Слайд 2АНТИЧНАЯ ЭТИКА
1. Античная этика.
2. Этика эллинизма.
3. Средневековая этика.
4. Этика Ренессанса.
5. Этика Нового времени.
6. Русская этика.
Слайд 3СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
АНТИЧНОЙ ЭТИКИ
1. Рационализм (разумность = моральности). Разум правит миром АЭ.
2. Антропоцентризм:
«Человек есть мера всех вещей».
3. Стремление к гармонии человека и общества.
4. Нравственная самоценность и суверенность личности.
5. Формулируются основные понятия.
6. Преодолевается синкретизм мышления.
Слайд 4ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ЭТИКИ
1. Предэтика (VIII в. до н.э. – 5 в. до н.э.)
2.
Античное просвещение (5 – 4 в. до н.э.)
3. Систематизация (4 в. до н.э. )
Слайд 5ПРЕДЭТИКА
Единство мифологии, знания, обыденного сознания, нравственного опыта.
Поставлены важнейшие проблемы, намечены различные
варианты их решения; возникли основные типы мировоззрения.
Зарождение и развитие этического мышления идет параллельно с вычленением абстрактных моральных понятий, сопоставляемых с реальным поведением индивидов.
Слайд 6
Гомер (IX в. до н.э.). В поэмах «Илиада» и «Одиссея» герои моральны, выражают
коллективистское начало, служат своему народу и борются за его благо. НО: нет кодекса общей морали, соблюдение которого считалось бы критерием нравственности.
Слайд 7Гесиод (8-7 в. До н.э.) «Труды и дни».
Основные добродетели: труд и справедливость: бережливость,
расчетливость, законность – всё, что ведет к укреплению собственности.
Формулируются надындивидуальные нормы, обозначающие рамки достойного поведения и противостоящие: расточительству, насилию, зависимости и пр.
Слайд 8Семь мудрецов (VII-VI вв. до н.э.): Хилон, Фалес, Биант, Периандр, Солон, Клеобул, Питтак.
Моральные
нормы противостоят реальным нравам, они имеют общезначимую, абсолютную форму; требуют самоограничения, умеренности.
Предметом этики становится не конкретное поведение людей, а абстрактные понятия: нормы, добродетели.
Переход к идее индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человеческой личности (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) и противопоставление человека социуму через уход во внутренний мир (эпикуреизм, стоики).
Слайд 9АНТИЧНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
СОФИСТЫ (V в. до н.э.)
– отрицание морали как чего-то безусловного и
общезначимого; против морального догматизма;
в центре внимания – человек, имеющий право на творчество морального закона;
акцент – на относительность и изменчивость морали.
Слайд 10 Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не
существующих, что они не существуют».
Горгий: «Ничего не существует. Если что-то и существует, то оно непознаваемо. Даже если оно и познаваемо, то такое знание невыразимо».
Слайд 11Демокрит (~460-370)
Формулирует «универсальные» моральные правила, направленные на «достижение доброй мысли» через уравновешенность
и умеренность.
«Человек добродетельной мысли» стремится к справедливости и законным действиям, во бдении и во сне весел, здоров и спокоен».
Главное средство достижения добродетели – «убеждение, воспитание в духе нравственности». Принуждением нельзя сделать человека добрым.
Слайд 12Сократ (469-399)
Этический абсолютизм: мораль -- фундамент достойной жизни, основа культуры. Смысл имеет только
жизнь в соответствии с убеждениями, которые должны осуществляться в поступках.
критика софистов за отсутствие позитивной программы;
попытка создать систему устойчивых общих понятий;
Слайд 13- начало эвдемонистической традиции: счастье – естественное состояние человека, цель его жизни. Путь
к счастью – творение добра, только моральный человек может быть счастливым. Не мораль подчинена стремлению к счастью, а счастье зависит от моральности человека. След-но, цель этики – помочь человеку стать моральным.
- различает счастье и наслаждение; ставит проблему свободы воли;
Слайд 14последовательное самопознание;
значение совести: «внутренний голос», «даймонион» – гарантия достижения истины. Совесть имеет Божественное
происхождение, с ее помощью боги отделили человека от остального мира;
этический рационализм: мораль = знанию, необходимо познавать суть добродетелей (основы нравственной жизни человека);
истинная мораль – знание того, что есть добро и красота (калокагатия);
идея триединства: истина - добро – красота;
Слайд 15достичь добродетели и познать добро могут только благородные люди, занятые физическим трудом к
этому не способны (и наоборот: неспособные к умственной деятельности заняты физ. трудом);
определяет главные добродетели (формируются путем познания и самопознания): мудрость (постижение СЖ), мужество (преодоление опасности), умеренность (укрощение страстей); справедливость (соблюдение Божеств. и человеческих законов);
Слайд 16- добродетели, мораль и законы – вечные и неизменные, только их наличие определяет
выполнение общественно-государственных функций, а не жребий (кормчего, плотника нельзя выбирать по жребию).
Свое продолжение и развитие эвдемонистические идеи Сократа нашли в трудах его учеников (большие и малые сократические школы).
