Постмодернистский марксизм Эрнесто Лаклау и Шанталя Муффе презентация

Содержание

Слайд 2

Характеристика подхода

Постмодернистский марксизм – это социофилософское течение, основывающееся на трудах и идеях, предложенных

Карлом Марксом, однако ставящее под критическое рассмотрение ключевые элементы марксистской теории.
Основные положения:
Теория основана на идее о том, что социальный мир формируется дискурсом с помощью значений, так же она синтезирует ряд идей аналитический философии, феноменологии и структурализма, отвергая возможность непосредственного допуска к референту, феномену и знаку.
Дискурс – это совокупность ориентаций, присущих тексту, который погружён в различные контексты (исторический, культурный, социальный, психологический).

Слайд 3

Основные представители

Эрнéсто Лаклау (6 октября 1935 – 13 апреля 2014) — аргентинский политолог,

постмарксист, автор написанной совместно с Шанталь Муфф работы «Гегемония и социалистическая стратегия» (1985 г.) которая традиционно считается постмарксистской. Данное произведение, перенимая внимание к лингвистике, текстам и дискурсу в постмодернизме, отделяет идеологию от её матиального базиса и, в конечном счёте, растворяет «всё социальное в идеологии или “дискурсе”»

Шанта́ль Муфф (17 июня 1943) — бельгийский политический философ. Автор т.н. диссенсуальной модели политического взаимодействия. Она наиболее известна своим вкладом в развитие Эссекской школы дискурс-анализа, а также сотрудничеством с Эрнесто Лакло над книгой «Гегемония и социалистическая стратегия» (1985).

Слайд 4

Характеристика подхода

Основополагающей идеей является теория дискурса. Она основана на мысли о том, что

социальный мир формируется дискурсом с помощью значений, также она синтезирует ряд идей аналитической философии, феноменологии и структурализма, отвергая возможность непосредственного доступа к референту, феномену и знаку.
По представлениям, развиваемым в данной теории, под дискурсом следует понимать определённый способ общения и понимания социального мира. Дискурсы не являются завершёнными и замкнутыми — они постоянно изменяются, и борются между собой за превосходство, стараясь в этой борьбе зафиксировать определённые ими значения в языке.

Слайд 5

Понятие Гегемонии

Понятие гегемонии, имеющее для Лаклау и Муффе центральное значение, было разработано Грамши

для рассмотрения культурного лидерства, а не принудительного воздействия государственной власти.
При такой смене подхода мы, безусловно, отходим от традиционного марксистского интереса к материальному миру и вступаем в область идей и дискурса. Как высказывается на эту тему Вуд, «по сути аргумент Лаклау — Муффе состоит в том, что не существует материальных интересов, есть лишь дискурсивно созданные идеи о них» (1986 г.)

Слайд 6

Переход от традиционного марксисткого интереса к области идеи и дискуссий

Слайд 7

Появление радикальной демократии

Отказ от:
Придавания основного значения материальным факторам
Уделения повышенного внимания пролетариату
2. Отрицание:
Коммунизма в

качестве цели марксистской теории.

3. Взамен:
Предлагают создать постметафизическую политическую теорию, ориентированную на идеал «радикальной и плюралистической демократии», которая в их концепции олицетворяет не просто демократическое общество, но общество «радикальной демократии», «благое общество».

Постметафизическая установка выражается в первую очередь в последовательном антиэссенциализме – отказе от объяснения в терминах сущности.

Слайд 8

Радикальная демократия

Радикальная демократия стремится объединить под широким куполом огромный диапазон направлений демократической борьбы:


1. антирасистский
2. антисексистский
3. антикапиталистический
4. против эксплуатации природы и многие другие
Таким образом, это действительно «радикальная и плюралистическая демократия»

Слайд 9

Принципы радикальной демократии

Изменение характера единоборства, необходимость их объединения, чтобы группы видели себя частью

масштабной борьбы за радикальную демократию.

Борьба одной группы происходит самостоятельно, а не за счет других групп

Все демократические баталии должны развиваться как равные

Слайд 10

Критика теории

Н. Фэркло и Л. Чоулиараки обращают внимание на то, что в теории

недооценивается влияние структурных составляющих, неравнозначных возможностей субъектов к дискурсивным преобразованиям.

Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен указывают на слабый потенциал понятия «область дискурсивности»

Аллен Хантер критикует их за общую приверженность идеализму

Так же данный подход подвергался критике со стороны Джераса, Буравого и других. В качестве недостатков ими были отмечены чрезмерный идеализм, нелогичность, безнравственность, негативные последствия для человечества и т.д.

Имя файла: Постмодернистский-марксизм-Эрнесто-Лаклау-и-Шанталя-Муффе.pptx
Количество просмотров: 87
Количество скачиваний: 0