Политическая антропология. Политическая философия. Лекция 7 презентация

Содержание

Слайд 2

Антропология и ее направления

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его

Антропология и ее направления Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его
происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах (Воронцова ЛП, Белик АА)
Направления:
Физическая
Философская
Религиозная
Социальная и культурная (политическая как одно из направлений)
Визуальная

Слайд 3

Антропология или этнография (этнология)?

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его

Антропология или этнография (этнология)? Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его
происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах (Воронцова ЛП, Белик АА)
Этнология - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.
Этнография - наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру

Слайд 4

Что такое политическая антропология?

Крадин:
Политическая антропология — изучение институтов управления и соответствующей

Что такое политическая антропология? Крадин: Политическая антропология — изучение институтов управления и соответствующей
практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах и в обществах с племенным строем.
Исследует связь политического поведения с более широкой групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики
Политическая антропология – субдисциплина социальной и культурной антропологии

Слайд 5

Что такое политическая антропология?

Основа политической антропологии – сравнительное, основанное на полевых

Что такое политическая антропология? Основа политической антропологии – сравнительное, основанное на полевых исследованиях,
исследованиях, изучение политики в широких исторических, социальных и культурных рамках.
«Политика или политическое не должна трактоваться в рамках антропологии как отдельное поле для изучения, как взаимосвязь между властными отношениями, культурными процессами и историческими траекториями развития» (К. Крон-Хансен)  

Слайд 6

Предмет политической антропологии

Механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в

Предмет политической антропологии Механизмы и институты власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных
доиндустриальных и посттрадиционных обществах (Крадин Н.Н.)
Ж. Баландье: сравнительное изучение политической организации первобытных и архаических обществ
Л.Е. Куббель: отношения власти и управления обществом преимущественно в доиндустриальные эпохи

Слайд 7

Основные сферы анализа политической антропологии

Власть и родство в традиционном обществе
Контекстуальная специфика

Основные сферы анализа политической антропологии Власть и родство в традиционном обществе Контекстуальная специфика
политических процессов и механизмы с помощью которых субъекты по разному интегрируются в большие социальные, экономические и политические общности
Социальное неравенство, институциональная динамика и политическая трансформация
Символические формы и практики государственной бюрократии, формы политического активизма и формы терроризма и политических пыток, политические эффекты, ассоциируемые с ежедневным конструированием отдельных форм коллективной памяти

Слайд 8

Политическая антропология: становление

Политическая антропология как специализированная дисциплина возникла на рубеже XIX–XX

Политическая антропология: становление Политическая антропология как специализированная дисциплина возникла на рубеже XIX–XX вв.,
вв., (работы Макса Глюкмана, Генри Мейне, Льюиса Моргана, Джеймса Фрезера, Эдварда Эванса-Причарда). Объект исследования – политические институты примитивных или архаических обществ в разных регионах мира большое количество примитивных политических форм.
Начало современного периода политической антропологии – «Африканские политические системы» (1940 г.) (под ред. Э. Эванса-Причарда и М. Фортеса): политическая организация общества – структуры или отношения, которые поддерживают «социальный порядок на какой-либо территории путем организованного использования принудительной власти в виде физической силы»

Слайд 9

Политическая антропология: становление

1950-1960-е гг., расцвет политической антропологии: переход от структурализма и

Политическая антропология: становление 1950-1960-е гг., расцвет политической антропологии: переход от структурализма и функционализма
функционализма на теории действия и интеракционизм. Объект исследования – политическое поведение, определяемое как:
Поиск власти или влияния (как результат политического поведения)
Поиск универсального аспекта обществ
Работа «Общество против государства» (1974 г.) (Пьер Кластр): критика традиционной политической антропологии за универсализацию «западного» определения политической власти или политики. Для Кластра политика по западному – это выражение политической власти через принуждение или насилие: «родовые отношения – гораздо более близкие (интимные), чем представляется очевидным для Ницше, Вебера (у которого государственная власть представлена как монополия на легитимное использование насилия) и современной антропологии

Слайд 10

Политическая антропология: задачи сегодня

1970-е гг.: уход политической антропологии со сцены.
C 2000-х

Политическая антропология: задачи сегодня 1970-е гг.: уход политической антропологии со сцены. C 2000-х
гг. возрождение.
К. Крон-Хансен: основной вопрос политической антропологии – «каким образом определить политику в конкретных исторических условиях: термин «политическое» появился в Западной Европе после Реформации вместе с современными концептами государства и демократии.
Крон-Хансен замечает, что сегодня главная задача политической антропологии заключается в исследовании политического дискурса в разных регионах мира (не только на западе): анализе восприятия политическими акторами разных стран мира политического и политики как таковой.

