Западная философия конца XIX – ХХ вв презентация

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX вв.
Позитивизм

и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.

Слайд 3

ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии.

стремительность,

масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.

Слайд 4

Особенности западноевропейской философии ХХ в.

Разнообразие течений, проблем и методов их решения.
Антропологическая проблематика.

Слайд 5

Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в жизни общества:

-

Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление, представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.

Слайд 6

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –

один из определяющих принципов в

западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.

Слайд 7

Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:

- рассматривает мир и

человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.

Слайд 8

Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –

способа теоретического осмысления бытия, основанного на

идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.

Слайд 9

Позитивизм
философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры, а также

вопросы
методологии научного познания.

Слайд 10

1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)

Основоположник –
французский философ
Огюст Конт (1798

– 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».

Слайд 11

2. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)

Бертран Рассел,
Людвиг Витгенштейн,
Рудольф

Карнап и др.
- логический позитивизм (все философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).

Слайд 12

3. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)

Карл Поппер,
Томас Кун, Пол Фейерабенд,
Имре Лакатос.


Историческая школа в методологии научного познания.

Слайд 13


Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода к научной

проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых.
П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».

Слайд 14

Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х гг. ХIХ

в. в Америке)

Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.
Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.

Слайд 15

«Философия жизни» и экзистенциализм –

иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ

вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.

Слайд 16

«Философия жизни»

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная, не имеющая

ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира.
Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».

Слайд 17

Анри Бергсон (1859 – 1941)

Жизнь – поток переживаний, смена мыслей, образов, ощущений,

эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс, который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».

Слайд 18

Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.
Германия:

К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.
Центральная категория– экзистенция (существование).

Слайд 19

Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная действительность – это

существование «своего Я», то есть переживание своего бытия в мире.
Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.
Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».

Слайд 20

«…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».

«Стоит ли

жизнь того, чтобы ее прожить?»

Слайд 21

В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:
религиозное (К.Ясперс, Н.Бердяев)

- возможность обретения свободы через Бога
2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.

Слайд 22

Религиозная философия ХХ в.

1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
- внимание к проблемам

современного мира и к внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.

Слайд 23

2) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. ХХ

в.

.
В центре внимания – проблема свободы личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.

Слайд 24

3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).

Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, философ,

священник.
Труд «Феномен человека» -
идея эволюции
Мира (Универсума).

Слайд 25

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):
преджизнь –

этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.

Слайд 26

НООСФЕРА –

оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении
«точки Омега».
На

этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием.

Слайд 27

Философия герменевтики.

Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания которого проблема

понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.

Слайд 28

Философия психоанализа (фрейдизм)

Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний,

разработанные в трудах З Фрейда и его последователей.
В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.

Слайд 29

Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)
Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология бессознательного»,
«Толкование сновидений»

и др.

Слайд 30

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
«Я» –

область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.

Слайд 31

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

швейцарский
психолог и социолог.
Центральное понятие - «коллективное бессознательное.


Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы.

Слайд 32

Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма.

Центральное понятие его

учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Имя файла: Западная-философия-конца-XIX-–-ХХ-вв.pptx
Количество просмотров: 81
Количество скачиваний: 0