Содержание
- 2. 3 глобальных этапа развития теоретического знания Натурфилософский – непосредственнее созерцание природы как нерасчлененного целого. Аналитический –
- 3. Общая периодизация I период – c VI в. до н.э. до начала н.э. (Рождества Христова) –
- 4. I период – c VI в. до н.э. – натурофилософия 1 этап: ИОНИЙСКИЙ – учение о
- 5. II период – до 2й пол. ХV в. – схоластика 1 этап: НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – астрология,
- 6. III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание 1 этап: создание гелиоцентрической системы
- 7. IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи в естествознании И. Кант 1724-1804 и П. Лаплас,
- 8. V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического естествознания Д. Максвелл
- 9. VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания А. Эйнштейн 1879-1955, - ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
- 10. Античная философия. Первые научные программы. Опиралась на чувственное наблюдение, интуицию, эмпирическое знание . Античные философы создали
- 11. I. Математическая программа Пифагора и Платона (VI век до н.э) Создал пифагорейскую школу в основе которой
- 12. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину мира – мира идей,
- 13. 2. Корпускулярная атомистическая программа Демокрита (IV в. до н.э.) Корпускула – наименьшая видимая часть вещества (сахар
- 14. 3. Континуальная программа Аристотеля (IV в. до н.э.) Первая научная картина мира. Материя – пассивное начало,
- 15. Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знаниеАристотель разделяет науки на теоретические, цель которых —
- 16. Естествознание в средние века Важнейшей чертой средневекового мировоззрения становится теоцентризм - представления о Боге как единственной
- 17. Естествознание в эпоху Возрождения А. Данте (1265-1321) – «Божественная комедия», Ф. Петрарки (1304-1374) – сонеты, С.
- 18. Естествознание Нового времени Основные идеи механической модели мира Мир – совокупность взаимодействующих тел, которые состоят из
- 20. Скачать презентацию
Слайд 23 глобальных этапа развития теоретического знания
Натурфилософский – непосредственнее созерцание природы как нерасчлененного целого.
3 глобальных этапа развития теоретического знания
Натурфилософский – непосредственнее созерцание природы как нерасчлененного целого.
Аналитический – анализ природы, расчленение ее на части, поиски отдельных причин и следствий
Синтетический - ученые воссоздают целостную картину мира на основе уже изученных частностей
21 век – формирование НОВОГО этапа (например, технологический)
Слайд 3Общая периодизация
I период – c VI в. до н.э. до начала н.э. (Рождества
Общая периодизация
I период – c VI в. до н.э. до начала н.э. (Рождества
II период – н. I в. до 2й п. ХV в. – схоластика
III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание
IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи ест-я
V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического естествознания
VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания
VII – XXI в. – Микро-, Нано-, Космо-, Техно-, Инновация, Модернизация, Интеграция
Слайд 4
I период – c VI в. до н.э. – натурофилософия
1 этап: ИОНИЙСКИЙ –
I период – c VI в. до н.э. – натурофилософия
1 этап: ИОНИЙСКИЙ –
2 этап: АФИНСКИЙ – Атомистика (Демокрит 460- ок.370, Эпикурий, «эпикурейская школа»). Учение Аристотеля (Аристотель 384-322).
3 этап: ЭЛЛИНИСТСКИЙ – развитие математики и механики (Евклид III в.до н.э, Архимед 287-212).
4 этап: ДРЕВНЕРИМСКИЙ – атомистика, астрономия (Тит Лукреций Кар 99-55, Клавдий Птолемей ок. 90).
Слайд 5
II период – до 2й пол. ХV в. – схоластика
1 этап: НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
II период – до 2й пол. ХV в. – схоластика
1 этап: НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
2 этап: СХОЛАСТИКА – главный вопрос «отношение знания к вере», основной тезис «вера выше разума», философский вопрос «отношение общего к единичному» (П. Абеляр 1079-1142, Ф. Аквинский 1225-1274, Д. Скот 1265-1308, У. Оккам 1285-1349, Н. Орем 1320-1382).
