Основной вопрос философии. Классификация философских направлений презентация

Содержание

Слайд 2

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении МЫШЛЕНИЯ к

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении
МЫШЛЕНИЯ к

БЫТИЮ;
МАТЕРИИ к СОЗНАНИЮ (Духу)

МОНИЗМ- одна причина (Г.Гегель)

ДУАЛИЗМ – две причины (Р.Декарт)

ПЛЮРАЛИЗМ – множество причин (Г.Лейбниц)

Слайд 3

Данный вопрос имеет 2 стороны Онтологическая (бытийственная) ЧТО ПЕРВИЧНО: МАТЕРИЯ

Данный вопрос имеет 2 стороны
Онтологическая (бытийственная)
ЧТО ПЕРВИЧНО: МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ (ДУХ)?

2.

Гносеологическая(познавательная)
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР В ПРИНЦИПЕ?
Слайд 4

По онтологической стороне философские направления делятся на: 1.МАТЕРИАЛИЗМ (Фалес, Гераклит,

По онтологической стороне философские направления делятся на:

1.МАТЕРИАЛИЗМ

(Фалес, Гераклит, Демокрит,
Ф.Энгельс, А

Герцен,
Г.Чернышевский)

«Реально существует только материя, которая является самодостаточной субстанцией ( то есть творит сама себя). Сознание – есть свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать саму себя. Материя первична».

Вульгарный материализм (К.Фохт)

Механистический материализм (Ж.Ламетри)

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (К.Маркс, Ф.Энгельс)

Слайд 5

2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ( Платон, Г.Ф.Гегель В.Соловьев) Круги? НЕТ ПТИЦЫ ВООБЩЕ, А ЕСТЬ

2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ( Платон, Г.Ф.Гегель В.Соловьев)

Круги?

НЕТ ПТИЦЫ ВООБЩЕ, А ЕСТЬ

Слайд 6

- Как столь разные предметы могут называться одним словом. Слово

- Как столь разные предметы могут называться одним словом. Слово называет

то, чего нет в телесном мире. Это ИДЕЯ предмета. Значит есть мир идей и мир вещей

-Предметы материального мира несовершенны, изменчивы разрушимы и потому не могут обладать полнотой бытия

Абсолютным бытием обладают идеи, которые не исчезают исчезновением вещи, и изначально находятся в Божественном замысле ( мировом разуме)

ИДЕЯ (ДУХ) Первична и существует независимо от человека (объективна)

БЫТИЕ+НЕБЫТИЕ=БЫВАНИЕ

ИДЕЯ+ МАТЕРИЯ =ВЕЩЬ

ЖИЗНЬ+СМЕРТЬ = ВРЕМЯ

ВЕЩЬ ТЕЛЕСНОГО МИРА ПРЕБЫВАЕТ ВО ВРЕМЕНИ

Слайд 7

3.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (Дж. Беркли, И.Фихте, М.Бубер) ЦВЕТ ВКУС ЗАПАХ ТАКТИЛЬНОСТЬ (осязательность) НИЧТО

3.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
(Дж. Беркли, И.Фихте, М.Бубер)

ЦВЕТ

ВКУС

ЗАПАХ

ТАКТИЛЬНОСТЬ
(осязательность)

НИЧТО

Слайд 8

Вещь – есть комплекс ощущений, поэтому быть – значит быть

Вещь – есть комплекс ощущений, поэтому
быть – значит быть воспринимаемым.

Реальны только ощущения которые находятся в сознании субъекта. Вне сознания нет ни идей , ни вещей.
Материи не существует, Так как это абстракция, а в реальности есть лишь конкретно переживаемые ощущения
(цвет, запах, звук)

Зеленый лист

ЗЕЛЕНОСТЬ?

Слайд 9

4.ДУАЛИЗМ (Аристотель, Р.Декарт) Реально существуют две независимые субстанции: МАТЕРИЯ И

4.ДУАЛИЗМ (Аристотель, Р.Декарт)

Реально существуют две независимые субстанции: МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (ДУХ).

