История философии. Схоластика презентация

Содержание

Слайд 2

План: Схоластика и ее особенности

План:

Схоластика и ее особенности

Слайд 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКА СХОЛАСТИКА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПАТРИСТИКА

СХОЛАСТИКА

Слайд 4

Схоластика (от греч. σχολή, от лат. schola — школа) –

Схоластика
(от греч. σχολή, от лат. schola — школа) – период средневековой

западноевропейской философии прим. с VIII/IX по XIV/XV вв.

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 5

Схоластика Схоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.).

Схоластика

Схоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.). Название первоначально

восходит к словам - «ученый», «школьный». Представители схоластики стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение в противовес отцам церкви, которые в постижении бога опирались преимущественно на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание. Если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».
Слайд 6

Важнейшие проблемы схоластики Рациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры

Важнейшие проблемы схоластики

Рациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры и разума,

свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из основных проблем схоластики - это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциальным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей?
Слайд 7

НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ В зависимости от ориентации философа на аристотелевское

НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ

В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское

наследие, схоласты делились на номиналистов и реалистов.
Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др.
Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер Абеляр и др.
Слайд 8

ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА Пьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт

ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА

Пьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.

Один из основоположников и представителей концептуализма: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения.
Слайд 9

ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА Ансельм Кентерберийский Аврелий Августин

ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА

Ансельм Кентерберийский

Аврелий Августин

Слайд 10

ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА Фома Аквинский - итальянский философ и теолог,

ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА

Фома Аквинский - итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной

схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.
Слайд 11

Фома Аквинский (1225 — 1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной

Фома Аквинский

(1225 — 1274)
философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма;

монах-доминиканец В 1567 признан пятым «учителем церкви».
В «Сумме теологии» и «Сумме против язычников» подвел итоги теологических поисков схоластики, направленных на оформление вероучения в рационально обоснованном ключе.

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 12

5 доказательств бытия бога Ф. Аквинского В первом доказательстве Фома

5 доказательств бытия бога Ф. Аквинского

В первом доказательстве Фома Аквинский идет

от существования движения к существованию Перводвигателя. Поскольку вещи постоянно «движутся» (перемещаются, качественно и количественно изменяются, возникают, уничтожаются), то есть тем самым стремятся к реализации множества разнообразных потенций, должен существовать и «вечный неподвижный Перводвигатель», лишенный всяческой материальности и потенциальности. Таким Перводвигателем является Бог.
Слайд 13

От причинности. Второе доказательство идет от существования причин к наличию

От причинности. Второе доказательство идет от существования причин к наличию первопричины. Действующая

причина есть у всего: деревья качаются, потому что дует ветер, ветер дует, потому что происходит перепад давления и так далее. Все причинно-следственные связи строго упорядочены и выстроены в цепочки. Но если есть причинно-следственные цепочки, обусловливающие все сущее, то должна существовать и Первопричина, сама ничем не обусловленная. Этой Первопричиной является Бог.

От случайности. Третье доказательство Фомы идет от случайности к необходимости. В мире существует множество вещей, которые способны обретать бытие и утрачивать его (то есть не существуют с необходимостью). Если можно их по отдельности представить несуществующими, то можно представить, что в какой-то момент и все они перестали бы существовать. Но если бы такой момент был возможен, мир давно уже исчез бы. Следовательно, должно существовать нечто необходимое, имеющее причину в себе самом и никогда не исчезающее. Этой Необходимой сущностью является Бог.

Слайд 14

От степеней совершенства. Четвертое доказательство идет от степеней совершенства к

От степеней совершенства. Четвертое доказательство идет от степеней совершенства к существованию абсолютного

совершенства. Все конечные вещи обладают совершенствами лишь в той или иной степени — что-то более прекрасно, что-то менее. Но если существует степени совершенства, то должно быть и наиболее совершенное существо, предел всякого совершенства и причина всех ограниченных совершенств. Таким Совершенным существом является Бог.