Общее -- индивидуализм
Слайд 17Киническая школа (4 в.до н.э.; материализм)
этика – основа философии киников
гл. добродетель – автаркия
(автономия нравственной личности);
отвергает потребителькую жизнь, почести, чувственные наслаждения, НО не аскетизм;
нужно удовлетворять естественные потребности,но нельзя стремиться к наслаждениям.
Слайд 18Диоген Синопский (~ 404-323)
- гл. смысл этики – достижение автаркии;
- индивидуализм, отстранение от
общественной жизни (прогрессирующее разложение гр.об.);
- высший идеал – подавление страстей и ограничение их до минимальных потребностей;
- полная апатия безразличие к миру, обществу и др. ценностям
Слайд 19Диоген Синопский
- на могиле – памятник со скульптурой собаки (указала самый простой путь
к счастью);
Принципы:
а) аскесис – самоограничение и терпеливое перенесение трудностей;
б) апедевсия – освобождение от догм религии и культуры (д.б. естественность);
в) автаркия – независимое сущесвование и самоограничение; отказ от семьи, госудпрства.
Слайд 20Антисфен (435-375), ученик Сократа.
- высшее благо – вн. свобода,самообладание, презрение ко всему внешнеу,
аскетизм;
- добродетель самоценна, мудрец, обладающий ею,ни в чем более не нуждается;
- наилучшая жизнь - вестественности, в свободе от обладания лишним и бесполезным;
Слайд 21Главный принцип – жить, как собака:
а) простота жизни, презрение к условностям, следование собственной
природе;
б) умение постоять за себя (идейно и в образе жизни);
в) верность, храбрость, благодарность.
Сам называл себя «аплокион» – истиный пёс.
Место, где учил Антисфен – «Киносарг» (зоркий пёс).
Слайд 22Киренская школа (~ 5-4 в. до н.э.)
- основатель – Аристипп (435-355) из Кирен;
-
гедонизм: смысл жизни – в наслааждении, удовольствии;
зло – в страдании;
НО: человек, руковолствую-щийся разумом, не подчиняется наслаждениям, а управляет ими;
- мораль и разум – помогают избежать страданий, порожденных избыточными наслаждениями;
- не длительный путь духовного и нравственного совершенствования, а наслаждением каждым мигом бытия.
Слайд 23
Период античной систематизации
Платон (427-347) – первая ппытка систематизации этических идей на
объективно-идеалистической основе.
Дуализм:
а) гармоничный мир вечных идей (эйдосов) – цель стремления мудреца и
б) видимый мир
Слайд 24 Основные идеи:
идеалистическое понимание души;
центр – осознание врожденных добродетелей приводит к справедливости;
значение веры
в богов, их почитанию;
социальная иерархия имеет объективную природу (врожденные добродетели);
мораль «низов» – ложна, необходимы «Законы»;
созерцательная деятельность – источник высшего блаженства
Слайд 25Система воспитания «Академия» направлена на воспитание воинов и правителей:
а) первая ступень: гимнастика, чтение,
письмо, арифметика, геометрия, астрономия, теореия музыки;
в) вторая ступень: философия, диалектика (только для правителей).
Слайд 26Структура этики Платона:
1. Индивидуальная этика – учение об интеллектуальном и нравственном совершенстовании человека,
связанное с гармонизацией его души.
Тело человека принадлежит к низшему чувственному миру, душа – к истинному миру вечных идей.
Слайд 27Главные стороны души являются основой добродетелей:
разум – мудрость,
воля –
мужество,
чувства (аффекты) – умеренность.
Добродетели носят врожденный характер и являются ступеньками гармонизации души и восхождения к миру вечных идей (смысл жизни человека).
Душа человека «вспоминает» то, что она знала до рождения.
Средство восхождения – пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.
Слайд 282. Политическая (социальная) этика («Государство»)
– моральная иерархя, соответствующая социальной иерархии;
- закрепление добродетелей
за каждым сословием:
правители – мудрость
воины – мужество
низшие сословия – умеренность.
справедливость – добродетель государства, а не человека;
рабы не имеют добродетелей.
Слайд 29 Блаодаря политической и моральной иерархии в государстве возникает высшая добродетель – сараведливость,
свидетельствующая о социальной гармонии.
Ей подчиняются инетерсы личности, нравственность человека должна быть социально значима.
Содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым.
Слайд 30Аристотель (384-322, Стагир).
наивысшее развитие античной науки;
- первый специальный труд («Этика к Ниомаху»);
проблема самостоятельности
этики;
создал глубокую синтетическую теорию мрали.
Слайд 31Особенности этики Аристотеля:
развитый логический анализ;
единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения;
социальная
ориентированность этики (взаимосвязь этики и политики);
установка на прикладное, практическое значение этики (дать моральные знания).
Этика – особая практическая наука о морали, цель которой – научить человека как стать добродетельным (а след-но и счастливым). Она должна помочь человеку осознать главные цели своей жизни и помочь воспитать достойных граждан государства.
Слайд 32ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1) Античная этика
- Школа Семи греческих мудрецов
- Софисты
- Сократ
- Киренская школа
- Киническая
школа
- Платон
- Школа Эпикура
- стоики
- Аристотель