Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия) презентация

Содержание

Слайд 2

План

Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Различия философии Запада и Востока и

особенности древневосточной философии
Древнеиндийская философия
Древнекитайская философия

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания
Общие закономерности развития философии Востока и Запада

Философия Древней Индии и ее главные философско-религиозные направления
Философия Древнего Китая и ее основные школы
Персоналии и терминология философии Индии и Китая
Умения и навыки
Давать сравнительную характеристику философии Востока и Запада
Выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада
Выявлять различие философских концепций Востока.

Слайд 4

Содержание
Зарождение философской мысли

Ключевые понятия
Учебный материал
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература

Слайд 5

Ключевые понятия
Зарождение философской мысли

Атман
Брахман
Будда
Веды
Даосизм
Дхаммапада
Индуизм
«И-Цзин» («Книга перемен»)
Конфуцианство
Легизм
Нирвана
Пракрити
Пуруша
Упанишады

Слайд 6

Учебный материал
Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада

Мифология как ранняя форма общественного сознания
является

основой для зарождения и западной, и восточной философии;
Мифологическое сознание синкретично, с одной стороны, но ставит и ряд собственно философских вопросов о зарождении и развитии мира, жизни и смерти, с другой.

Философия
Зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства: Древняя Индия – I тыс. до н.э., Китай – VI-Vв.в. до н.э., Греция – VII-VIвв.

Слайд 7

Учебный материал
Сходства и различия философии Запада и Востока

Различия философии
Запада и Востока


Восточная философия сконцентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики, западная философия многопроблемна и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания
Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)

Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада
Философия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.)
Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека
Методологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания).

Слайд 8

Учебный материал
Древнеиндийская философия

ВЕДЫ
Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев,

пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э..

УПАНИШАДЫ
Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.

Слайд 9

Учебный материал
Древнеиндийская философия

Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной

техники.
Ведическая религия политеистична.
Традиционно все индийские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Различие между ними заключалось в том, что ортодоксальные школы признавали авторитет вед, а неортодоксальные его не признают.
К основным ортодоксальным школам относятся: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Веданта, Миманса. К неортодоксальным школам относятся: школа Чарвака-Локаята, Джайнизм и Буддизм.
Все школы существовали параллельно.

Слайд 10

Санкхья (VII—VI вв. до н. э.) основные положения исходят из Вед и Упанишад.

Утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши. Пуруша – это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен. Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна.
Брахманизм возникает в начале I тыс., освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальность – мировой дух)
Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.

Учебный материал
Древнеиндийская философия

Слайд 11

Учебный материал
Буддизм

Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии
Основатель Сиддхартха Гаутама

(Будда) (560-483 гг.до.н.э.)
Дхаммапада — одно из произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений Будды, произносившихся им по поводу того или иного случая.
Главные идеи
Освобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй.
«Четыре благородные истины»
Теория причинности (нет деяний, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире имеет свою причину)
Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного, ничто не может служить гарантией благополучия).
«Срединный путь» (умеренность во всем).
«Восьмеричный путь»

Слайд 12

Учебный материал

Нирвана - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых

существ и играющее важнейшую роль в буддизме.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы потока сознания (драхмы) пребывают в покое

Слайд 13

Учебный материал
Древнекитайская философия

Рисунок

Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы

света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. Благодаря этому образуются: мироздание, общество, мораль.

Слайд 14

Учебный материал
Древнекитайская философия

Рисунок

Космогонические идеи были изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»)
Период V-III

вв. до н.э. – возникновение «ста философских школ» ( в т.ч. Даосизм (Лао-цзы и и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян).
.

Слайд 15

Учебный материал Древнекитайская философия

Шесть основных течений, в древнекитайской философии:
Инь-Ян - две космические силы,

которые лежат в основе всего. Особое значение космологии. Философия природы. Любая вещь существует в борьбе противоположностей;
Книжников и мудрецов (конфуцианство);
Моисты - всеобщая любовь к низшим слоям общества;
Школа Имён - сосредоточение внимания на словах, именах;
Легисты - верили, что можно эффективно управлять государством. Люди поступают правильно, если их заставляют так поступать;
Даосизм - избегали конфликтов, противоречий.
Основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Слайд 16

Учебный материал
Даосизм

Основатель Лао-цзы (604г.до н.э).
«Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и

человеческого поведения
Главное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»).
Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение.
Основной принцип – теория недеяния
Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью.
Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. до н. э.)
.

Слайд 17

Канонические писания конфуцианства - это пять классических трактатов и четверокнижие. Пять классических трактатов,

за редким исключением - это древние источники, которые изучал сам Конфуций. Из которых он черпал свои поучения и которым давал свою авторскую оценку.

Учебный материал
Конфуцианство

Главная идея
Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов
Основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.)

Основные проблемы:
Система этических норм
Политические вопросы
Поведение личности
Общественное управление

Слайд 18

Учебный материал
Главные принципы конфуцианства

«Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим»
«Ли»

- почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
«Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
. «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту. Противоположным благородному мужу является падший человек.
«Вэнь» - просвещенность, образованность
«Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности
«Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».

Слайд 19

Учебный материал
Моизм и легизм

ЛЕГИЗМ
Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.)
Основная идея

– человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью
Разработал теорию деспотического государства - вместо убеждения необходимо принуждение

МОИЗМ
Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства.
Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом.
Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе.

Слайд 20

Приобретенные знания

Знание персоналий и терминологии философии Индии и Китая
Знание специфики философских

школ Индии и Китая
Знание общих закономерностей развития философии Востока и Запада
Знание тенденций культурного диалога Востока и Запада.

Слайд 21

Вопросы для самопроверки

Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
Какая философская традиция

впервые поставила под сомнение ведические ценности?
Назовите основные заповеди буддизма.
Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
Что понимают под древнекитайской категорией «дао»?
Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
Имя файла: Зарождение-философской-мысли-(древнеиндийская-и-древнекитайская-философия).pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0