Все в мире производно как от одной, так и от другой. Они не только взаимоисключают, но и взаимодополняют друг друга. Поэтому основного вопроса не существует

МАТЕРИЯ

+

СОЗНАНИЕ

ТЕЛО

ДУША

ЧЕЛОВЕК

ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДМЕТ

Слайд 10

COGITO ERGO SUM Мыслю значит существую Рене Декарт (1596-1650) Начало

COGITO ERGO SUM

Мыслю значит существую

Рене Декарт (1596-1650)

Начало новой парадигмы - МОДЕРН

Мыслящая

субстанция

Гносеология побеждает онтологию

Слайд 11

5.ДЕИЗМ (французское Просвещение) Бог – Творец, который после акта творения

5.ДЕИЗМ (французское Просвещение)
Бог – Творец, который после акта творения не вмешивается

в дела мира

Пантеизм – Бог=Природа (Б.Спиноза)
Гилозоизм

6.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер, Н.Бердяев)

Существование (existentia) предшествует сущности

Серен Къеркегор

DASEIN (здесь и сейчас)

Мартин Хайдеггер

Слайд 12

По гносеологической стороне философские направления делятся на: 1.АГНОСТИЦИЗМ (Пиррон, И.Кант,

По гносеологической стороне
философские направления делятся на:

1.АГНОСТИЦИЗМ (Пиррон, И.Кант, Д.Юм)

Учение отвергающее

познаваемость мира
в принципе

ФЕНОМЕН

Вещь в опыте

НОУМЕН

«Вещь в себе»

Познание начинается с чувственного опыта (через априорные формы Пр-Вр), но не исчерпывается им. Должны существовать априорные формы знания(рассудка)

Слайд 13

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАССУДКА (Категории)

АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАССУДКА (Категории)

Слайд 14

Не различая феноменальную и ноуменальную реальность разум неизбежно приходит к антиномиям

Не различая феноменальную и ноуменальную реальность разум неизбежно приходит к антиномиям

Слайд 15

Слайд 16

Д.ЮМ отвергал познаваемость причин В сознании открывается не причина явления,

Д.ЮМ отвергал познаваемость причин

В сознании открывается не причина явления, а привычка

возникающая в результате в результате повторяемости

Но основной закон логики гласит:
«ПОСЛЕ ТОГО - НЕ ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ТОГО»

КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЮЩИЙ ОПЫТА ПОГРУЖЕНИЯ В ЖИДКОСТЬ, ПРИ ВСТРЕЧЕ С ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ?

Слайд 17

ТРОПЫ ДРЕВНИХ СКЕПТИКОВ - ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КАЧЕСТВ ВЕЩЕЙ Одна и та

ТРОПЫ ДРЕВНИХ СКЕПТИКОВ

- ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КАЧЕСТВ ВЕЩЕЙ

Одна и та же вещь, в

одно и то же время для одного пригодна и питательна для другого вредна и губительна
Слайд 18

-ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ВЕЩИ Человек пребывает в разных состояниях (бодрости –сна,

-ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ВЕЩИ

Человек пребывает в разных состояниях (бодрости –сна, трезвости-опьянения, покоя

и возбуждения) и по разному воспринимает мир
Слайд 19

-НА КАЖДОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ЕСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ - ВСЯКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

-НА КАЖДОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ЕСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ

- ВСЯКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБОСНОВАНО ДРУГИМ

УТВЕРЖДЕНИЕМ, КОТОРОЕ ТОЖЕ НУЖДАЕТСЯ В ОБОСНОВАНИИ ДРУГИМ УТТВЕРЖДЕНИЕМ, КОТОРОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБОСНОВАНО И Т Д ДО ∞

ВЫВОД :
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ВСЯКИХ СУЖДЕНИЙ

Слайд 20

2.РАЦИОНАЛИЗМ (Парменид, Сократ, Платон Р.Декарт Чувства не совершенны и дают лишь искаженное представление о действительности (мнение-докса)

2.РАЦИОНАЛИЗМ (Парменид, Сократ, Платон Р.Декарт

Чувства не совершенны и дают лишь искаженное

представление о действительности (мнение-докса)
Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

ЕДТНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗУМ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ Р.Декарт) -ИДЕЯ РАВЕНСТВА

ЕДТНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ИСТИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗУМ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ Р.Декарт)

-ИДЕЯ РАВЕНСТВА
(ТОЖДЕСТВА)
-ИДЕЯ СРАВНЕНИЯ
(

ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ ЧАСТИ)
-ИДЕЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ (ПРОТЯЖЕННОСТИ)
-ИДЕЯ ПРЕКРАСНОГО
-ИДЕЯ БОГА

СОМНЕВАТЬСЯ ВО ВСЕМ

Слайд 25

3.СЕНСУАЛИЗМ (Дж. Локк) Нет ничего в разуме чего прежде не

3.СЕНСУАЛИЗМ (Дж. Локк)

Нет ничего в разуме чего прежде
не было бы

в чувствах

2. Душа человека при рождении
представляет собой
tabula rasa (чистый
лист), который заполняется чувственным
опытом посредством зрительных и слуховых ощущений

3. «Врожденные идеи» не являются всеобщими и поэтому не врождены

4. Источник истины – чувства.

Имя файла: Основной-вопрос-философии.-Классификация-философских-направлений.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0