Постклассическая философия второй половины ХІХ - ХХ века презентация

Содержание

Слайд 2

Неклассическая философия XIX в.

Общая характеристика:
Отказ от «кабинетного» стиля
Сциентизм – устойчивая ориентация на знания,

своеобразная вера, что наука может решить все существующие проблемы.
Витализм – «философия жизни»
Иррационализм – скептическое отношение к разуму и его возможностям
Парадоксализм – склонность к нестандартному мышлению, неожиданным выводам

Неклассическая философия XIX в. Общая характеристика: Отказ от «кабинетного» стиля Сциентизм – устойчивая

Слайд 3

Марксизм

Карл Маркс
1818-1883

Фридрих Энгельс
1820-1895

Марксизм Карл Маркс 1818-1883 Фридрих Энгельс 1820-1895

Слайд 4

Основные идеи марксизма

Экономическая система определяет образ жизни человека и общества

В истории общества последовательно

сменяют друг друга общественно-экономические формации

Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетёнными и угнетающими группами

Идеальное общество – коммунистическое общество, где не будет классов, частной собственности, основной принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям»

Основные идеи марксизма Экономическая система определяет образ жизни человека и общества В истории

Слайд 5

Позитивизм

Отправная точка философии – опыт.
Мы познаем только феномены, и наше знание всегда относительно.
Мы

знаем только отношения между фактами.
Познаваемо только то, что подлежит наблюдению (отношения между фактами).
Познание внеопытных первоначал превышает возможности человека.
Цель положительной (позитивной) философии - привести разум к осознанию своих границ и возможностей.
Эта граница - сфера человеческого опыта, мир явлений.

Огюст Конт – отец социологии

Позитивизм Отправная точка философии – опыт. Мы познаем только феномены, и наше знание

Слайд 6

Артур Шопенгауэр – основоположник иррационализма (волюнтаризма)

Родился в Данциге в семье коммерсанта
Пережил развод родителей,

за которым последовало самоубийство отца
В Геттингенском университете изучал медицину и философию
Преподавая в Берлине, пытался соперничать с Гегелем
Долгое время жил уединенно
«Закат моей жизни стал зарей моей славы»
Умер от пневмонии

1788 – 1860

Артур Шопенгауэр – основоположник иррационализма (волюнтаризма) Родился в Данциге в семье коммерсанта Пережил

Слайд 7

Волюнтаризм

Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ
Она непознаваема, но представляет собой единственную окончательную реальность
Индивидуальная воля –

всего лишь проявление единой космической воли
Космическая воля не может быть предметом науки, она ощущается интуитивно
Наиболее чистым чувственным выражением космической воли является музыка

Волюнтаризм Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ Она непознаваема, но представляет собой единственную окончательную реальность

Слайд 8

Мир как воля и представление

Как воля
Изначальная реальность
Ощущается интуитивно
Совокупность слепых, иррациональных импульсов
Порождает пессимизм

Как представление
Отражение

реальности в нашем сознании
Познается в понятиях
Стройная система образов, идей и впечатлений
Порождает оптимизм

Мир как воля и представление Как воля Изначальная реальность Ощущается интуитивно Совокупность слепых,

Слайд 9

Пессимизм

«Жизнь – арена с горящими углями»
Вся жизнь есть страдание; счастье – лишь временное

отсутствие страдания
Причина страдания – воля к жизни
Поэтому страдание нельзя искоренить, его можно лишь уменьшить
Путь к уменьшению страдания – аскетизм

Пессимизм «Жизнь – арена с горящими углями» Вся жизнь есть страдание; счастье –

Слайд 10

Сёрен Кьеркегор – основоположник экзистенциализма

Родился в Дании в суровой протестантской семье
К религиозным вопросам

относился очень личностно
После разрыва с невестой жил замкнуто, периодически издавая на собственные средства свои работы под разными псевдонимами
Известность пришла к нему лишь в начале ХХ века

1813 – 1855

Сёрен Кьеркегор – основоположник экзистенциализма Родился в Дании в суровой протестантской семье К

Слайд 11

«Страх и трепет»

«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ бытия в мире
Страх –

изначальная характеристика бытия личности, он выражает ее свободу перед лицом смерти
Истинное содержание личности иррационально, его нельзя разделить с другими, нельзя передать кому-то
Личность обретает себя лишь через абсолютную форму страха - трепет, которые есть ничто иное как стояние перед лицом Бога

«Страх и трепет» «Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ бытия в мире

Слайд 12

Три стадии развития личности

Эстетическая
жизнь одним мгновением, непосредственное стремление к наслаждению
Этическая
жизнь будущим,

долг и ответственность
Религиозная
жизнь вечностью, абсурдная вера
Отчаяние в жизни. Необходимость выбрать самого себя.
Отчаяние в себе самом. Необходимость выбрать Бога.

Три стадии развития личности Эстетическая жизнь одним мгновением, непосредственное стремление к наслаждению Этическая

Слайд 13

Каждый велик тем выбором, который он сделал

Трагический герой
Выбирает общее вместо единичного
Жертвует верным ради

еще вернейшего
Его сила – в победе над самим собой
Им движет моральный долг и самоотречение

Рыцарь веры
Выбирает такое единичное, которое еще выше общего
Жертвует верным ради невозможного
Его сила – бессилие
Им движет абсолютный долг перед Богом

Каждый велик тем выбором, который он сделал Трагический герой Выбирает общее вместо единичного

Слайд 14

Фридрих Ницше «Философия жизни»

Родился в Германии
Изучал филологию в Бонне и Лейпциге
Принял швейцарское гражданство

и стал профессором в Базеле
Из-за болезни ему пришлось оставить профессуру и вести уединенную жизнь
В 1889 г. его поразило душевное расстройство и остальную часть жизни он провел вместе с сестрой, которая заботилась о нем

1844 – 1900

Фридрих Ницше «Философия жизни» Родился в Германии Изучал филологию в Бонне и Лейпциге

Слайд 15

Изречения Ницше

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»
«Если ты страдаешь

от действительности, значит, ты сам – неудачная действительность»
«Раскаиваться – значит прибавлять к уже совершенной глупости новую»
«Стыдиться своей безнравственности – это одна из ступеней лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности»
«Падающего – толкни!»

Изречения Ницше «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни» «Если ты

Слайд 16

Два типа морали

Мораль господ
Деятельность
Могущество
Власть
Неравенство
Насилие

Мораль рабов
Терпение
Беззащитность
Покорность
Равенство
Сострадание

Два типа морали Мораль господ Деятельность Могущество Власть Неравенство Насилие Мораль рабов Терпение

Слайд 17

Два типа искусства

Дионисийское
Темное
Хтоническое
Экстатическое
Трагическое
Музыка

Апполоническое
Светлое
Небесное
Изящное
Гармоническое
Пластика

Два типа искусства Дионисийское Темное Хтоническое Экстатическое Трагическое Музыка Апполоническое Светлое Небесное Изящное Гармоническое Пластика

Слайд 18

«Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили!»

«Я знаю только одного настоящего

христианина, да и тот умер на кресте»
«Вера в христианского Бога стала не заслуживающей доверия»
«Вы называете это саморазложением Бога, однако это только его линька: он сбрасывает свою моральную шкуру! И вы вскоре должны увидеть его снова, по ту сторону добра и зла.»

«Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили!» «Я знаю только одного

Имя файла: Постклассическая-философия-второй-половины-ХІХ---ХХ-века.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0