Постмодернистский марксизм Эрнесто Лаклау и Шанталя Муффе презентация

Содержание

Слайд 2

Постмарксизм

Это философское течение, основывающееся на трудах и идеях, предположенных Карлом Марксом, однако ставящее

под критическое рассмотрение ключевые элементы марксистской теории.
Философски постмарксизм сдерживает деривационизм и эссенциализм (к примеру, он не видит государство как инструмент, который «функционирует» однозначно и автономно от имени интересов данного класса).

Слайд 3

Основные положения

Теория основана на идее о том, что социальный мир формируется дискурсом с

помощью значений, так же она синтезирует ряд идей аналитический философии, феноменологии и структруализма, отвергая возмозмодность непосредственного допуска к референту, феномену и знаку.

Слайд 4

Представители

Шанта́ль Муфф (17 июня 1943, ) — бельгийский политический философ. Автор т.н. диссенсуальной модели политического взаимодействия. Она наиболее

известна своим вкладом в развитие Эссекской школы дискурс-анализа, а также сотрудничеством с Эрнесто Лаклау над книгой «Гегемония и социалистическая стратегия» (1985).

Эрнéсто Лаклау ( 6.10.1935 — 13.04. 2014) — аргентинский политолог, постмарксист, автор написанной совместно с Шанталь Муфф работы  «Гегемония и социалистическая стратегия», которая традиционно считается постмарксистской, поскольку авторы ранее были активистами социальных и студенческих движений 1960-х годов, но отклонили экономический детерминизм и акцентированность на классовой борьбе традиционного марксизма. Являлся профессором Эссекского университета.

Слайд 5

Понятие гегемонии

Понятие гегмонии было разработано Грамши для рассмотрения культурного лидерства, а не принудительного

воздействия государственной власти.

При такой смене подхода мы, безусловно, отходим от традиционного марксистского интереса к материальному миру и вступаем в область идей и дискурса.  
«Не существует материальных интересов, есть лишь дискурсивно созданные идеи о них»

Марксистский интерес

Материальный мир

Слайд 6

Радикальная демократия

Основная интеллектуальная претензия постмарксизма Лаклау и Муфф состоит в создании постметафизической политической

теории, ориентированной на идеал «радикальной и плюральной демократии», которая в их концепции олицетворяет не просто демократическое общество, но общество «радикальной демократии», «благое общество».
Постметафизческая установка выражается в первую очередь в последовательном антиэссенциализме – отказе от объяснения в терминах сущности.
Радикальная демократия стремится объединить такой диапазон направлений демократической борьбы как: антикапиталистический, антисексистский, антирасистский, против эксплуатации природы и др.

Слайд 7

Условия создания радикальной демократии


Для достижения этой цели, по мнению Лаклау и Муфф,

необходимо установление эквивалентности между частичными требованиями изолированных друг от друга протестных групп.
В условиях неолиберальной гегемонии, сложившейся в рамках позднего капитализма, речь должна идти о совмещении усилий трудящихся с усилиями представителей тех инициатив, которые принято называть «новыми социальными движениями» (феминисток, экологов, борцов за мир, за права сексуальных и этнических меньшинств и т. д.).
Слияние в новый «исторический блок» предполагает включение их требований в идеологическое поле, организованное вокруг узловой точки «радикальной демократии». В рамках этого идеологического пространства установки локальных групп должны получить новое звучание, а их идентичность должна претерпеть определенные метаморфозы: от партикуляризма в направлении более «объемной» идентичности в качестве новой «цепи эквивалентностей».

Слайд 8

Замена материальных интересов идеями и смещение пролетариата с привилегированной позиции марксистской теории

Социальный мир

характеризуется различными позициями и антагонизмами. Невозможно достичь «единого дискурса»

Универсальный дискурс пролетариата «заменила полифония голосов, каждый из которых строит собственную, не сводимую к иному, дискурсивную идентичность»

Марксисты-теоретики должны рассматривать множество различных дискурсов, которые исходят от широкого круга незащищенных индивидов: чернокожих, женщин, иммигрантов, экологов и т.д.

В результате, марксистская теория децентрализовалась и детотализовалась, поскольку больше не концентрируется исключительно на пролетариях и не считает проблемы пролетариата единственной проблемой общества.

Слайд 9

Главную идею разрабатываемого Лаклау и Муфф проекта радикальной демократии можно определить как последовательное

и бескомпромиссное распространение этих принципов на все сферы общественной жизни.
Гегемонизирующей силой, то есть партикулярностью, репрезентирующей целое, должны стать левые, однако принятие на себя роли представителя прогрессивных сил общества требует от них столь серьезных внутренних трансформаций, что традиционное наимено- вание «левый» становится почти условным.
В то время как задачей радикальной демократии остается упразднение капитализма, ее сторонники признают, что даже его отмена не уничтожит всего неравенства в обществе. Для полного решения проблемы социального неравенства требуется гораздо более широкое движение, чем ожидали традиционные марксисты. продвижения ему необходим определенный эмоциональный цемент. Это движение должно иметь нравственную_основу, понимание того, что правильно, а что неверно. Ему также нужна надежда, хотя и гораздо более скромная, чем та, что была характерна для марксистского проекта. В силу того что надежды умеренны, маловероятно, что они приведут к глубокому разочарованию, постигшему марксистский проект при неудачной попытке достичь своих социальных целей.
Имя файла: Постмодернистский-марксизм-Эрнесто-Лаклау-и-Шанталя-Муффе.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0