3 этап: НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – астрономия, математика, медицина (Абу Наср аль-Фараби 870-950, Мухамед аль-Беттани 850-929, Ибн Юнас 950-1009,) Ибн Сина (АВИЦЕННА) 980-1037, Ибн Рушд (АВЕРРОЭС) 1126-1198, Т. Брадвардин 1290-1349; И. Неморарий – 2я пол.17в.,).
Слайд 6III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание
1 этап: создание
III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание
1 этап: создание
(Николай Коперник 1473-1543, - гелиоцентрическая картина мира. Джордано Бруно 1548-1600, - учение о множестве миров, отрицал наличие центра Вселенной, отстаивал тезис о бесконечности Вселенной).
2 этап: классическая механика, экспериментальное естествознание и механистическая картина мира (Галилео Галилей 1564-1642, - заложил основы механистического естествознания, доказал справедливость гелиоцентрической системы. Иоганн Кеплер 1571-1630, - установил три закона движения планет относительно Солнца. Исаак Ньютон 1643-1727, - создал классическую механику (три закона движения, закон всемирного тяготения и др.), завершил построение механистической картины мира).
Слайд 7
IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи в естествознании
И. Кант 1724-1804 и
IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи в естествознании
И. Кант 1724-1804 и
Ж. Кювье 1769-1832, - теория катастроф
Ч. Лайель, - теория геологического эволюционизма
Ж.Б. Ламарк 1744-1829, Ч. Дарвин, - теория эволюции
Т. Шванн 1810-1882 и М.Я. Шлейден 1804-1881, - клеточная теория
Ю. Майер и Г. Гельмгольц, - закон сохранения и превращения энергии
Д.И. Менделеев 1834-1907, - периодический закон (система)
А.М. Бутлеров 1828-1886,
Слайд 8
V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического
V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического
Д. Максвелл 1831-1879, М. Фарадей 1791-1867,
Г.Р. Герц 1857-1894, - классическая электродинамика
П. Кюри 1857-1894 и А.А. Беккерель 1852-1908, - радиоактивность
Д.Д. Томсон, 1856-1940, - открытие ЭЛЕКТРОНА
Э. Резерфорд 1871-1937, - открытие АТОМНОГО ЯДРА
М. Планк 1858-1947, - квантовая гипотеза
А. Эйнштейн 1879-1955, - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (СТО)
А. Пуанкаре 1854-1912
К. Циолковский 1857-1935
Слайд 9
VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания
А. Эйнштейн 1879-1955, - ОБЩАЯ
VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания
А. Эйнштейн 1879-1955, - ОБЩАЯ
А.А. Фридман 1888-1925, - модель расширяющейся Вселенной
В. Гейзенберг 1901-1976 и Э. Шредингер, - квантовая механика
Н. Бор 1885-1962, - квантовая теория атома
О. Ган и Ф. Штрассман, - РАСЩЕПЛЕНИЕ ЯДРА урана
Н.Винер, - создание кибернетики
Д. Уотсон и Ф. Крик, - модель молекулы ДНК
М. Ниренберг, Х. Корана и Р. Холли, - ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Луи де Бройль 1892-1987
М. Борн 1882-1970
П. Дирак 1902-1984
Слайд 10
Античная философия.
Первые научные программы.
Опиралась на чувственное наблюдение, интуицию, эмпирическое знание .
Античные философы создали
Античная философия.
Первые научные программы.
Опиралась на чувственное наблюдение, интуицию, эмпирическое знание .
Античные философы создали
Натурфилософия носила созерцательный характер.
Слайд 11I. Математическая программа Пифагора и Платона
(VI век до н.э)
Создал пифагорейскую
I. Математическая программа Пифагора и Платона
(VI век до н.э)
Создал пифагорейскую
которой лежало представление о том, что мир - упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые представил в виде первоосновы мира.
Пифагорейская школа сформулировала 2 важнейших тезиса:
Явления природы четко выражаются языком математики;
Количественные отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей.
