Зарождение идей права в Древней Греции презентация

Содержание

Слайд 2

Содержание: Политико – правовая мысль в Древней Греции 1. Зарождение

Содержание:

Политико – правовая мысль в Древней Греции

1. Зарождение политико-правовой мысли в

Древней Греции

2. ранний период (IX–VI вв. до н.э.)

3. Период расцвета (V – первая пол. IV в. до н.э.)

4. Период эллинизма (вторая пол. IV–II в. до н.э.)

5. Выводы

1 / 12

Слайд 3

1. Зарождение политико – правовой мысли в Древней Греции. упадок

1. Зарождение политико – правовой мысли в Древней Греции.

упадок древнегреческой

государственности, переход греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. ( учения Эпикура, стоиков и Полибия).

2 / 12

Периоды развития правовой мысли Древней Греции

возникновение древнегреческой государственности. (Гомер, Гесиода, «семь мудрецов»).
Формирование философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).

учения Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля

III. Период эллинизма (вторая пол. IV–II в. до н.э.)

I. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)

II. Расцвет (V – первая пол. IV в. до н.э.)

Слайд 4

Основные факты Возникновение государственности - начало I тыс. до н.э.

Основные факты

Возникновение государственности - начало I тыс. до н.э. (форма -

самостоятельные и независимые полисы – отдельные города-государства)

мифологические представления (Гомер и Гесиод)
? формирующийся философский подход («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит)
?рационалистические интерпретации (софисты),
логико-понятийный анализ (Сократ, Платон)
? зачаточные формы эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Древняя Греция

3 / 12

Слайд 5

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.) (жизнь и творчество

2. Ранний период
(IX–VI вв. до н.э.)

(жизнь и творчество - VIII

в. до н.э., описываемые события в «Илиаде» и «Одиссее» – XIII в до н.э.)
Употребление понятий:
«дике» (справедливость) и
«темис» (обычай, обычное право)
(кон. II – нач. I тыс. до н.э. - «гомеровское общество», «гомеровская Греция».)
Справедливость (дике) - основа и принцип сложившегося обычая, обычного права (темис);
обычное право (темис) - конкретизация вечной справедливости (дике), ее присутствие, проявление и соблюдение в отношениях между людьми и у самих богов.
Честь – «тиме» (причитается и Богу, и человеку по справедливости) . У каждого (Бога или героя) своя честь и свое индивидуальное право-притязание.

Поэмы Гомера

Утверждение начал справедливости, законности полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом.

4 / 15

Поэмы Гесиода

(VII в. до н.э.)
«Теогония» и «Труды и дни». Боги - олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.
«Теогония»:
Поэма «Труды и дни» :
отстаивание идеалов патриархального (догосударственного) строя,
освещение смены пяти «веков» (эпох) в жизни людей: «золотого», «серебряного», «медного» веков, века «полубогов-героев» и современного ему «железного века».

Зевс

Олицетворение совершенного

Олицетворение вечного естественного порядка

Фемида

брак

Рождение 2 дочерей - богинь

Дике (справедливость)

Эвномия (благозаконие)

4 / 12

Слайд 6

Биант – наилучшее государственное устройство - когда граждане боятся закона

Биант – наилучшее государственное устройство - когда граждане боятся закона

в той же мере, в какой боялись бы тирана.

Творчество «семи мудрецов» Древней Греции (VII–VI вв. до н.э.): Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон:
Попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях
Акцент на основополагающем значении господства справедливых законов в полисной жизни.

Хилон (автор положения «Познай самого себя») – призыв «Повинуйся законам».
Лучший полис тот, где граждане слушаются законов более, чем ораторов.

Солон (ок. 638–559 г. до н.э.)
издание новых законов (в 594 г. до н.э.) и реформа социально-политического строя афинского полиса.
Отмена частных и государственных долгов – сисахфия (стряхивание бремени). Упразднение кабалы за прошлые долги, запрет и на будущее обеспечение ссуды личной кабалой.
Разделение афинского населения на четыре класса: пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов.
Государство нуждается в законном порядке: беззаконие и междуусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самое большое добро для полиса.
Характеристика закона (и власти закона) как сочетания права и силы.

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)

5 / 12

Слайд 7

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.) Пифагор (580–500 гг.

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)

Пифагор (580–500 гг. до н.э.),
пифагорейцы

(Архит, Лизис, Филолай и др.),
Гераклит (530– 470 гг. до н.э.):
идея необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI– V вв. до н.э.
Критика демократии, обоснование аристократических идеалов правления «лучших» – умственной и нравственной элиты.
Определяющая роль во всем мировоззрении пифагорейцев (мистический характер)- учение о числах - это начало и сущность мира. Выявление цифровых (математических) характеристик, присущих нравственным и политико-правовым явлениям.
Проблемы права и справедливости - пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство».