От целесообразности. Пятое доказательство идет от целесообразности к существованию Цели. В мире все гармонично и целесообразно: сезоны сменяют друг друга, птицы улетают на юг и потом возвращаются, солнце встает и садится за горизонт. Но если есть целесообразность, должна быть и высшая цель — Разум, ответственный за порядок и благоустройство в мире. Этим Разумом является Бог.

Слайд 15

Альберт Больштедский или Великий Альберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов

Альберт Больштедский или Великий

Альберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов и номиналистов,

утверждая, что, во-первых, универсалии существуют до вещей в уме бога. Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом. В-третьих, существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.
Слайд 16

УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Уильям Оккам

УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Уильям Оккам

Слайд 17

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины,

согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии.
Слайд 18

Средневековые университеты universitas — сообщество равных между собой людей, принесших

Средневековые университеты

universitas — сообщество равных между собой людей, принесших друг другу

взаимную клятву.
В начале XIII века, термин стали употреблять только по отношению к учебным объединениям.

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 19

Круг дисциплин средневекового университета: 1.Тривиум (trivium): грамматика риторика диалектика СХОЛАСТИКА

Круг дисциплин средневекового университета:

1.Тривиум (trivium): грамматика риторика диалектика

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

2.Квадривиум

(quadrivium): арифметика геометрия астрономия метрика
Слайд 20

Монашеские ордена Бенедиктинцы – Ordo Sancti Benedicti Францисканцы – Оrdo

Монашеские ордена

Бенедиктинцы – Ordo Sancti Benedicti
Францисканцы – Оrdo fratrum minorum
Доминиканцы -

Ordo fratrum praedicatorum

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 21

Универсалии (от лат. universalis - общий) — общие понятия СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Универсалии (от лат. universalis - общий)
— общие понятия

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 22

Спор об онтологическом статусе универсалий Вопросы, поставленные Порфирием во «Введении»

Спор об онтологическом статусе универсалий

Вопросы, поставленные Порфирием во «Введении» к «Категориям»

Аристотеля:
Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении?
Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи?
Обладают ли они отдельным бытием или существуют в телесных вещах?

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 23

Универсалии могут иметь троякое существование: ante rem ("до вещи", т.е.

Универсалии могут иметь троякое существование:

ante rem ("до вещи", т.е. в Божественном

интеллекте)
in re ("в вещи")
post rem ("после вещи", в человеческом уме)

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 24

Реализм: универсалии существуют самостоятельно и независимо от субъекта познания Ансельм

Реализм: универсалии существуют самостоятельно и независимо от субъекта познания
Ансельм Кентерберийский, Томас

Брадвардин

Концептуализм: универсалии существуют в человеческом уме
Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот, возможно Уильям Оккам
Номинализм: универсалии лишь имена
Росцелин, возможно Уильям Оккам

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 25

Доказательства бытия Бога Ансельм Кентерберийский «Монологион», «Прослогион» онтологическое доказательство. Бог

Доказательства бытия Бога

Ансельм Кентерберийский «Монологион»,
«Прослогион» онтологическое доказательство.
Бог - это то, “больше

чего нельзя ничего помыслить”.
Если Бог существует только в уме, то можно вообразить нечто большее.
А это приводит к противоречию. Следовательно, Бог существует и в уме, и в действительности.

СХОЛАСТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 26

ВЫВОД На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому

ВЫВОД

На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению.

Впервые мир был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением, по своей природе разумным и духовным. Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука, помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» .
Слайд 27

Средневековая философия В основе философии и культуры средних веков лежит

Средневековая философия

В основе философии и культуры средних веков лежит текст

и слово. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование (экзегетика) которых и есть основной путь богопознания. Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации. Благодаря многозначности текстов Священного писания открывалась возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир частично постижим с помощью разума.
Слайд 28

Средневековая философия Средневековая философия - это философия, основанная на традиции,

Средневековая философия

Средневековая философия - это философия, основанная на традиции, преемственности,

консерватизме. Ее пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Она выступает как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
Имя файла: История-философии.-Схоластика.pptx
Количество просмотров: 255
Количество скачиваний: 0