Слайд 12Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину мира
Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину мира
Слайд 132. Корпускулярная атомистическая программа Демокрита (IV в. до н.э.)
Корпускула – наименьшая видимая часть
2. Корпускулярная атомистическая программа Демокрита (IV в. до н.э.)
Корпускула – наименьшая видимая часть
Атомизм – одна из самых плодотворных программ в истории науки. Она ориентировала на поиски причин всех возможных изменений в природе, на развитие представлений о структуре материи.
Окружающий мир состоит из некоей субстанции, которая существует независимо от человека, сегодня это термин – материя.
Слайд 14 3. Континуальная программа Аристотеля (IV в. до н.э.)
Первая научная картина мира.
Материя –
3. Континуальная программа Аристотеля (IV в. до н.э.)
Первая научная картина мира.
Материя –
Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы.
Картину античного мира замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводигатель мира – Бог
Аристотель считал, что всему материальному присуща некоторая внутренняя сущность – Душа, которая имеет несколько уровней бытия.
Самый низкий уровень – у неживых объектов. Далее живая среда: следующий – растения, затем – насекомые и т.д., на самом высоком – Человек, его душа бессмертна
Слайд 15Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знаниеАристотель разделяет науки на теоретические, цель
Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знаниеАристотель разделяет науки на теоретические, цель
К практическим наукам — этика и политика (наука о государстве).
Учение «первой философии» - учение о четырёх причинах, или первоначалах:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода, земля». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода, земля, огонь». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода, земля, огонь и эфир(небесная)
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Идея единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Слайд 16Естествознание в средние века
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения становится теоцентризм - представления о
Естествознание в средние века
Важнейшей чертой средневекового мировоззрения становится теоцентризм - представления о
К середине Х в. начали появляться элементы новой культуры. Появляются средневековые города, элементы демократичного управления, развиваются ремесла , характерны такие науки, как, алхимия, магия и др. проявления оккультизма, тайного знания.
В Азии VIII в. и Европе X в. открываются первые университеты. Математика, химия, философия, языкознание, астрономия (с астрологией), медицина (с анатомией и фармакологией).
ХIII в. Снижение влияние церкви на науку. Новые открытия. XIV в. - ослабление инквизиции. Начало Великих географических открытий. Новое видение мира и культуры.
Слайд 17Естествознание в эпоху Возрождения
А. Данте (1265-1321) – «Божественная комедия»,
Ф. Петрарки (1304-1374) – сонеты,
Естествознание в эпоху Возрождения
А. Данте (1265-1321) – «Божественная комедия»,
Ф. Петрарки (1304-1374) – сонеты,
С. Рафаэль (1483-1520) – картины, искусство
Леонардо да Винчи (1452-1519) – Высокое возрождение, «универсальный человек» homo universalis, ученый и художник
Б. Микеланджело (1475-1564) – живопись, поэзия
У. Шекспир (1564-1616) – литература
В эпоху Возрождения исчезает грань между наукой и практико-технической деятельностью. Стало важным не только открывать законы мира, но и использовать их при творении нового. Тезис – все на пользу человеку
Слайд 18Естествознание Нового времени
Основные идеи механической модели мира
Мир – совокупность взаимодействующих тел,
Естествознание Нового времени
Основные идеи механической модели мира
Мир – совокупность взаимодействующих тел,
Все тела находятся в вечном движении в пространстве, заполненном гипотетической упругой средой – эфиром, подобным легкому газу
Пространство абсолютно, 3–х мерно. Время абсолютно, однородно, одно направленно, необратимо. Пространство и время не связаны между собой.
Положение тела в пространстве в любой момент времени можно указать с помощью системы координат
Тела природы отличаются массой и энергией, взаимодействие тел носит гравитационный характер
Законы сохранения обеспечивают вечность и неизменность мира, непрерывность и периодичность движения
Все явления связаны причинно – следственными связями, которые описываются законами механики
Законы механики универсальны и применимы к любым процессам.