Фалей Халксдонский:
автор идеальной модели полиса,
утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности.
Необходимо уравнять земельную собственность всех граждан, чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни.

неопифагореец Гипподам – проект идеального полисного устройства (вторая пол. V в. до н.э.):
население государства должно насчитывать 10 000 граждан, которые делятся на три класса – ремесленников, земледельцев и воинов.
Все магистраты избираются народом, т.е. перечисленными тремя классами, вне которых остаются рабы, иностранцы и все те, кто не является «гражданином»..

Идеи идеальной модели полиса

6 / 12

Слайд 8

неопифагореец Гипподам: Территория государства делится на три части – священную,

неопифагореец Гипподам:
Территория государства делится на три части – священную, общественную

и частную.
Доходы с первой части территории идут на нужды установленного в полисе религиозного культа,
со второй части – на нужды воинов (защитников государства),
третья часть территории находится в частном владении земледельцев.

учение Гераклита:
Мышление присуще всем, но большинство людей не понимают всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому необходимо следовать.
Разделение на мудрых и неразумных, лучших и худших. Нравственно-политическая оценка людей - следствие меры интеллектуального постижения ими логоса.
Социально-политическое неравенство - неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. «Война – отец всего и всего царь; … одних она сделала рабами, других – свободными».
Жизнь полиса и его законы должны следовать логосу. «Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который … над всем одерживает верх».
Божественный закон - источник человеческого закона,
народ должен сражаться за закон, как за свои стены.

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)

7 / 12

Слайд 9

Феогнид Мегарский (II пол. VI в. – нач. V в.

Феогнид Мегарский (II пол. VI в. – нач. V в. до

н.э.):
сторонник правления аристократов крови.
Элегии посвящены восхвалению благородных по крови, старой знати.
Благородство обусловлено (у людей и у животных) именно происхождением.
Государство сравнивается с неуправляемым кораблем

2. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)
период расцвета древнегреческой мысли - жанр политико-правовой литературы – выдвижение проектов наилучшего строя (платоновские проекты идеального устройства государства).
Общее для подходов Пифагора и Гераклита, оказавших заметное влияние на последующих мыслителей (Сократа, Платона и др.) - выбор ими интеллектуального (логико-философского, научно-математического, - духовного, а не природного) критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный», «добронравный» и т.п. (все это – считалось синонимами «аристократа»).
Концептуальный переход от предопределенной природой (по принципу рождения) аристократии крови к аристократии духа (знания и нравственных достоинств)

Выводы по пункту 2:

8 / 12

Слайд 10

3. Период расцвета (V – первая пол. IV в. до

3. Период расцвета (V – первая пол. IV в. до н.э.)


углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

9 / 12

Слайд 11

4. Период эллинизма (вторая пол. IV–II в. до н.э.) Эпикур

4. Период эллинизма (вторая пол. IV–II в. до н.э.)

Эпикур (341–270

гг. до н.э.)

продолжатель атомистического учения Демокрита.
Природа развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов.
Этика – связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями.
Основные ценности носят индивидуалистический характер.
Свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя.
Главная цель государственной власти и основание политического общения – обеспечение взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда.
Умеренная форма демократии.

Зенон и стойцизм (336–264 гг. до н.э.).

Основатель стоицизма.
Три периода в истории стойцизма: древний, средний и новый (римский) Главные деятели древней Стой (III–II вв. до н.э.) - кроме Зенона, Клеанф и Хрисипп. Ведущие представители средней Стой (II– I вв. до н.э.) были Панетий и Посидоний, а новой (римской) Стой (I–II вв. н.э.) – Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Мироздание управляется судьбой.
В основе гражданского общежития лежит естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой.
Государство выступает как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование.
Рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.
Действительно свободными являются лишь мудрецы и цари.
Одобрение стоиками царской власти.

 
Кризис древнегреческой государственности
греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима.
Выражение политико – правовой мысли в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Идеальные общественные устройства без рабства и частной собственности в проектах Эвгемера «Священная хроника» и Ямбула «Государство солнца», относящихся к III в. до н.э.).

10 / 12

Слайд 12

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 11 / 12

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

11 / 12

Имя файла: Зарождение-идей-права-в-Древней-Греции.pptx
Количество просмотров: 171
Количество скачиваний: 1