Слайд 11

Человек политический: становление

Аристотель: человек - существо естественно политическое: максимально расширил границы

Человек политический: становление Аристотель: человек - существо естественно политическое: максимально расширил границы политического,
политического, так как политическое в Древней Греции – это государственное все индивиды – граждане государства
Спор максималистов и минималистов в 20 веке (C. Надель, Е. Лич, Ж. Баландье).
Максималисты отождествляют общество с политическим единством: C. Надель: «Когда рассматривают общество, находят политическое единство, и когда говорят о первом, рассматривают фактически последнее»; так что политическими институтами являются те, которые обеспечивают управление и удержание «очень большого объема групп в едином теле, то есть в обществе»
Минималисты: некоторые примитивные общества лишены политической организации. Малиновский Б.: политические группы у примитивных австралийских племен отсутствуют, Маклеод: у юроков Калифорнии наблюдается такая же ситуация
Для минималистов человек политический начинается там, где заканчивается примитивное общество: «Некоторые антропологи считали бы доказанным, что сфера политического начинается там, где заканчивается сфера родства» (Л. Мэр)

Слайд 12

Человек политический: становление

Динамический подход: примитивные общества не являются застывшими, им

Человек политический: становление Динамический подход: примитивные общества не являются застывшими, им свойственна динамика
свойственна динамика традиционных структур и общественных отношений. М. Глюкман архетипическое противоречие между "обычаем" и "конфликтом", "порядком" и "восстанием", присутствующее во всех примитивных племенах даже при слабой социальной дифференциации. Разработанная Глюкманом "теория восстания" позволяет увидеть эволюцию общественных форм в экзотических племенах именно как политическую

Слайд 13

Политический актор и политический субъект

П.А. Цыганков («Международные отношения»): Ф. Брайар и

Политический актор и политический субъект П.А. Цыганков («Международные отношения»): Ф. Брайар и М.Р.
М.Р. Джалили под актором международных отношений понимают любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, которые способны играть определенную роль и оказывать влияние в сфере международных отношений
Ю.В. Ирхин: «субъектом можно считать активно действующего и познающего, обладающего сознанием и волей индивида или социальную группу»
М.Ю. Зеленков: «субъектом политики является тот, кто ведет активную политическую жизнь и, исходя из своих интересов, участвует в политическом процессе»

Слайд 14

Семинар

Американский неоэволюционизм, теории политогенеза и потестарно-политическая этнография
Родство и власть: родовая динамика,

Семинар Американский неоэволюционизм, теории политогенеза и потестарно-политическая этнография Родство и власть: родовая динамика,
«сегментарная власть»
Политический выбор и политическая телеология
Политическая структура традиционного общества: лидерство, бигмен, вождизм

Слайд 15

Литература к семинару

Литература: Жорж Баландье. Политическая антропология. - М.: Научный мир.

Литература к семинару Литература: Жорж Баландье. Политическая антропология. - М.: Научный мир. -
- 204 с.. 2001
Крадин Н.Н.. Политическая антропология: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Логос. - 272 с.. 2004
Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана = Argonauts of the Western Pacific / Пер. с англ. В. Н. Поруса — М.: РОССПЭН, 2004. — 584 с.
Эванс-Причард Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. / [Отв. ред. и авт. предисл. Л. Е. Куббель]. — М.: Наука, 1985. — 236 с.
Салинс М. Бедняк, богач, бигмен, вождь:политические типы в меланезии и полинезии // Сибирские исторические исследования. 2018. №1: C. 18-41

Слайд 16

Семинар

Политические изменения как цель и результат политической деятельности. Формы политических изменений
Политическая

Семинар Политические изменения как цель и результат политической деятельности. Формы политических изменений Политическая
идентичность: мультикультурализм и кризис политической идентичности и самоидентичности индивидов.
Политический габитус индивида.
Имя файла: Политическая-антропология.-Политическая-философия.-Лекция-7.pptx
Количество просмотров: 140
Количество скачиваний: 0