй уровень - система
социально фиксированных установок, содержащая эмоциональный, когнитивный и собственно поведенческий компоненты.
Третий уровень связан с общей направленностью интересов личности в определённую сферу социальной активности - базовые социальные установки.
Высший уровень - система
ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида

Слайд 21

По степени действенности ценности можно разделить на

Ценностные отношения – характеристика ценностно-смысловой сферы с

наиболее выраженным эмоциональным компонентом
Ценностные представления - результат сравнения потребностей с возможностью их реализации в данных условиях, но без стремления действовать
Ценностные ориентации - система фиксированных установок личности, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям

Ценностное сознание

Слайд 22

Ценность – это свойство общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания , интересы

социального субъекта
(Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 426)
Ценности как обобщенные значения объектов, как выражение фундаментальных норм, которые помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, в том числе между целями рациональных действий, предстают социальными индикаторами качества жизни.
Имя файла: Философия-ценностей.-Происхождение-нравственности.-Проблема-ценностей.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0